Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие 2006 (стр. 8 из 32)

Примечания для слушателей: сравните ваши предположения относительно эксклюзии китайской диаспоры с обоснованием, сделанным на основе исследования. Что стало основной темой ваших рассуждений: политическое устройство страны, культурные особенности этнической группы, экономические доводы? Что помогло или помешало вам построить междисциплинарный подход к анализу проблемы?

Материал 2 для обсуждения Ситуации: Ниже приведено описание четырех стратегий инклюзии этнических меньшинств. Подумайте, какая из этих стратегий лучше всего подойдет для случая с китайской диаспорой в Великобритании. Как Вам кажется, как каждая из стратегий проявляется на уровне образовательной политики?

Современные авторы выделяют два основных пути обеспечения политической инклюзии:

· предоставление особых гарантий гражданских свобод (церкви, школы, политические партии, СМИ, язык, культурные организации);

· участие в политическом процессе.

Первый из путей, предоставление особых прав, становится предметом дискуссии сразу по нескольким вопросам:

Не становится ли это обеспечение фактором, который притормаживает ассимиляцию населения? Что должно быть представлено в политическом процессе разнообразие идей (мнений) или разнообразие групп (объединений)?

Сторонники предоставления особых прав настаивают на том, что сохранение культурного своеобразия следует считать важным аспектом политики инклюзии. В Теме 5 приведено описание британской школы Plashet school для девочек, которая расположена в одном из районов проживания мусульманского населения Лондона. Большинство девочек, посещающих эту школу, носят национальную одежду, виды школьной активности существенно изменены по сравнению со школами, где большинство обучающихся не принадлежат мусульманской диаспоре, например, музыкальный кружок ставит только такие пьесы, которые соответствуют религиозным нормам (можно ставить «Синдиреллу», но не «Кошки»). Таким образом, школа предоставляет возможность получить образование, но культурные нормы девочек не меняются. В то же время, во Франции школа полностью религии, что, в том числе, значит невозможность носить национальную одежду (которую следует носить в соответствии с религиозными нормами). Таким образом, одни страны поддерживают идею предоставления особых прав, а другие – нет. Сторонники национальных школ полагают, что такие учреждения способствуют общей инклюзии выходцев из этнических меньшинств. Противники полагают, что национальные школы отчуждают людей друг от друга.

Однако сохранение культурного своеобразия - не единственный довод в пользу предоставления особых прав этническим (и другим) меньшинствам. Наличие национальных школ, собственного института церкви, СМИ и т.д. рассматривается единственно возможным путем заявления о своих особых проблемах. Если общественная жизнь построена как представление разных мнений, то становится не важно, кто заявляет эту идею, она утрачивает связь с теми потребностями, которые обуславливают участие людей в политике. Предоставление меньшинствам особых прав позволяет восстановить утраченную во многих демократических системах связь между идеями и нуждами граждан. Противники данной точки зрения подчеркивают, что у индивида должно существовать право выбора на идентичность – быть ли в одной культуре или «уйти» в другую культуру. Обеспечение особых прав в рамках такой позиции рассматривается как ограничение свободы выбора, привязывание представителя меньшинства к этой группе. Представители марксистских течений, в свою очередь, подчеркивают, что участие меньшинств в политическом процессе должно быть направлено не на получение особых прав для каждого из меньшинств, а создание общего правового пространства, регулирующего и уменьшающего неравенство. Тем не менее, сторонники предоставления особых прав подчеркивают, что политика представленности позволяет учитывать специфику каждого из государств с точки зрения национального состава населения.

Поддержка культурного своеобразия вписывается в идею плюрализма. Однако анализ исследователей показывает, что плюрализм обеспечивается разными стратегиями взаимодействия государства, общества и индивида. В одних странах (Франция) опыт многочисленных религиозных и межэтнических конфликтов повлиял на формирование индивидуалистического плюрализма, когда между государством и человеком нет посредника, государство гарантирует все гражданские права и обеспечивает их равным доступом социальных меньшинств к социальным правам. В других странах (Нидерланды) сложился опыт общинного плюрализма – взаимопроникновения разных культур и религий, формирование общих организаций, которые борются за свои права. В этих странах уже не государство, но само общество гарантирует равный доступ к правам своим гражданам. Существует и смешанный тип плюрализма (Великобритания), индивидуально-общинный, основанный на том, что государство регулирует общественную жизнь организаций. Разнообразие стратегий обеспечения плюрализма согласовывается с разными типами демократий, которые определяют второй путь инклюзии, участие в политическом процессе.

