«Но что, если родители захотят выбрать специализированную школу»
В основе этого вопроса, который задается сторонниками идеи инклюзии, лежит идея о возможности совместимости инклюзии и специального образования. Мы повторяем аргументы против поддержки сегрегированного образования. Они отсылают к правам человека, а именно к праву детей учиться вместе со сверстниками; к тому факту, что инклюзия нужна массовым школам для обеспечения качественного социального и академического образования; наконец, к тому, что инклюзия настраивает людей сопротивляться предрассудкам, стереотипам и страху перед отличиями. И родительский выбор не меняет ни одни из этих аргументов. Если сегрегирующее образование дискриминирует, то оно делает это вне зависимости от того, чей это выбор, государства или родителей. Последовательное воплощение идеи инклюзии не совместимо с мнением, что родители могут выбирать сегрегацию своих детей.
Предполагать, что родители так или иначе могут поддерживать дискриминацию, - нонсенс. Родительский интерес относительно их детей состоит в том, чтобы давать ребенку нужную меру поддержки для получения доступа к образованию, защите от издевательств, в школьной среде и т.д. И этот интерес может быть реализован посредством соответствующего обеспечения и организации массового обучения, что не требует поддержки специальных школ. Перед родителем всегда есть выбор: или отдавать своего ребенка в специальную школу, или принимать особенности своего ребенка и бороться за право учиться в интегрированной школе.
Родители будут часто «выбирать» специальное образование, потому что верят, что у них нет выбора. Родители, как и многие другие, сбиты с толку мифом о том, что сегрегация составляет элемент специального образования, где работают эксперты, и где есть все ресурсы для того, чтобы обеспечить нужды ребенка. Все больше родителей осознают, что они могут требовать для своих детей обучения в массовой школе, и они разрушают миф о закрытых специальных школах [Partenrs in Policy Making 2001].
«Массовое обучение еще не готово распространять инклюзивное обучение»
Для многих детей массовые школы не эффективны. Слишком часто школы – скорее место для взрослых, где дети – всего лишь визитеры, и где к мнению детей не прислушиваются (Whittaker J. и др., 1999). Массовые школы никогда не станут креативным, динамичным, безопасным и эффективным обучающим пространством, пока они продолжают дискриминировать детей, которые учатся иначе и требуют альтернативных форм поддержки. Дети, которые в настоящем исключены из массовых школ, не проблема, а важнейший путь развития массового образования.
«Как мы узнаем, что ребенок с учебными трудностями будет понимать то, что изучают другие дети?»
Николасу 16 лет. Считается, что он имеет достаточно проявлений учебных трудностей. Он не использует устную речь; он пользуется креслом-каляской; имеет недостатки зрения и слуха. Школа не может оценить, как много Николас чувствует и усваивает из того, чему его учат. Должен ли Николас быть полностью интегрирован в местную массовую школу?
Мы предположим, что Николас не может понимать, что он не восприимчив к окружающему пространству, следственно, он не попадает в массовую школу и учится в закрытой специальной школе. Спустя 10 лет мы понимаем, что были не правы, и Николас обладал способностью к пониманию и был восприимчив к обучению. Что мы потеряли?
Мы предполагаем, что Николас обладает способностью понимать и восприимчивостью к окружающей среде, и включаем его во всевозможные виды совместной деятельности со сверстниками, оказывая соответствующую помощь и ориентируясь на высокие ожидания. Спустя 10 лет мы понимаем, что были не правы, и Николас ограничен в своих способностях. Что мы потеряли?
Хочется привести пример из практики российского специалиста, который обследовал ребенка 2,5 лет с подозрением на диагноз «умственная отсталость». В ходе обследования ребенок был вял, заторможен, не справился с многими заданиями. Прием закончился, специалист посмотрел в окно и сказал: «Собачья погода». Вдруг ребенок откликнулся: «Гав-гав, кап-кап?». Это заставило специалиста назначить повторное обследование и пересмотреть сделанные выводы. Можно задаться вопросом – сколько подобных случаев прошло мимо внимания специалистов и диагноз был поставлен, была решена образовательная судьба ребенка?
Этот текст описывает четкую позицию против отдельного обучения детей с особыми нуждами, поэтому авторы используют знаковые понятия, которые указывают на их отношение к специальному образованию.
Авторы для обозначения группы детей с особыми потребностями употребляют выражение ‘described as having learning difficulties’, чтобы подчеркнуть, что это скорее определение, данное кем-то, чем объективная реальность.
