Смекни!
smekni.com

" Создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников " Красные партизаны (стр. 50 из 82)

2 Интервью с Ермоленко Василием Александровичем, 1926 пр., жителем с. Перелюб
Корюковского р-на Черниговской области, ветераном войны и советского
партизанского движения. 13 августа 2006 г. // Личный архив Александра Гогуна.



Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 269

хайл Наумов относились именно к ведению начальника Украинского штаба Тимофея Строкача. Кроме них, не подчиняясь ни УШПД, ни ЦШПД, в Украине (да и не только в ней) оперировали группы и отряды 4-го управления НКВД-НКГБ СССР. Ставший едва ли не советской легендой отряд Дмитрия Медведева, а также группы Николая Прокопюка, Евгения Мирковского и Виктора Карасёва подчинялись непосредственно главе "четвёрки" Павлу Судоплатову. Ни ему, ни Тимофею Строкачу не были подотчётны отряды Главного разведывательного управления Красной армии, возглавлявшегося Иваном Ильичёвым. Автономно действовали отряды Разведуправления Генштаба Красной армии, в 1941-1942 гг. возглавлявшегося Алексеем Памфиловым, а в 1942-1945 гг. - Фёдором Кузнецовым, которому были подчинены разведуправления штабов фронтов и армий3. Из командиров армейских партизанских отрядов, действовавших на территории Украины, назовём Антона Бринского и Кузьму Гнедаша. У каждого вида партизан были свои задачи и собственные приоритеты - и, что ещё важнее, собственное начальство. Это создавало благоприятную почву для конфликтов между партизанами различных ведомств.

Нередко встречалось непонимание и между партизанами, подчинёнными УШПД с их белорусскими и российскими коллегами.

Буквально раздиралось многочисленными внутренними конфликтами польское партизанское соединение под командованием Роберта Сатановского. Вызвано это было слабой лояльностью волынских поляков к советской власти, личными качествами командира соединения, агентурной работой польских националистических организаций (в меньшей степени - нацистских спецслужб), а также пристальным интересом к этому формированию сразу нескольких различных советских ведомств.

Встречались - и были крайне нередки - индивидуальные склоки, как внутри отрядов - на бытовой, личной почве, - так и между различными отрядами, даже если они подчинялись только УШПД. Доходило до драк, взятия в заложники представителями одних соединений бойцов других соединений, перестрелок между отрядами, убийств одних бойцов другими, "подсиживания" комиссарами командиров и наоборот. Мотивами всего этого были обычные человеческие слабости:

3 ГРУ Красной армии и РУ Генштаба Красной армии были разделены осенью 1942 г. и объединены после окончания советско-германской войны (о структурах управления армейской разведкой см.: http://www.agentura.ru/culture007/history/ww2/ussr/razvedka).



КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ УКРАИНЫ

тщеславие, карьеризм, жадность, несдержанность, лень, завистливость и другие схожие качества характера ряда "народных мстителей". Часто Тимофею Строкачу стоило больших усилий примирить или хотя бы развести переругавшихся между собой партизанских вожаков, расследовать случаи кровопролития. А на многие виды неуставных отношений, например, на избиения командирами подчинённых в Украинском штабе партизанского движения смотрели сквозь пальцы.

В целом приведённая классификация внутренних конфликтов довольно условна: в многочисленных склоках и сварах переплетались ведомственные и личные мотивы, императив оперативной необходимости и простая человеческая глупость, коллективные и индивидуальные интересы.

Например, узнав о том, что УШПД якобы планирует вторично представить к награде Золотой Звездой Героя Советского Союза Г. Ба-лицкого - за успешную диверсионную деятельность - его начальник Алексей Фёдоров, сам к тому времени уже бывший дважды Героем, тут же дал Т. Строкачу телеграмму: "Располагаем такими данными, что якобы Вы хотите Балицкого представлять к награде второй медалью Золотая Звезда, если так, то убедительно просим воздержаться до нашей встречи"4. Хотя выяснилось, что УШПД не планировал представление Г. Балицкого к награждению второй Золотой Звездой Героя Советского Союза, однако позиция А. Федорова в данном вопросе показывает его стиль отношений с подчинёнными. Ведь, как бы там ни было, Г. Балицкий был боевым командиром. В то же время любопытно, что В. Дружинин (комиссар федоровского соединения,) не игравший существенной роли в деятельности Черниговско-Волынского партизанского соединения, при содействии А. Федорова стал Героем Советского Союза, вероятнее всего, за собственную безынициативность и личную преданность командиру.

Эту сторону жизни красных партизан - внутренние конфликты -практически не замечали ни оккупанты, ни подпольщики из союзного, польского лагеря. Для всех них коммунистическое партизанское движение было едва ли не монолитом.

Зато к внутренним конфликтам красных, доходивших до кровопролития, бандеровцы испытывали самое пристальное внимание.

