Организация была создана в целях содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией; обеспечения административного сотрудничества Союзов.
В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально функционируют: Российское авторское общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. [27], Союз Операторов Интернет (СОИ) – некоммерческая организация, созданная в целях координации деятельности организаций, работающих в российском сегменте сети интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву - ведет свою историю от июня 1998 года, когда Генеральный директор ЮНЕСКО и ректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова подписали Соглашение о ее создании. За прошедшие годы Кафедра стала региональным центром международного сотрудничества по проблемам интеллектуальной собственности и информационного права на всем пространстве СНГ и Балтии, создав свои филиалы в ряде субъектов Российской Федерации и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально.[28]
Фонд развития Интернет-культуры начал Web-депонирование сайтов и Интернет-публикаций, что позволит защитить авторские права в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта.[29]
Фонд развития Интернет-культуры берет на себя роль "независимого свидетеля" для конкретной электронной публикации. Фактически, Фонд собирает "вещественные доказательства" в виде копии сайта на компакт-диске, которые впоследствии могут быть использованы для защиты авторских прав. Отметим, что эта услуга - платная, хотя и весьма недорогая. В свете первых судебных процессов о защите авторских прав в Интернете такой проект может оказаться достаточно популярным у авторов сайтов, обеспокоенных проблемой плагиата.
На семинаре, который проходил в Сеуле, по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета.[30] Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую – информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения.
Институт интеллектуальной собственности, и авторское право в частности, имеет достаточно большую историю развития как в Российской Федерации, так и других странах. Прослеживая и исследуя развитие законодательства в разных странах, можно обнаружить, что применение традиционных правовых механизмов и их некоторое обновление, обусловленное внедрением и применением новых информационных технологий, не решает всех проблем, которые возникают в процессе становления информационного общества. Процессы информатизации создали возможности для активизации творчества самых широких слоев населения. Все больше и больше стало приобщаться людей и особенно молодежи к творчеству, интеллектуальный труд становится определяющим фактором экономики государств. Человеку в таком обществе необходима, с одной стороны, охрана его прав на результаты интеллектуального творчества и труда, которое обеспечивается авторским правом, а с другой стороны, для реализации творческого потенциала личности в любой деятельности человеку необходим свободный доступ к самой разнообразной информации как по роду своей деятельности, так и в других смежных областях, общение с коллегами; переписка, обмен деловой информацией, достижениями и результатами исследований, получение другой информации, а возможно, и ведение бизнеса. Именно в таком противоречии и проявляются правовые проблемы защиты авторского права в Интернете, решение которых позволит ускорить прогрессивное развитие общества.
Существует также довольно простая и эффективная система выявления противоправных сайтов. В Интернете есть такое понятие, как "логи". Это протоколы работы компьютерных сетей, в которых указаны интернет-адреса компьютеров, которые связывались через Интернет. А по этим компьютерным адресам можно вычислить и адреса физические, поскольку все они зарегистрированы за какими-то лицензированными операторами. Они не имеют отношения к правоохранительным органам, но с их помощью провайдер всегда может "выдернуть" нужную для правоохранительных органов информацию. Это как на телевидении, где по закону вышедший в эфир сюжет на случай судебного иска нужно хранить в архиве год. В Интернете же, чтобы вывести на чистую воду преступников, достаточно воспользоваться "логами".
Но они нужны только тогда, когда необходимо через суд доказать, что через тот или иной сайт осуществлялась преступная деятельность. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение той или иной информации. Что касается России, то в отечественном законодательстве есть статьи Уголовного кодекса, по которым хозяев сайта, а также авторов электронных текстов и видеопродукции можно привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение контрафактной продукции, за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, за распространение порнографии.
Законным и единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, как считают в российских спецслужбах, могло бы стать принятие единого для всех стран закона об Интернете. Два года назад на международном совещании была предпринята попытка принять конвенцию о киберполиции, которая бы регулировала все отношения в виртуальном пространстве.
Будапештская конференция, по замыслу ее организаторов, должна была доказать, что на фоне бурно развивающегося киберпространства необходимы совместные усилия всех стран по наведению элементарного порядка во Всемирной паутине и установлению единых "правил игры" в ней. Она рассматривает вопросы координации усилий правоохранительных органов по борьбе в киберпространстве.[31]
Авторское право предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора. Причем неимущественные права, а именно право на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить моральные интересы автора и не имеют прямой экономической выгоды. Имущественные права (копирайт) защищают исключительные права автора на произведение - его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора. [32]
Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличается от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны априорно предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав. Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства Российской Федерации. Естественно, что некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее.