Смекни!
smekni.com

Избранные главы (стр. 10 из 49)

ТЕМА 5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Примерное содержание. Цели, задачи и теоретико-методологические аспекты игровой технологии. Структурные элементы игры. Классификации игр. Целесообразность использования игровой формы занятий в системе дополнительного математического образования с учащимися разных возрастов. Условия, при которых игровые формы эффективны. Описание и методика организации различ­ных математических игр. Изучение передового опыта.

Теоретические сведения

Цели, задачи и теоретико-методологические аспекты игровой технологии. Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре осуществляется личностное становление школьников.

Теоретико-методологические основы игровых технологий представлены трудами А.А. Вербицкого, Л.В. Загрековой, Д.Б. Эльконина и многих других авторов. Роль и место дидактических игр в процессе обучения математике в 5-11 классах рассматривает В.Г. Коваленко в книге «Дидактические игры на уроках математики» (Москва, 1990). Об условиях и требованиях, при которых целесообразно использовать дидактические игры во внеклассной работе, говорится в работе Е.А. Дышинского «Игротека математического кружка» (Москва, 1972). В методическом пособии М.Н. Перовой «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» (Москва, 1996) показано значение дидактических игр математического содержания для лучшего понимания и закрепления математического материала, для успешного проведения коррекционно-воспитательной работы с младшими школьниками, для эффективного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность через дидактическую игру и упражнения занимательного характера. В пособии «Дидактические игры на уроках математики с недостаточным уровнем подготовки» И.В. Косолаповой, В.П. Краснощековой и др. (Пермь, 1995) обосновывается роль дидактической игры в формировании интереса к учению; рассматривается содержание термина «дидактическая игра», ее структурные компоненты и специфические особенности; даны некоторые методические рекомендации. В пособии А.В. Фаркова «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы» (Москва, 2006) рассмотрены вопросы организации и методики проведения игровых форм внеклассной и внешкольной работы по математике; предложены примерные разработки конкретных игр. В учебном пособии «Организация внеклассной работы по математике в современной школе» В.Л. Пестеревой и др. (Пермь, 2010) представлены многообразные игровые формы и их конкретное содержание; даны методические рекомендации по проведению различных игровых мероприятий.

Структурные элементы игры: установочный элемент, игровая ситуация, задачи игры, игровые правила, игровое действие, игровое состояние, результат игры.

Начало любой игры осуществляется вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки на игру. Установочный элемент игры – это своеобразная предигровая ситуация, обеспечивающая организационные предпосылки на восприятие игровых задач, создающая познавательную мотивацию, активизирующая мыслительную деятельность, воображение школьников. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Установочный элемент игры позволяет ввести школьников в игровую ситуацию. В игровой ситуации участвует определенное количество учащихся, которые реализуют определенные действия. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи. Большинство исследователей выделяют как игровые, так и учебные задачи. Учебные задачи выступают для учащихся в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (реши кроссворд, найди ошибку…). Отсутствие в игре игровой задачи превращает ее в обычное задание, упражнение. Для соединения учебных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение учащихся, обеспечивают игрокам равные условия. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Назовем основные требования к игровым действиям учащихся: игровые действия должны быть мотивированы, спланированы и управляемы, должны соответствовать числу играющих и постепенно усложняться. Во время игры у учащихся возникает игровое состояние. Оно включает в себя наличие переживания, активизацию воображения учащихся, эмоциональное отношение к действительности. Игровое состояние поддерживают проблемность ситуации, элементы соревновательности и занимательности, используемые аксессуары, наличие юмора, элементов дискуссии, свободная творческая атмосфера, ситуация выбора. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил), менее заметным (получил удовлетворение, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры через определенное время). Различают результат для учителя, заключающийся в показателе уровня усвоения знаний и умений, норм поведения, и для учащихся – в достижении определенных целей (моральное удовлетворение от игры, отгадывание кроссворда, интерес к проблеме).

