Смекни!
smekni.com

Защита прав юридических лиц при проведении проверок (стр. 2 из 14)

– увеличение средств от штрафов, поступающих в бюджеты;

– формирование прозрачной схемы прохождения средств через бюджеты всех уровней, не уменьшая поступления в них;

– устранение избыточных административных барьеров в развитии предпринимательства.

Последний фактор является важнейшим направлением в развитие предпринимательства и модернизации экономики в Российской Федерации. Т.о. принятие данного законопроекта может стать весьма позитивной предпосылкой для улучшения экономической ситуации в стране.

Данный закон не распространяется на налоговый, валютный, финансовый контроль, банковский и страховой надзор, транспортный контроль, таможенный, иммиграционный, лицензионный и др.виды специального государственного контроля.

Организационная структура, функции и порядок деятельности органа гос. контроля устанавливается нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и при нарушениях, допущенных в ходе проверок, органы гос. контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон предусматривает защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель усмотрел в действиях органа гос. контроля нарушение законодательства, то юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может обжаловать действие органа гос. контроля. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) или их представители имеют право участвовать в проведении контроля, получать предусмотренную законодательством информацию, ознакомиться с результатами и в случае согласия или несогласия указать об этом в актах.

Предусмотрен учет контрольных мероприятий, проводимых органами гос. контроля. Контрольное мероприятие не должно превышать 1 месяца не более одного раза в два года. В исключительных случаях (например, при обнаружении в ходе контрольного мероприятия нарушений юридическим лицом обязательных требований или неисполнение им предписаний органа гос. контроля) устанавливается более продолжительный срок. Выделяются усиленный режим гос. контроля (6 мес.) и облегченный режим, который действует только в сферах, совпадающих со сферой профессиональной деятельности организаций саморегулирования.

В законе представлены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не допускают взимание платы за проведение контрольных мероприятий и получение органами государственного контроля отчислений от сумм, поступающих в соответствующие бюджеты и тем самым не позволят должностным лицам злоупотреблять властью.

Данный закон позволит мобилизовать дополнительные средства, которые будут поступать в соответствующие бюджеты от штрафов.

1.2 Принципы защиты прав юридических лиц

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) – это основополагающие, исходные начала, которыми должны руководствоваться органы государственной власти и их должностные лица, осуществляя мероприятия по контролю. Указанные принципы тесно переплетаются с обязанностями, запретами и ограничениями в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок, установленными в иных статьях комментируемого закона.

Принцип презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя сочетается с принципом презумпции невиновности, установленного КоАП РФ, согласно которому лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Данный принцип содержит ряд существенных моментов:

– лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

– лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность;

– доказательство виновности лица в совершении административного правонарушения – обязанность судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится данное дело;

– неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип соблюдения международных договоров РФ.

Конституция РФ 1993 г. впервые включила международно-правовые нормы в правовую систему государства. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международные договоры РФ, объявленные частью правовой системы, могут применяться соответствующими компетентными органами. Это такие международные договоры, в отношении которых РФ выразила согласие на их обязательность и которые вступили для нее в силу.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101–ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международным договором Российской Федерации является международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также от его конкретного наименования.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5–ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных Конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. К другим договорам применимо общее правило, установленное ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, по которому любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конституция установила соотношение закона и международного договора Российской Федерации, причем только на случай их противоречия. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 31 октября 1995 г. разъяснил, что речь идет о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установил соотношение закона и международного договора в случае их согласованности, т.е. при отсутствии противоречия. В силу ч. 2 ст. 5 этого Федерального закона положения официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты, т.е. наряду с международным договором Российской Федерации применяется соответствующий внутригосударственный правовой акт.

4. Принцип открытости и доступности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора) означает по сути обязательное наличие факта публикации нормативного правового акта. При этом с этим принципом связан и принцип установления обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. В связи с этим поясним следующее.

Обратимся к Основному закону. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Анализ конституционной нормы позволяет делать следующие выводы:

– официальной публикации подлежат законы и нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– обозначенные законы и нормативные правовые акты начинают действовать не ранее даты их официального опубликования;

– законодатель намеренно делает акцент на публикации официальной, разграничивая тем самым от простой публикации. При этом источники официальных публикаций указываются непосредственно в законах, указах, приказах соответствующих органов исполнительной власти, устанавливающих порядок опубликования и вступления в силу обозначенных нормативных правовых актов;

– с одной стороны, здесь содержится веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовывать принятый закон, с другой – запрет, обращенный к любому правоприменителю, – не применять неопубликованный закон.

Обратимся к законодательным актам, определяющим понятие «нормативный правовой акт». Определение последнего приводится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 г. № 781–II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации», согласно которому «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного и временного характера, рассчитанное на многократное применение».