Смекни!
smekni.com

Функция цветовой детали в рассказах А.П.Чехова (стр. 1 из 3)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»

Солнечного муниципального района

Хабаровского края

РЕФЕРАТ

по литературе

Функция цветовой детали в рассказах

А.П.Чехова

Выполнила: Мищащюк Светлана Анатольевна, ученица 11 «Б» класса

Руководитель:

Казаковцева Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы


«Это был несравненный художник... Художник жизни... И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще...».

Л.Н. Толстой

План.

I.

Введение.

II. Краткая летопись жизни и творчества А.П. Чехова

III. Критика о творчестве Чехова.

IV. Функция цветовой детали в рассказах

§1. Рассказ «Шампанское». Цветовая ёмкость пейзажных зарисовок.

§2. Рассказ «Злой мальчик». Важность единичных цветовых деталей в раскрытии эмоционального состояния героя.

§3. Рассказ «Поцелуй»- психологическая достоверность, созданная с помощью цветовой детали.

§4. Повесть «Черный монах» - отражение глубокой философии с помощью цветовых деталей.

V. Заключение

I

Введение.

Произведения А.П. Чехова, «О любви»[1], «Душенька»[2], «Невеста»[3], «Черный монах»[4], с которыми я познакомилась в старших классах, произвели на меня огромное впечатление. Мне показалось даже, что ничего лучше я не читала.

Именно поэтому я обратилась к творчеству А.П. Чехова, работая в рамках проекта «Цветовая деталь в русской литературе».

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкно­венная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, пред­меты, природу. Несомненно, что художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Известно, что он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обя­зательно должно выстрелить. Основываясь именно на этих словах самого писателя, я решила исследовать своеобразие цветовой детали в его рассказах, работая в рамках проекта « Цветовая деталь в русской литературе».

Задачи:

- собрать и систематизировать литературно – критический материал по заявленной теме;

- исследовать тексты рассказов А.П. Чехова

- оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.

Литературно - критического материала о рассказах А.П. Чехова достаточно много, но всё-таки я пришла к выводу, что исследования цветовой детали (при очевидной обозначенности этой темы во многих критических работах) ещё не проводились. Поэтому моя работа основана практически на собственных наблюдениях по тексту и выводах.

II

Краткая летопись жизни и творчества А.П. Чехова



1860, 17(29) января - А. П. Чехов родился в Таганроге в мещанской семье.
1868-1879 - учился в Таганрогской гимназии, по окончании которой поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Осколки" и других.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888 - повесть "Степь".
1890 - А. П. Чехов совершает поездку на Сахалин, где совершает сплошную перепись каторжных и ссыльных поселенцев. Пишет книгу "Остров Сахалин" (1893-1894).
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район), близ Лопасни (ныне город Чехов), в приобретенной им усадьбе (с 1944 г. - музей-усадьба Чехова). Создает повести и новеллы - "Дуэль", "Дом с мезонином", "Палата № 6" и прочие.

1897-1899 - участие во всеобщей переписи населения, работа участковым врачом во время эпидемий холеры. Создает пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры".

1901 - женился на актрисе художественного театра О. Л. Книппер.

1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким. Вместе с В. Г. Короленко в знак протеста против отмены Николаем Вторым избрания Горького почетным академиком отказался от звания почетного академика, присужденного ему в 1900 году.
1903-1904 - пишет пьесу "Вишневый сад".

1904, июнь - А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15) июля А. П. Чехов похоронен в Москве.

III

Творческая жизнь А.П. Чехова

Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и чисто гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах “Будильнике”, “Осколках”, “Стрекозе” и др. под псевдонимами Антоша Чехонте, Балдастов и Человек без селезенки. Уже в ранних рассказах (“Письмо донского помещика”[5], “Злоумышленник”[6], “Орден”[7] и “Хирургия”[8]) он обнаружил недюжинный талант и много тонкого юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом, к которому он прибегал и впоследствии, особенно в своих комедиях и одноактных водевилях, вроде “Медведя”[9] и “Юбилея”[10]. Но даже в этот первый период, наряду с легкой карикатурой и добродушным смехом, в творчестве Чехова наметились иные, более серьезные мотивы, сближавшие его с преобладающими веяниями 1880-х.
В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: “Степь”,[11] “Палата
№ 6”[12], “Дуэль”[13], “Человек в футляре”[14], “Моя жизнь”[15],“Скучная история”[16]; драмы “Иванов”[17], “Чайка”[18], “Дядя Ваня”[19], “Три сестры”[20], “Вишневый сад”[21]). Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей.
С особой глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской космополитизированной интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, сознания своей оторванности от национальной жизни. Чехов, как многие его современники, не разделял русское общество на “прогрессивную интеллигенцию” и народ, а рассматривал его как единое целое. “Все мы народ, — говорил Чехов, — и все лучшее, что мы совершаем, дело народное”. Вместе с тем, как горожанин, Чехов плохо знал быт русской деревни. Описания жизни русских крестьян в его произведениях (особенно “Мужики”[22], “В овраге”[23]) схематичны и недостоверны и являют самую слабую сторону его великого таланта.

