На сегодня ряд учебных учреждений, имеющих солидную репутацию и опыт в области традиционных образовательных услуг, создали центры обучения с использованием Интернет-технологий и иных форм дистанционного образования. Среди них Центр дистанционного обучения Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Центр сетевых образовательных технологий и систем Московского физико-технического института,[196] Институт дистанционного образования при Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы,[197] и другие.
В США уже каждый третий колледж предлагает электронные образовательные программы.[198] Ведутся также переговоры о создании электронной системы обучения для выпускников Стэндфордского, Принстонского и Йельского университетов, являющихся хранителями традиций западной высшей школы. Стэндфордский университет заключил соглашение с Ярославским государственным университетом о совместной выработке дистанционной программы обучения.[199]
По оценкам российских экономистов, количество потенциальных студентов дистанционного образования в России превышает два миллиона человек.[200]
В приказе Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 июня 2000 г., № 1924 "Об эксперименте в области дистанционного образования"[201] указано, что дистанционное образование положительно оценено научно-педагогической общественностью и апробировано на момент подписания приказа на более чем 100 тысячах обучающихся.
Правовое регулирование заключения и исполнения договоров на образовательные услуги осуществляется на основе Конституции, ГК РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", Закона РФ "Об образовании"[202] и др.
Инструктивным письмом Минобразования РФ от 3 июля 1998 года № 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании"[203] даны разъяснения порядка реализации программ среднего и высшего профессионального образования, использования дистанционной технологии обучения. На основании письма при применении дистанционной технологии обучения должно проводиться зачисление студентов на одну из указанных законодательством форм обучения (очную, очно-заочную, заочную, экстернат) и реализовываться все виды аттестации и контрольных мероприятий, предусмотренных государственным образовательным стандартом для данной формы обучения по соответствующему направлению подготовки специалистов.
Для образовательных Интернет-услуг, как и для ряда других Интернет-услуг, характерной проблемой является идентификация пользователя - контрагента договора.
Причем, в случае с образовательными услугами большинство апробированных средств идентификации не подходит, так как здесь весьма вероятна умышленная передача обучаемым своих средств идентификации другому лицу (электронной подписи, ключа, пароля и т.д.) с целью завышения своих оценок успеваемости и фальсификации результатов дистанционных тестов, либо несанкционированного получения образовательных Интернет-услуг.
В связи с этим в договорах на оказание образовательных Интернет-услуг должны быть зафиксированы специфические правила предупреждения передачи обучаемым своих средств идентификации другим лицам и ответственности за такую передачу.
Следующий вид договоров, который следует рассмотреть при изучении договоров на оказание Интернет-услуг - договоры на оказание маркетинговых Интернет-услуг.
Под маркетинговыми Интернет-услугами здесь понимаются услуги по проведению маркетинговых исследований с использованием сети Интернет. Маркетинговые исследования включают в себя "...анализ структуры и размеров спроса на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги по контингенту потребителей, разработку и организацию выполнения ассортиментных программ производства исходя из параметров спроса потребителей; осуществление мер по повышению качества и потребительских свойств товаров и услуг; обеспечение скорейшего продвижения товаров от производителей покупателю...; проведение рекламных мероприятий, воздействующих на психологию потребителей и способствующих расширению спроса; организацию доступного послепродажного и сервисного обслуживания покупателей".[204]
В ГК РФ не включены нормы о договоре маркетинговых услуг, хотя они являются ключевыми для рыночной экономики, в связи с чем следует признать справедливость утверждение Измайловой Е. об этом факте как о существенном пробеле в ГК РФ.[205]
Предметом договора на оказание маркетинговых Интернет-услуг является как деятельность по исследованию, так и результат. Последний обычно выражается в форме отчета или заключения о проведенном исследовании с указанием необходимых маркетинговых действий, справки о состоянии рынка в исследуемой области и т.п.
