Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие 2006 (стр. 18 из 32)

· доступ, эффективность, результативность служб разного уровня имеют разные стандарты, необходимо привести их к некой общей форме;

· молодые люди и родители не находят помощи в традиционных службах и обращаются в другие службы (частные и общественные);

· проблемы качества оказываемой помощи (относительно отдельных людей, организаций, окружения клиентов).

Задание слушателям: Ответьте на вопросы: Чем отличается опыт интегрированного обучения в Норвегии от опыта Великобритании? Как вам кажется, за счет каких ресурсов в Норвегии достигнуты более высокие показатели интеграции? Как вы полагает, чем будут отличаться результаты либеральных реформ в такой стране как Норвегия от результатов либерализации образования в Великобритании?

Де-институционализация как основа интегрированного образования

В большинстве стран интегрированное образование встроено в такое направление социального развития как де-институционализация. первоначально термин использовался для обозначения реформ, напрвленных на закрытие психиатрических клиник и интеграцию людей с расстройствами психики в сообщество. Но к концу 70-х г.г. термин «де-институционализация» приобрел более широкий контекст и стал относиться к реформам по преобразованию закрытых учреждений разного типа: специальных школ, колоний, детских домов. Де-институционализация ставит несколько вопросов, на которые трудно найти однозначный ответ.

В первую очередь, имеет ли смысл процесс де-институционализации? Необходим ли он? Не случится ли так, что в странах с не очень высоким уровнем социального и экономического развития он приведет к исчезновению системы помощи людям с особыми нуждами, проще говоря, к откату в прежние времена, когда эти люди были предоставлены сами себе? Одни исследователи, которые сомневаются в де-институционализации, тесно увязывают этот процесс с экономическими возможностями. Другие утверждают, что и содержание учреждений типа детских домов или домов-интернатов, - требует не меньших, а то и больших затрат. В отчете о ходе де-институционализации в странах Восточной Европы[3] в первую очередь подчеркивался парадоксальный ход реформ – с одной стороны, рыночные реформы привели к экстремальному ухудшению ситуации с правами инвалидов, с другой стороны, именно рыночные преобразования могли бы создать новые ресурсы интеграции. Таким образом, происходит и эксклюзия и инклюзия инвалидов, причем источником становится общий ход социальных реформ.

Еще одним открытым вопросом де-институционализаии становятся пути ее реализации. Процесс де-институционалицации может происходить по-разному. Основными путями становятся революционный и эволюционный. Сторонники каждого из путей сходятся в одном – де-институционализация составляет позитивное и непременное условие развития образования. Однако разные пути де-институционализации означают не только разные способы ее осуществления, но и разные результаты этого процесса.

В одних странах эти преобразования имели революционный характер. Например, в Италии с конца 70-х гг. начался процесс закрытия таких учреждений, как психиатрические больницы, детские дома, дома-интернаты для людей с особыми нуждами и т.д. У общества и профессионалов не было другого варианта поведения как де-институционализация и интеграция людей с особыми нуждами. Кроме того, что произошло сокращение закрытых учреждений, создавались предпосылки для изменения деятельности учреждений и служб, которые брали на себя заботу и поддержку людей из закрытых учреждений (и тех, кто раньше непременно попал бы в закрытое учреждение). Революционный путь направлен на активизацию сообщества – на обычных людей, на окружение тех, кто раньше пребывал в закрытых учреждениях. Активность не-специалистов признается ведущим условием и результатом процесса де-институционализации.

Эволюционный путь предполагает, что прежде репрессивные учреждения преобразуются в учреждения интеграции: детские дома – в центры семейного жизнеустройства, интернаты – в интегрированные школы, психиатрические лечебницы – в центры дневного пребывания и поддержки и т.д. Этот путь основан на изменении профессиональной позиции специалистов, условием и результатом де-институционализации становится в первую очередь их профессиональное развитие.

Несомненно, в ряде стран реализуется смешанный вариант де-институционализации, тем не менее, одна из тенденций, революционная или эволюционная, становится ведущей.

