Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права, так как указанные действия осуществляются за пределами правомочий, предоставленных автором.
Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.[29]
Авторы и исполнители также в случае нарушения их личных неимущественных прав и или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя вместо компенсации возмещения морального вреда. В этом случае правообладатели освобождаются от документального подтверждения размера убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости нарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечёт её наступление. Указанная компенсация широко применяется на практике. [30]
В целом, заключение авторского договора является действенным и актуальным способом защиты своего права.
Особого внимания в вопросах защиты интеллектуальной собственности заслуживает институт управления имущественными правами на коллективной основе как эффективное средство реализации таких прав.
2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе
Управление имущественными правами на коллективной основе является по сути новой для России формой использования объектов интеллектуальной собственности. Чаще всего именно в тех сферах авторских прав, где применение традиционных форм их реализации затруднено. Например, сложно или невозможно найти самого владельца. Тем более когда речь идёт об иностранных произведениях, чтобы не ехать лично заключать авторский договор в Америку, Германию или ещё куда-нибудь.
Именно на этот случай российским законодательством и предусмотрено создание организаций, которые коллективно управляют авторскими правами: собирают авторское вознаграждение и переводят его обладателям интеллектуальной собственности, выполняя роль своеобразного посредника между автором и пользователем. Подобные организации в мире работают давно и успешно.[31]
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обратиться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией .Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, при обращении в суд не является истцом, поскольку выступает в защиту не своих прав. Истцами по делу в указанном случае выступают обладатели авторских и (или) смежных прав, в защиту интересов которых обратилась организация. Право этой организации на обращение в суд с заявлением о защите авторских и (или) смежных прав основано на законе, поэтому она может действовать без доверенности от обладателя авторских и (или) смежных прав.
Документами, подтверждающими право организации на обращение в суд с заявлением о защите авторского права и (или) смежных прав, являются устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, договор с обладателем авторских и (или) смежных прав на управление имущественными правами на коллективной основе и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами.[32]
Таким образом, управление имущественными правами на коллективной основе является достаточно удобным средством реализации авторских или смежных прав независимо от состояния или местоположения автора или исполнителя, а также определённым гарантом такой реализации.
Однако, несмотря на видимую прочность системы защиты интеллектуальной собственности, в наше время всё чаще можно встретить примеры её нарушения. Следующая глава посвящена проблеме пиратства на российском и мировом уровнях и широкому распространению контрафактной продукции.
3. Контрафакты и пиратство
Нарушение авторских прав широко распространено во всём мире. По оценкам экспертов, объём мировой контрафактной продукции составляет 630 млрд. $ или примерно 7% от общего товарооборота. Но в большей степени авторское право нарушается на российском рынке. И положение это нужно менять не просто кардинально, но достаточно быстро. Ведь вопрос о защите права собственности является одним из самых острых на переговорах о вступлении нашей страны в о всемирную Торговую организацию. По данным международной организации производителей фонограмм, российский рынок аудио- и видеопиратства по объёму производимой продукции занимает второе место в мире. Причём контрафакт, про изведённый в России, реализуется в 27 странах мира. Однако при этом не стоит забывать, что авторское право – материя очень тонкая, требующая особых юридических знаний и весьма аккуратного, точнее, скрупулёзного к себе отношения.
Что нужно знать об авторском праве? Как минимум то, что ели мы вдруг решим использовать в собственных коммерческих интересах, например аудиодиск с записанным на него голосом известного певца, чтобы не оказаться в роли пирата, следует озаботиться не только приобретением базового диска, с соответствующим оформлением таможенных документов, если речь идёт о зарубежном исполнителе, но и подумать об авторском вознаграждении. Потому что контрафакт, как следует из постановления пленума Верховного суда есть понятие юридическое, т. е. оно не зависит ни от качества полиграфии на обложке диска, ни от количества аудио- и видеопроизведений на одном носителе, ни от каких-либо других полиграфических или технических недостатков продукции. Поэтому вопрос о контрафактности продукции не может ставиться перед экспертом.[33]
Контрафактными являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).
Лицо, осуществившее подобное воспроизведение, может за свой счет удалить контрафактные элементы из экземпляров произведения и (или) объектов смежных прав. В таком случае экземпляры произведений и (или) объектов смежных прав не будут считаться контрафактными. Однако это не освобождает нарушителя от гражданско-правовой ответственности по Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".[34]
Одним словом, контрафакт – это игнорирование прав автора или правообладателя. Причём будет ли соответствующий договор заключён непосредственно с автором или это будет сделано через организацию, управляющую авторскими правами коллективно, неважно. Главное, чтобы авторское вознаграждение было выплачено. В противном случае, можно рассчитывать на обвинение в распространении нелицензионной продукции со всеми вытекающими из этого последствиями.[35]
4. Авторство и Интернет
Понятия авторских и смежных прав претерпевают в последние годы очень серьезные изменения. Интернет день за днем меняет этот мир, руководствуясь принципом: "Жизнь - это информация, и информация должна быть доступна всем!" И зачастую бесплатна. Как защищаются авторские права в современной России и есть ли эффективные способы по отстаиванию своих законных интересов перед мошенническим копированием из сети Интернет? Пока процесс издания, будь то книги или пластинки, был связан с тиражированием, все было хорошо: издатель авансировал автора, инвестировал деньги в тиражирование и продавал результат пользователю. Сегодня эта цепочка, в которой не было лишних звеньев, рвется на глазах - информация отделилась от материального носителя и ситуация кардинально изменилась. Теперь вовсе не обязательно покупать книгу или лазерный диск - наверняка это можно найти в Интернете. Бесплатно.
Страдает ли от этого автор, не получающий вознаграждения? Когда как. Взамен денег автор получает такую рекламу, которую он не мог бы купить ни за какие деньги. Страдают посредники, не получающие дохода от продаж. [36]
Относительно осуществления авторского права на произведения, размещённые на сайтах Интернета, существуют определённые сложности. Перед автором обязательно появится проблема доказать, как и когда его произведение было размещено и как доказать, что автор именно он. Российские законы, к сожаленью, не содержат таких норм. В результате авторские права, предоставленные авторам законами, не могут быть в достаточной мере защищены применительно к электронным произведениям.
Т.о., сегодня, когда нормы законодательства не приспособлены к информативной базе, в результате чего не обеспечено правовое регулирование защиты авторских прав в сети Интернет, надёжнее размещать свои произведения в зарегистрированных СМИ. Для этого заключается авторский договор, в котором изложены существенные для сторон условия: способ использования произведения, срок, на который передаётся право, размер вознаграждения, который выдаётся за каждый способ использования.[37]