В связи с высокой стоимостью такого типа услуг в договоре обычно устанавливается подробный порядок получения информации и ее обработки, способы контроля заказчиком хода выполнения работ. При оказании маркетинговых Интернет-услуг вся деятельность исполнителя может быть разделена на несколько этапов, которые нередко выполняются различными юридическими или физическими лицами - экспертами. Для каждого из таких этапов целесообразно фиксировать в договоре порядок оплаты, сроки и другие аспекты исполнения.
Первым этапом исполнения договора маркетинговых Интернет-услуг является предоставление заказчиком задания на маркетинговые исследования, где должны содержаться цели исследования, могут содержаться задачи и методы, а также объект исследования (например, соответствующей группы потребителей, эффективность рекламы определенного товара на той или иной рекламной площадке и т.д.
Вторым этапом является сбор информации, который включает в себя получение от заказчика его внутренней информации (баланс, сведения о сбыте, о прибылях и убытках, издержках, предыдущих исследованиях и маркетинговых акциях и т.д.), а также внешней информации.
Внешняя информация может быть получена путем анализа лог-файлов сервера, где расположен сайт заказчика, для определения интересов потребителей (это информация, фиксирующая обращения пользователей к тем или иным страницам сайта, время их работы и другие данные), проведения в Интернете голосований, наблюдения за поведением потребителей с помощью данных автоматических статистических систем, организации фокус-групп, экспериментальных ПР-акций и т.д.
Третьим этапом является обработка собранной информации и подготовка на ее основе выводов и рекомендаций, оформление собранных данных и аналитической части в виде документа, т.е. фиксирование информации на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Во избежание спорных ситуаций в договоре максимально подробно должны быть закреплены требования, которые будут служить критериями надлежащего исполнения договора.
В связи с отсутствием в ГК РФ особых существенных условий, относящихся к договорам на оказание маркетинговых услуг вообще, и оказываемых посредством Интернета, в частности, единственным существенным условием в рассматриваемом договоре будет его предмет (часть 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ).
Исследователем Измайловой Е. выдвигалось утверждение о наличии в составе существенных условий договоров на выполнение маркетинговых исследований условия о начальном и конечном сроке выполнения работ.[206]
Признавая экономическую целесообразность и важность точного определения сроков выполнения работ, трудно согласиться с их характеристикой в качестве существенных условий в юридическом смысле.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ "...существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение."
Таким образом, при отсутствии указаний в правовых актах на существенные или необходимые условия договора маркетинговых услуг существенным условием будет предмет договора, а также условия, специально оговоренные в заявлении одной из сторон как требующие достижения соглашения.
Рассматривая договор маркетинговых Интернет-услуг, нельзя не затронуть вопрос правомерности методов маркетингового исследования, в частности, их соответствия Конституции.
Конституция содержит положения о запрете на проведение в отношении людей научных и иных опытов (часть 2 статьи 21), провозглашается право каждого на неприкосновенность частной жизни (статья 23), не допускается сбор, хранение, использование информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статья 24).
В связи с этими положениями наблюдение за поведением лица с использованием средств Интернета должно осуществляться только с его согласия.
Главным отличием, отграничивающим договор на оказание информационных Интернет-услуг от ранее рассмотренных договоров, является его направленность на передачу существующей информации без необходимости ее существенной переработки. Экономический эффект от исполнения такого типа договора достигается за счет экономии времени заказчика на поиск информации.
В случае, если договор предполагает создание новых информационных ресурсов путем анализа, сложного поиска и обработки данных, то такой договор следует признать договором на исследование.
Последствия такого признания влияют, в частности, на возможность исполнителя получить оплату за фактически произведенные исполнителем работы при выявлении невозможности достижения предусмотренного договором результата (статья 775 ГК РФ). При невозможности исполнения договора возмездного оказания услуг (консультационных, информационных и других) исполнителю возмещаются лишь понесенные им расходы в силу пункта 3 статьи 781 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.