Смекни!
smekni.com

Компенсация морального вреда (стр. 2 из 17)

Более специальное видение «вреда» мы можем увидеть в сфере Гражданского права. В Гражданском праве «под вредом как основанием деликатной ответственности понимаются неблагоприятные для субъекта гражданского права имущественные или неимущественные последствия, возникшие в результате повреждения или уничтожения принадлежащего ему имущества, а также причинения ему увечья или смерти гражданину (физическому лицу)»[3]. Как и всякое определение, призванное выразить к небольшом, сжатом контексте, предмет вопроса, оно страдает неточностью указания отношений, рассматриваемого определения. Так и в конкретном приведенном случае, мы видим отсутствие понимания вреда неимущественного, причиненного в результате умаления нематериальных благ человека. Но это не говорит о том, что любое определение плохо само по себе, следуя природе его возникновения. Нет, достаточно того, что оно указывает направление, группу отношений, впоследствии рассмотренные более тщательно.

Вредом, по нашему мнению, можно называть всякое умаление имущественного или неимущественного субъективного блага. Анализ природы вреда, говорит за то, что вред имущественный и неимущественный, тесно связаны между собой и в подавляющем большинстве случаев возникают совместно, вытекая один из другого.

Вред может причиняться в виде умаления личного или имущественного блага. О вреде имущественном в нашей работе стоит говорить, в случае если он является причиной причинения вреда морального. А так как в этом случае сосуществование и взаимосвязь этих видов вреда довольно тесная, то рассматривать причинения морального вреда необходимо с учетом вреда имущественного.

В настоящее время вопросы возмещения морального вреда содержится в ст. 12, 151, 152, 1099-1101 ГК РФ и ряде нормативно-правовых актов, перечень которых указан в п. 4 Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Мы приходим к заключению, что законодатель определяет «моральный вред» как «физические или нравственные страдания». Термин «страдания», введенный в определения законодателем не разъясняется.

Что понимать под моральным вредом, более подробно разъясняется в упомянутом Пленуме: «под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания причиненные действием (бездействием) посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина». Пленум приводит некоторые примеры, в которых указываются возможное наступление морального вреда «моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочани1х честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др[4].

Это состояние может выражаться в субъективном отрицательно-эмоциональном состоянии, не связанном с физическими страданиями, а базирующийся на беспокойство своем физическом состоянии в настоящий момент и в будущем. В таком положении человек может и не испытывать нравственных страданий. Глубина же наличия таких страданий всецело зависит от человека, его воли и жизнеутвержденности. Поэтому мы не согласны с утверждением Е.А. Михно, которая определяет моральный вред как «отрицательные последствия нарушения имущественных или неимущественных благ, выразившиеся в душевных страданиях или переживаниях. Физические страдания как правовая категория в понятие морального вреда не могут быть включены. Они приобретают юридическую значимость для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение морального вреда лишь постольку, поскольку вызывают нравственные страдания»[5]. Наличие физических страданий, в смысле присутствия физической боли, слабости, зуда, тошноты и т.д., следует рассматривать отдельно. Такое утверждение исходит из следующих обстоятельств. Во-первых, физические страдания являются следствием вреда здоровью. Как мы уже заметили, не во всяком случае вред здоровью причиняет человеку моральный вред. Наличие же болевых и иных негативных физических ощущений, всегда причиняют физические страдания. Страдание - это состояние, когда происходит умаление неимущественного блага, обозначенного как здоровье. Следует уточнить, что человек страдает не потому, что ему причинен вред здоровью, а потому что в результате причинения такого вреда он ощущает физические страдания. Очень близко стоят понятия: боль душевная, боль физическая, объединяющиеся единым термином - страдания. Поэтому наличие физических страданий в виде болевых ощущений, зуда, удушья, тошноты и т.д. всегда говорит о наличии морального вреда.

Следует отметить, что «физические страдания» трактуются некоторыми авторами как страдания по поводу своего физического состояния. Однако, чтобы быть предельно точным в рассматриваемом вопросе, необходимо заметить как раз наличие нравственных страданий, порождающихся от осознания человеком вреда, причиненного его здоровью. То есть на лицо так называемый «вторичный моральный вред». Например, в результате совершенного преступления, потерпевший получил травмы, наличие которых вызывает у этого человека страх за свое будущее физическое состояние, беспокойство от «перспективы» остаться инвалидом. Если понимать «физические страдания» только лишь как негативные физические ощущения, тогда нравственные страдания не пересекаются со страданиями физическими, хотя могут вытекать друг из друга. При этом негативные физические ощущения, неразрывно связанные с физическими страданиями, являются вредом моральным.

Схожую позицию занимает A.M. Эрделевский, который отмечает, что «...повреждение организма, представляет собой органический вред. Он вызывает физические страдания у потерпевшего в момент причинения увечья и в процессе последующего лечения. Одновременно осознание своей неполноценности, невозможность вести равноценную прежней жизнь, утрата работы заставляют его испытывать переживания, г.е. претерпевать нравственные страдания. В совокупности нравственные н физические страдания составляют моральный вред, который при наличии других необходимых условий должен быть в соответствии со ст. 151 ГК компенсирован в денежной форме[6]. Таким образом, о наличии морального вреда можно говорить, если последствия действий правонарушителя потерпевшим как негативные изменения в душевно - эмоциональном (социальном), психическом или физическом состоянии или он претерпевает физические страдания[7].

Возникает множество вопросов, касаемых терминологии, используемой при обозначении общественных отношений в сфере причинения и компенсации морального вреда. Многие авторы придерживаются мнения, что моральный вред есть только нравственные страдания, а страдания физические - это нечто иное, которое ближе всего к вреду неимущественному. В разряд неимущественного вреда они склонны зачислить и вред моральный. Так М.Н. Малеина считает, что «неимущественный вред выражается в причиненных нравственных переживаниях (собственно моральный вред) н физических страданиях. Моральный вред может заключаться в страхе, унижении, беспомощности, стыде, в переживаниях иного дискомфортного состояния в связи с утратой родных, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением сведений, не соответствующих действительности, временным ограничением или лишением каких - либо прав и др. Физический вред выражается в причинении физической боли...»[8]. После выхода в свет первой части ГК РФ, где моральный вред трактуется как нравственные или физические страдания, возникло логичное предложение: «Поскольку «нравственный» и «моральный» выступают как синонимы, более удачно было бы использовать в законодательстве термин «неимущественный вред». Кроме того, «неимущественный вред» может сочетать физические и нравственные страдания. Поэтому правильно рассматривать неимущественный вред как физические и (или) нравственные переживания, а не как исключающую их альтернативу»[9].

При введении в законодательство термина «неимущественный вред», вместо «моральные или физические страдания» может возникнуть несоответствие нормативного аппарата с другими нормативно-правовыми актами. Так ст.42 УПК РФ[10] и ст.25.2 КоАП РФ[11] имеет положения, которые говорят о том, что вред может быть физическим, имущественным или моральным. Однако, при причинении физического вреда могут не возникнуть физические страдания. Они возможны лишь в случаях отрицательных физических ощущений. Поэтому, понятия физический вред и физическиестрадания не совпадают. Приняв за основу утверждение, что физические страдания могут быть лишь при наличии негативных физических ощущений, и что негативные физические ощущения являются моральным вредом, можно утверждать, что трактование морального вреда в разных нормативно-правовых актах не противопоставляется другим видам вреда - не имущественному, не физическому.