Смекни!
smekni.com

, экзамен (стр. 13 из 14)

4. Основные функции философии и значение философского образования для современного человека.

Литература

Берлин И. Назначение философии. – Вопросы философии. -1999. - № 5. С. 103-117.

Библер B.C. Что есть философия? - Вопросы философии. 1994. - №12. С. 159.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М., 1979.

Волков Г. Сова Минервы. - М., 1985.

Левин Г.Д. К вопросу об основном вопросе философии. – Вопросы философии. – 2002.- № 10. С. 105-112.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. - Ч.1. - М., 1991..

Чанышев А.Н. Начало философии. Гл. Философия и мировоззрение. - М., 1982.

Тема 2

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античная философия существовала более тысячи лет (с VI в. до н. э. по VI в. н. э.). Она явилась исторически первой формой европейской философии и включала в себя все первоначальные знания о мире, из которых впоследствии выросло древо современной философии и науки.

Для античной философии характерно наличие множества различных школ и направлений. В античности складываются два основных философских направления: материалистическое (линия Демокрита) и идеалистическое (линия Платона), борьба между которыми становится одним из внутренних источников развития философии.

В античной философии зарождается учение о развитии - диалектика, в ее первой, стихийной форме. Уже в ней выделяется объективная диалектика (Гераклит) и субъективная (Сократ).

Античная философия сыграла огромную роль в духовном развитии человечества, заложив основы и определив пути последующего движения всей европейской и мировой философии.

План

1. Общая характеристика античной философии.

2. Античный материализм: Фалес, Гераклит, Демокрит.

3. Античный идеализм: Пифагор, Сократ, Платон.

4. Историческое значение античной философии.

Литература

Антология мировой философии.- М., 1969 -Т. 1.

Асмус В. Ф. История античной философии.- М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. - М, 1965.

Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. – Ростов на Дону, 1987.

История философии в кратком изложении. - М, 1995.

Лосев А.Ф. Словарь античной философии. – М., 1995.

Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. - Ч. L - М,, 1991..

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, - М., 1989.

Тема 3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средние века - это историческая эпоха, продолжавшаяся с VI по ХIV век. Господствующей формой общественного сознания в этот период становится религия. Она стремилась поставить философию в подчиненное, и даже обслуживающее положение по отношению к богословию. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм – обращение к богу, как первопричине и первооснове мира. Ее главной задачей становится теоретическое обоснование религиозных догм, что и предопределило ее схоластический метод, оторванный от действительности.

План

1. Основные черты западноевропейской средневековой философии.

2. Проблема добра и зла в философии Августина Аврелия.

3. Проблема разума и веры в средневековой философии (П. Абеляр, Ф. Аквинский).

4. Спор об универсалиях (о природе общих понятий). Реализм и номинализм.

Литература

Антология мировой философии. - М,, 1970 - Т.2.

История философии в кратком изложении.- Пер. с чеш. Богута И.И.- М, 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток. Под ред. В.Н.Мотрошиловой. В 2-х кн. Кн. 1.- М., 1996.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

Тема 4

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия эпохи Возрождения зарождается в Италии в XIV веке и, распространяясь в Западной Европе, охватывает собой период по ХVI век включительно. В данной теме необходимо показать, что развитие философской мысли этого времени было вызвано прогрессивными явлениями общественной жизни. Возрождаются все основные философские учения античности, которые были утрачены в средневековье. Философия начинает освобождаться от религии (деизм, пантеизм, концепция "двух истин").

Философия эпохи Возрождения носит антропоцентрический характер, т.е. в центр философских исследований ставится человек. Формируется течение гуманизма, пронизанное верой в человека, в его право на земные радости и счастье.

Философия опирается на бурное развитие естествознания. Возникают натурфилософские учения, которые, не отрицая прямо существование бога, отождествляли его с природой.

План

1. Основные черты философии эпохи Возрождения.

2. Формы освобождения философии и науки от религии (деизм, пантеизм, концепция "двух истин").

3. Натурфилософские учения Дж. Бруно, Г. Галилея, Н. Коперника.