Второй путь инклюзии, поддержка участия меньшинств в политическом процессе, не вызывает сомнений как необходимое условие интеграции, однако достижение этой цели возможно разными путями, что также становится предметом дискуссии. В Таблице 3.2. представлено краткое описание каждого из способов обеспечения участия в политическом процессе:

Таблица 3.2. Сравнение типов демократий

Тип демократии Доводы «за» Доводы «против» Влияние на образование
Репрезентативная демократия – граждане представляют свой голос в выборах, действует принцип «один человек – один голос» Право голосовать и быть избранным тем, кто раньше этих прав не имел Совокупность множества предпочтений (глубокий плюрализм ценностей) приводит к постоянному проявлению межэтнических конфликтов Доступ к общему образованию часто связан с предоставлением права голосовать
Совещательная демократия (республиканизм) – активное вовлечение граждан и групп в обсуждение проблем, инициированное государством (институты организованы так, что граждане мотивированы искать пути разрешения конфликтов) Попытка найти золотую середину между индивидуалистическим плюрализмом и коллективизмом (Ю. Хабермас) Обеспечение равенства на уровне отдельного человека на основе индивидуального или индивидуально-общинного плюрализма Государство сосре­доточено на про­блеме распределе­ния ресурсов, но не на следовании принципу равного доступа к ним, существует проблема социальной цены, когда обеспечение прав одной группы означает усиление риска ущемления прав другой. Группы, которые активно борются за свои интересы, оказываются фактором риска для государства, которое стремится к компромиссу Образование предоставляет возможность учиться в соответствии со своими социо-культурными ценностями, поддерживается существование национальных школ
Нео-корпоративизм (ассоционизм) – ос­нован на партнер­ских отношениях между государством и социальными ор­ганизациями через совместное произ­водство, субсидиар­ное управление Цель организации меньшинств в группы влияния – участие в политическом процессе как можно большего количества акторов Общественные организации участвуют в политическом процессе более эффективно Основа демократии – общинный плюрализм Роль индивида снижается, существует риск преобладания групповых интересов над интересами отдельной личности Права индивидов не в образовании не ущемляются, но и не защищаются такими институтами как национальные школы

Источник: на основе статей Tholen B., Vries M. The inclusion and exclusion of minorities in European countries: a com­parative analysis at the local level //International review of administrative sciences, 2004, September, No 4, P. 459-461 и Champion F. De la diversité des pluralismes religieux //MOST Journal on Multicultural Societies, 2000, vol. 1, No. 2

Вопросы к слушателям:

Как Вы считаете, какой тип демократии обеспечивает наилучшие условия для инклюзии различных социальных меньшинств, не только этнических? Каким вам видится путь развития плюрализма в российском обществе?

Всегда ли следует предоставлять особые права социальным меньшинствам? В чем риск такой стратегии?

Как вам кажется, что важнее для России – обеспечить права отдельного человека или социальной группы? Приведите примеры, когда обеспечение прав индивида и группы входит в противоречие.

По соотношению представленности каждого из путей инклюзии можно выделить четыре типа демократии:

Таблица 3.3 Типы политики инклюзии этнических меньшинств

Инклюзия через прямое участие
Инклюзия через предоставление особых прав Да Нет
Да

1 Простая репрезентатив­ная демократия

2 Простое обсуждение

Нет

3 Репрезентация различий

4 Полная ассоциативная де­мократия

Источник: Tholen B., Vries M. The inclusion and exclusion of minorities in European countries: a com­parative analysis at the local level //International review of administrative sciences, 2004, September, No 4, P. 465