Тема 7 Социальная интеграция в образовании: российский опыт

Вводное задание к теме: В истории российского образования можно выделить несколько «историй», связанных с преодолением явления, которое принято называть социальной эксклюзией. Постарайтесь вспомнить как можно больше программ и акций в истории России за последние два столетия, которые были направлены на включение как можно большего количества людей в процесс образования. Используйте пособие «История педагогики в России» и свои знания в области истории образования для выявления этих программ. Оценка эффективности данных программ весьма противоречива. Какие критерии оценки эффективности данных программ Вы использовали бы, если бы Вам пришлось оценивать каждую из них? Подумайте, что помешало реализации данных программ в полной мере. Используйте материал предыдущих лекций. Можно ли на современном этапе развития образования считать эти программы, направленными на инклюзию? Привлекайте в качестве объяснений многоуровневую структуру феномена эксклюзии.

Указания к выполнению задания: Основными программами по решению проблемы эксклюзии (в современном контексте) можно считать:

- земское образование;

- церковно-приходские школы;

- программа ликбеза в советском селе;

- колонии для беспризорников;

- школы рабочей молодежи, а затем «рабфаки» при Вузах СССР;

- эксперимент Э.В. Ильенкова по интеграции слепоглухонемых людей в общество.

Исследователи-историки сосредотачиваются на самых разных критериях эффективности этих программ, которые впрочем, имеют мало отношения к показателям инклюзии людей в общественную жизнь посредством образования. В контексте проблемы эксклюзии эти программы могут оцениваться по следующим критериям:

- включение в реализацию программ общественности, дальнего и ближнего окружения детей (обучающихся);

- согласованность деятельности всех уровней власти в реализации данных программ;

- преемственность между деятельностью данных учреждений (программ) и других сфер социальной жизни (трудовой деятельностью);

- соответствие целей программ и экономического обеспечения программ.

План-конспект лекции: По сути, это занятие ставит перед вами вопрос о том, что может Школа (т.е. институты образования в самом широком смысле) сделать для того, чтобы содействовать инклюзии. Каким образом осуществляется инклюзия в образование? В первую очередь, это интегрированное образование, которое предполагает, что те люди, которые в силу тех или иных причины учились в специальных учебных заведениях, будь то интернат для детей с проблемами в психическом развитии или закрытое ПТУ для подростков, совершивших правонарушение, будут учиться вместе с теми, у кого таких проблем нет. Интегрированная школа (детский сад, колледж, Вуз) – это не то же самое, что обычная школа плюс обучение необычных детей. Интеграция – принципиально иной способ организации обучения.

Ниже приведено описание одной из интегрированных школ, которые действуют в России, а именно школы «Ковчег». Описание составлено выпускницей факультета Практическая психология Анастасией Сидоровой и руководителем факультета Социальная работа Викторией Шмидт.


Интеграционная школа «Ковчег»

Интеграционная школа «Ковчег» – одна из немногих государственных

средних школ, которые осуществляют инклюзию детей с особенностями развития в среду здоровых сверстников. Политика школы в этом отношении отличается от привычной российской системы, в которой существуют два традиционных пути работы с такими детьми: надомное обучение и создание класса коррекции. «Ковчег» интегрирует детей с особыми нуждами в среду обычных детей, хотя сохраняется и элемент надомного обучения, и проведения работы с микрогруппами учащихся.

Школа была зарегистрирована в 1991 году в Департаменте образования г. Москвы, как общественно-государственная школа при центре лечебной педагогики. Свое название школа взяла вслед за интеграционной общиной канадца Жана Ванье «Ковчег». В 1995г. школа получила статус экспериментальной площадки, что позволило реализовывать творческие замыслы и авторские программы педагогов, невозможные в жестких рамках стандартных школ. С того времени осуществлено уже несколько выпусков учеников 9х и 11х классов, которые успешно продолжают свое образование в средних и высших учебных заведениях, работают. Следует подчеркнуть, что среди этих выпускников и дети с эмоционально-волевыми нарушениями, и инвалиды – их жизненный путь сложился бы по-другому, если бы они получили образование во вспомогательном учреждении, будучи замкнуты в ограниченной среде, с деформированным представлением об окружающем мире, без необходимых социальных и трудовых навыков адаптации в нем.

У школы есть общая концепция (в которой описана современная ситуация в обучении детей с отклонениями в развитии и основные характеристики экспериментальной школы «Ковчег»), устав (отражающий правовую, управленческую и образовательную сторону процесса, его цели, задачи и участников) образовательная программа (включающая как обязательные стандарты, так и новаторские разработки), основные принципы организации (к которым наряду с обязательной материальной базой относятся и обязательное кадровое обеспечение и обязательные человеческие и профессиональные качества).