4. Социальная философия эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли).

Литература

Баткик Л.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления. - М, 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Горфункель В.Х. Философия эпохи Возрождения - М., 1980.

История философии в кратком изложении -Пер. с чеш. И.И. Богута - М., 1991.

Кампанелла Т. Город Солнца. - М., 1954.

Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.

Матросова Н.К. Философия эпохи Возрождения. Текст лекций. – CПб., 1998.

Мор Т. Утопия - М., 1953.

Рожицын B.C. Джордано Бруно и инквизиция.- М., 1955.

Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП веков.- М., 1984.

Тема 5

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В данной теме необходимо раскрыть следующие положения: ХVII-ХVIII века в Европе стали временем становления промышленного производства, науки в ее современном понимании, подъема нового общественного класса - буржуазии, обострения ее борьбы с феодализмом, что и предопределило характер философии Нового времени.

В работе следует подчеркнуть, что между философией и естествознанием устанавливается связь, давшая основание для материалистического мировоззрения, представители которого критиковали средневековую схоластику за оторванность от практики, за догматизм и идеализм. В центре философии Нового времени становятся проблемы методологии научного познания и материальной основы (субстанции) мира.

План

1. Особенности философии Нового времени.

2. Основные заслуги и недостатки материализма ХVП-ХVШ веков.

3. Проблема метода познания в философии (Ф.Бэкон, Р. Декарт).

4. Проблема бытия и субстанции в философии Нового времени.

Литература

Бэкон Ф. Новый органон. - М., 1977.

Декарт Р. Избранные произведения. - М, 1950.

История философии в кратком изложении,- пер.с чеш. Богута И.И. - М., 1991.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия ХVIII в. - М, 1986.

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. - М, 1987.

Матвиевская Г.П. Рене Декарт. - М, 1976.

Момджян Х.Н. Французские просветители ХVIII в. - М., 1983.

Нарский И. С. Западноевропейская философия ХVП века. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1984.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП в.в. - М., 1984.

Соколов В.В. Спиноза. - М., 1977.

Тема 6
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В ХVIII веке во Франции складывается движение, получившее название «Просвещение». Оно было направлено против идеологии феодального общества. Мыслители эпохи Просвещения выступили за свободу научной и философской мысли, против средневековой схоластики.

В работе надо отметить, что главными объектами исследования в эту эпоху становятся общество и человек. Просветители считали, что существующее общество несовершенно и должно быть изменено. Лучшим средством изменения общества они считали распространение передовых научных идей, поэтому главной своей задачей видели пропаганду и распространение всего лучшего, что создало человечество.

В философии ХVIII века значительное развитие получает материалистическое объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имели материалистические воззрения Ж. Ламетри, К. Гельвеция и П. Гольбаха.

План

1. Основные черты философии эпохи Просвещения.

2. Французский материализм ХVIII века (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах).

3. Проблемы человека и общества в философии Просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо).

Литература

Антология мировой философии.- М., 1970.

Вольтер. Философские сочинения.- M., 1988.

Гельвеции К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М., 1938.

Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т. - М., 1963.

Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия ХVШ в.- М.,1986.

Момджян Х.Н. Французские просветители ХVШ в.- М.Д983.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVШ в. Учебное пособие. - М„ 1974.

Философия. Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1996. Гл. У.

Тема 7

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия - это направление в развитии европейской философской мысли ХVIII - первой половины ХIХ веков. Она представлена творчеством немецких философов - И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Каждый из них создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. При всех различиях эти учения характеризуются некоторыми общими чертами. В этот период немецкая философия достигает наивысшего расцвета, становится образцом для мировой философской мысли.

В данной работе необходимо показать, что главной заслугой классической немецкой философии явилась разработка целостной концепции диалектики. Необходимо отметить, что эта диалектика была идеалистической.

Великим диалектиком был Г. Гегель, создавший стройную идеалистическую концепцию развития. Следует также показать противоречие между идеалистической философской системой и диалектическим методом у Гегеля. Еще одной заслугой классической немецкой философии стал ее вклад в разработку идей гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах).