Смекни!
smekni.com

Посвящена важнейшей проблеме теоретических основ эвристического обучения (стр. 3 из 5)

В основе метода эмпатии лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальных идей.

7. Метод синектики

Сам термин «синектика» обозначает «объединение разнородных элементов». Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают «неоперационными механизмами», развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.

В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее: метод синектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения; после применения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идей постепенно падает. [10]

Эвристический подход используется не только в педагогике, но и в психологии, инженерии, физике, информатике, кибернетике, философии и других научных областях. Специалисты каждой из этих наук рассматривают эвристику со своих позиций, придают своеобразное толкование ее основным понятиям и положениям. Так, кибернетики считают, что эвристика - методы и способы, связанные с улучшением эффективности системы (человека или машины), решающей задачи. В последние годы к эвристике относят и те исследования представителей кибернетики, которые пытаются моделировать высшие проявления интеллекта. Психологи считают эвристику разделом психологии, изучающим творческое мышление. Педагоги считают эвристикой науку о средствах и методах решения задач. Философы термин «эвристический» приписывают таким правилам или утверждениям, которые способствуют открытию нового.

Все же основой эвристики является психология, особенно тот ее раздел, который получил название психологии творческого, или продуктивного, мышления. Например, использование эвристических методов технического творчества (прямая и обратная мозговая атака, метод эвристических приемов и метод морфологического анализа и синтеза) в компьютерной инженерии позволяют развить творческое воображение и способности учащихся сделать первые шаги к изобретательству — созданию новых технических решений.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. Это и должен учитывать учитель. [3; с.536]

Учебный процесс по развитию творческих способностей выстраивается с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Работы, посвященные проблеме творческого развития учащихся, можно найти и в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева и др. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

ö видение новой проблемы в знакомой ситуации;

ö перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

ö видение новых (скрытых) функций известных объектов;

ö видение всех взаимосвязей структуры объекта;

ö видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

ö комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

ö построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. [7; с.194]

«Творческая деятельность - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего». [12; с.420] Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. определяют творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей». С. Штейн считает, что «...процесс является творческим, если его результат заключается в новизне работы, которая принимается как логическая и полезная». [18; с.148]

Т.Рибо считает, что с точки зрения психолога существенный признак творчества - новизна продукта - имеет субъективный характер: «Всякий нормальный человек занимается творчеством в большей или меньшей степени. По своему невежеству он может изобрести то, что уже изобрели тысячу раз. Если для других это не будет созданием чего-то нового, то для самого изобретателя оно является таковым». [11; с.205]

Эвристическое обучение предполагает осуществление творчества, творческой деятельности, как учащимися, так и учителями.

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных или решаемых обществом. Способности выступают и как предпосылки усвоения знаний, умений и навыков, и как результат, и критерий уровня обучаемости. Применительно к ситуации школьного обучения творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.

Проблема в том, что при разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристического метода учитель должен учитывать:

ž общий уровень развития ученического коллектива;

ž возрастные особенности формирования креативной сферы;

ž личностные особенности учащихся;

ž специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

- положительные мотивы учения («Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться»); [15; с.99]

- интерес учащихся к предмету («Как бы ни старался учитель, к каким бы методикам не прибегал, какой бы техникой не владел - повысить эффективность обучения, не вызывая у обучающихся интереса к учебному материалу, невозможно»); [2; с.204112 с.420А.М. «ности», М.: НаукаРЫ:

-ЛЬТАТтоды можно классифицировать следующим образом:]

- творческая активность;

- положительный микроклимат в коллективе;

- сильные эмоции;

- предоставление свободы выбора действий.

Итак, принципы эвристического обучения:

ž креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

ž опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

ž актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

ž индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

ž системность обучения;

ž творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Следовательно, задачами учителя будут выступать:

- постоянное пополнение запаса знаний учащихся;

- развитие общеучебных умений и навыков;

- развитие креативного мышления;

- развитие творческой самостоятельности учеников;

- воспитание творческой личности.

Согласно исследованиям Фридмана Л.М. и Турецкого Е.Н. можно выделить следующие функции эвристического обучения:

ö самостоятельное усвоение знаний и способов действий;