Большинство критиков считает, что в творчестве Чехова отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам, заветы живы в наших сердцах как воспоминанья о чем-то очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном.

IV

Функция цветовой детали в рассказах А.П. Чехова

§1

Рассказ «Шампанское».

В рассказе "Шампанское" (1887) мы сталкиваемся с интересными цветовыми деталями, введёнными в художественную систему. Цветовые детали представлены, прежде всего, в небольших, но ёмких пейзажных зарисовках.Бросается в глаза их олицетворяющий характер: "Луна и около нее два белых пушистых облачка неподвижно, как приклеенные, висели в вышине над самым полустанком и как будто чего-то ждали". У читателя возникает ощущение, что луна и два облачка упомянуты неслучайно и что оборот "как будто чего-то ждали". Жёлто-белый цвет, представленный в этих образах, соотносится с состоянием героя, усиливает напряжение сюжетного ожидания. Тем более, что дело происходит вечером, поэтому жёлто- белый цвет функционирует на фоне тёмно- синего, почти чёрного цвета, контрастно выделяясь. Рассказ называется "Шампанское". Вот описано случайное падение бутылки шампанского на пол, передновогодним тостом, что названо "нехорошей приметой". Должны произойти какие-то изменения в судьбе героя. Какие? И словно в ответ, через двенадцать строк, появляется новый цветовой оборот: "Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, каквеликан, одетый в саван. Он поглядел на меня сурово и уныло, точно, подобно мне, понимал свое одиночество". Белый цвет, благодаря сравнительному обороту, становится похоронным цветом. Особо подчеркивается мотив одиночества. Напряжённость повествования усиливается. А в тексте снова описывается небо, в котором перемены уже произошли: "Два облачка уже отошли от луны и стояли поодаль с таким видом, как будто шептались о чем-то таком, чего не должна знать луна". Первоначальное единство и гармония нарушены. Появился какой-то секрет, быть может - обман, что-то замышляется. И через три строки сообщается о приезде роковой гостьи. Связь небесного и земного заявлена в рассказе достаточно определенно.Уже на первой странице упомянут "прозрачный лунный свет, от которого никуда не спрячешься". Луна и два белых пушистых облачка поначалу в равной степени наделены способностью свечения: "От них шел легкий прозрачный свет и нежно, точно боясь оскорбить стыдливость, касался белой земли, освещая все: сугробы, насыпь...". Чехов даже не побоялся тавтологии ("свет... освещая"), чтобы сказатьто, что хотел сказать. Этот небесный свет касается всего на земле, играет, искрится на инее, покрывающем тополь - символ мужского одиночества в рассказе. Далее единство свечения нарушается. Взамен совместного свечения - отделенность. Луна остается одна, покинутая, обманутая двоими. В небе словно разыгрывается некий аллегорический сюжет, в котором можно усмотреть параллель тому, что вот-вот произойдет на земле, - то есть пророчество. Цветовые детали становятся неотъемлемой частью этого сюжета. Что же происходит на земле? Сначала судьба сводит мужчину и двух женщин. В финале герой-рассказчик сообщает, что "бешеный вихрь" лишил его и жены, и любовницы. Он остался один. Заявленный мотив одиночества реализован полностью. Не слишком ли прямолинейно и просто? Думается, что не слишком. Возможно, что герой-рассказчик, создавший такую параллель в своемповествовании, склонен идентифицировать себя с луной, а двух своих женщин - с двумя белыми пушистыми облачками. Однако эта версия не единственная. Почему произведение имеет подзаголовок "Рассказ проходимца"? Не для того ли, чтобы подчеркнуть дистанцию между героем и автором?.. Герой завершает свою историю словами о том, что "бешеный вихрь"забросил его "на эту темную улицу". В начале - свет луны, и два облачка, сияющие отраженным светом. Затем "два облачка уже отошли от луны и стояли поодаль с таким видом, как будто шептались о чем-то таком, чего не должна знать луна". Далее говорится: "Легкий ветерок пробежал по степи, неся глухой шум ушедшего поезда". Многозначительная деталь. И в финале - тьма. Быть может, автор понимает небесную аллегорию несколько иначе? У героя, остро чувствующего свое одиночество, есть жена. И он самговорит: "Любила он меня безумно, рабски, и не только мою красоту или душу, но мои грехи, мою злобу и скуку и даже мою жестокость, когда я в пьяном исступлении, не зная, на ком излить свою злобу, терзал ее попреками". Любовь жены не дорога ему. Он ищет встреч с другими женщинами, он жаждет страсти. И уходит от света, от любви своей жены. А что потом? Страсть к Наталье Петровне, "бешеный вихрь", тьма... Думается, что участие "небесной канцелярии" придает смысловому полю рассказа особое динамическое напряжение, наполняет текст тревожащей, ускользающей от однозначных интерпретаций проблематикой. В соединении небесного и земного, тёмного, белого и жёлтого "мерцают" некие дополнительные смыслы, быть может, пугающие своей обманчивой прямотой.

§2