Целесообразность использования игровой формы занятий в системе дополнительного математического образования с учащимися разных возрастов. Рассмотренные структурные элементы тесно связаны между собой. Характер и игровые ситуации определяются содержанием темы, возрастными особенностями учащихся, их интересами. Учащиеся младшего школьного возраста с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации («Магазин», «Школа», «У нас в гостях матрешки» и т.д.). Младшим школьникам интересны игры на соревнование («Лучший счетчик класса», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?» и т.д.). Учащиеся 5-7 классов увлекаются играми, в которых есть тайна или нужно сделать открытие, что-то найти, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, самостоятельной творческой работы. Школьники в подростковом возрасте (7-9 классы) в играх стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются настольными играми, состязаниями. Для них организуют игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих игр. Особое увлечение в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Старшеклассников (10-11 классы) привлекают и разнообразные настольные игры, кроссворды, шарады, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры-состязания (клуб знатоков, КВН), ролевые игры, направленные на активную речевую деятельность (пресс-конференция, презентация, брифинг), при этом фигурируют роли с высокой общественной окраской (министр, дипломат, управляющий).

Классификации игр. Игры классифицируют по различным признакам. Интересна классификация Л.В. Загрековой и В.В. Николиной, в которой выделяются игры с правилами (настольные; игры-состязания; подвижные игры на местности; компьютерные) и творческие игры (ролевые; игровое проектирование; компьютерные) в зависимости от творческой активности учащихся.

Условия, при которых игровые формы эффективны (Л.В. Загрекова, В.В. Николина). Первая группа условий связана с формированием мотива деятельности. Стимулирующими факторами здесь являются вариантность игровых ситуаций; активность при решении учебных проблем в ходе игры; необходимость опоры на дополнительный материал; увлеченность изучением нового материала с помощью игрового метода; занимательность; соревновательность. Вторая группа условий обеспечивает формирование системы знаний на основе управления ходом игры. Задача состоит в том, чтобы научить школьника самостоятельно добывать и применять знания, опираться на имеющиеся умения, планировать свою деятельность, осуществлять анализ, синтез, обобщение, самоконтроль, самооценку. Третья группа условий – включение каждого школьника в процесс по самореализации в ходе игры. Это возможно на основе использования индивидуального подхода в условиях коллективной и групповой деятельности, обеспечения учащихся необходимыми памятками, средствами обучения, управления познавательной деятельностью учащихся в ходе игры. С этой целью следует стремиться вовлекать учащихся в дискуссию, задавать познавательные и проблемные вопросы, формулировать выводы и оценивать полученные результаты.

Описание и методика организации различ­ных математических игр. Изучение передового опыта. Описание многих математических игр можно найти в «Игротеке математического кружка» Е.А. Дышинского; в пособиях: М.Н. Перовой «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»; В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики»; А.В. Фаркова «Внеклассная работа по математике. 5-11 классы» и многих других.

В методическую копилку учителя математики можно рекомендовать следующие игры.

«Математическое лото». Игра служит эффективным средством для закрепления различных нумераций (египетской, славянской, римской). Для проведения игры берут обычное лото и по его образцу изготавливают нужное количество карточек, заменив числа арабской нумерации на числа нужной нумерации. «Бочонки» остаются прежними, не изменяются и правила игры.

«Игры типа игры Баше». В начале игры на столе имеется несколько предметов. Необходимо взять какое-либо количество (не более заранее оговоренного) предметов за один ход. Играют два ученика. Проигрывает тот, кто возьмет последний предмет. Например, на столе 15 яблок. Разрешается брать по одному, два или три яблока. Проигрывает тот, кто возьмет последнее яблоко. Ясно, для того, чтобы не проиграть, начинающий игру должен взять первым ходом три яблока, а затем брать такое количество яблок, которое в сумме с числом яблок, взятых соперником, будет равно четырем.