Еще одно устойчивое выражение, введенное авторами – это segregated special school, т.е. закрытая (изолирующая) специальная школа. В то же время термин сегрегация указывает на дискриминацию – в русском языке трудно найти адекватный перевод этого словосочетания, чтобы одновременно передать и характеристику школы (закрытый характер обучения), и отношение автора (школа, которая содействует сегрегации). Авторы, вводя данное понятие, недвусмысленно показывают свое отношение к специальному образованию. Практически ни разу термин «специальное обучение» или «специальная школа» не были употреблены без определения «segregated» или «segregating». Более того, в конце текста авторы употребляют термин «segregated education», показывая, что эта характеристика образования наиболее важна для его оценки. Для преодоления трудностей перевода и точной передачи позиции автора используется много разных вариантов: специальное образование, которое стало фактором сегрегации; специальные школы, которые становятся фактором сегрегации и т.д. Следует помнить, что в России более распространенным термином для обозначения специального образования становится коррекционная педагогика.
Прикладное задание Выполните в учреждении со своими коллегами, где вы работаете, упражнения из книги Understanding the Development of Inclusive Education, ed. by M. Ainscow, Falmer Press, Brighton, 99-146
Упражнение 1 Анализ образовательной организации
Вводная инструкция: Эффективность работы каждого педагога во многом зависит от того, как организована жизнь образовательного учреждения в целом. Если во главе стоят люди, которые поддерживают учителей в их начинаниях, то последним будет значительно легче работать с полной отдачей. Особенно важен общий дух, царящий в школе. Там, где учителя, ученики и родители действуют заодно и разделяют общие цели, учебные показатели оказываются на высоте. Поэтому так важно провести анализ организации и выяснить, какие ее аспекты нуждаются в улучшении. Данное задание должно помочь Вам и Вашим коллегам провести подобный анализ. Оно направлено на выяснение: · характера отношений между сотрудниками, учениками и родителями; · различных доступных средств для эффективной организации учебного процесса; · способов преодоления различных трудностей; · общих принципов, на которых строится учебно-воспитательный процесс; · возможности организовать повышение профессиональной квалификации педагогов. Шаг 1 Работая в небольших группах (5-6 человек), обсудите модель Луизы Стол, в которой обобщены особенности эффективно работающих школ. Модель показывает, что эти школы характеризуются единством целей, благоприятным психологическим климатом, хорошей организацией учебной деятельности. Она содержит также критерии для оценки каждого фактора. Обсуждая модель, попробуйте ответить на следующие вопросы: · Соответствует ли она Вашему представлению об эффективно работающей школе? · Какие еще элементы можно было бы сюда добавить? Шаг 2 В тех же группах обсудите деятельность Вашей школы в свете рассматриваемой модели. Обратите особое внимание на следующие моменты: · В чем состоят сильные стороны организации работы в Вашей школе? · Какие аспекты школьной жизни требуют дальнейшего развития? Шаг 3 Разработайте план действий по совершенствованию деятельности школы. Он должен включать: 1. Цели (те изменения, которые мы планируем осуществить в ближайший год); 2. Стратегии (методы, которые мы будет использовать для реализации этих целей); 3. Критерии успеха (способы оценки степени выполнения намеченного плана). Шаг 4 Каждая группа представляет свой план действий всем присутствующим. Планы обсуждаются на предмет их совершенствования и выработки более или менее универсальной стратегии действий. |
Управление как эффективное инструктирование |
Вводная инструкция: Теперь, после обсуждения различных аспектов учебной работы и общей организации деятельности школы, мы выяснили, какие из них нуждаются в изменении. Но, как показывает опыт, это не простая задача. Ведь каждый педагог и так сильно загружен повседневными делами. Вам и Вашим коллегам придется проявить немалую изобретательность, чтобы провести намеченные изменения в жизнь. Данное упражнение поможет Вам лучше продумать существенные моменты этого процесса. К ним относятся: · стратегии планирования; · методы разрешения возникающих затруднений; · поддержка всех участников процесса; · мониторинг процесса изменений. Шаг 1 Запишите свои впечатления о каких-либо преобразованиях, в которых Вам довелось участвовать. Это могут быть организационные изменения (например, новый график работы), изменения в содержании обучения (переход на новый учебный план или новый учебник), изменение стиля преподавания (например, переход на коллективное преподавание). Сам опыт может быть как успешным, так и неудачным. Попробуйте ответить на следующие вопросы: · Кто был инициатором изменений? · С какой целью они вводились? · Каковы были реальные результаты? Шаг 2 Образуйте небольшие группы (4-5 человек) и зачитайте в них свои заметки. Затем подготовьте всей группой рекомендации для учителей, которые собираются осуществить какие-то изменения в своей работе. Шаг 3 Огласите рекомендации, составленные каждой группой, и совместно сделайте некоторые общие выводы. |
Упражнение 3 Анализ условий, способствующих развитию школы