Описание ситуации на западном Полесье: "Красные сильно мате-

4 Телеграмма Фёдорова и Дружинина Строкачу от 1 февраля 1944 г. Вх. № 1433. (ЦДАГО. Ф. 62, оп. 1, спр. 1548, арк. 214).



Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 271

риалистически настроены (за часы или даже перстень один другого стреляет)..."5.

Там же, пол года спустя: "Отмечается также вражда между крас[ными] партизанами]. Щапример], те, что стояли в селе Павлопо-ли, делали засаду на тех, которые стоят в селе Сварын (может быть, бо-рятся за влияние на грабёж [продовольственных] контингентов между собой)"6.

Но только документы советской стороны могут дать рельефное представление об этом явлении, благодаря которому сохранилось такое большое количество материалов о чертах характера и поведении партизанских командиров и простых "народных мстителей".

5Докладная записка подпольщика ОУН "Общественно-политический обзор Берестейско-Кобринского округа за август 1943 г." Не ранее августа 1943 г. (ЦДАВО, ф. 3833, оп. 1 , спр. 116, арк. 2).

6Докладная записка подпольщика ОУН "Информации". 18.1.1944 (ЦДАВО. Ф. 3833, оп. 1, спр. 129, арк. 31).



КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ УКРАИНЫ

ДОКУМЕНТЫ

151. ДОНЕСЕНИЕ ПАРТИЗАНА М. ЧЕПУРНОГО ОРГАНАМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР О ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ КИП-РИКА* ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ

13 января 1942 г.

СЕКРЕТНО ДОНЕСЕНИЕ

В г. Волчанск сейчас находится партизанский отряд КИПРИКА. Получив назначение от уполномоченного НКВД на выезд в тыл противника 18.12.1941 г., отряд находится на советской территории и по сей день. Вообще, об этом отряде можно сказать очень многое.

При расследовании факта - почему отряд вышел из тыла врага, командир КИПРИК многое утаил от органов советской разведки.

Он утаил, что из так называемого окружения выходит второй раз. Первый раз он вышел в начале октября, бросив свой отряд из 35 чел. на произвол судьбы. Потом он добрался до г. Котельвы, где встретился с представителем Полтавского УНКВД т. КОРОЛЕМ. Тот его вооружил, вторично дал ему 5 чел. из бывших работников НКВД и перебросил в тыл противника, но КИПРИК на этот раз бросил свой пост и вышел на нашу территорию, а этих 5 чел. сдал в г. Харькове, обманув их словами: "Вам нужно явиться в отдел кадров милиции". Затем он отправился в гор. Ворошиловград, захватив с собою ВОВКА, ЛОБО-ДУ и ПЕТРОВСКОГО под маркой принятия их в отряд.

На указание товарищей о том, что это делать нельзя, он заявил: "Я знаю что делаю". В Ворошиловграде он сказал, что "поедем в тыл противника, но предварительно, мол, нужно отдохнуть". Направились мы в Бутурлиновку, где повстречались с отрядом ГОЛОВЦОВА. Мы отдыхали, а КИПРИК все время ходил до ГОЛОВЦОВА, пил с ним и все о чем-то совещались.

Потом вдруг отряд разоружили. КИПРИКУ, по его словам, предложили выехать к своим людям самому, а людей сдать в военкомат. Он этого распоряжения не выполнил и приказал всем нам следовать за ним искать свое начальство. По дороге он почему-то страшно боялся каждого человека в шинели. Заехали так в г. Валуйки, где встретили одного представителя Полтавского УНКВД. Я сказал: "Ну, вот, нам



Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 273

нужно решать наш вопрос". КИПРИК ответил: "Я боюсь встречаться с КОРОЛЕМ". Тогда я сказал: "Я дальше не еду и иду в НКВД". Но ему удалось меня и всех прочих убедить и поехать в г. Купянск, где находится высшая инстанция НКВД, доехали мы и туда. Явились в Харьковское Обл.НКВД. Отсюда дали телеграмму в Наркомат. Приехал представитель т. БАКУМЕНКО и начал расследовать наше дело. Тогда КИПРИК начал "обрабатывать" народ. В частности, он говорил всем, чтобы говорили, что с территории врага вышли 20 октября, что границу перешли возле Белгорода, чтобы никому не говорили о разоружении отряда в г. Бутурлиновке. Бойцам ПЕТРОВСКОМУ и ВОВКУ он сказал, чтобы они соврали о том, что принимали партизанскую присягу. Но коммунисты: я, ЮРОВСКИЙ и МАРЧЕНКО сказали правду, т. е. все о чем нам было известно. Узнав об этом КИПРИК заявил бойцу ПЕТРОВСКОМУ: "Я никогда не прощу тем людям, которые с меня кровь точили, все получают свое". После этого на всех коммунистов этих началось гонение, насмешки и т. д. Вплоть до прямых угроз. Перед НКВД КИПРИК утаил то, что ГОЛОВЦОВ потерял свои партизанские документы и партбилет, не объявил об этом никому и в печати. Отряд ГОЛОВЦОВА переименован в отряд ОРЛА. Это не случайно, как заявил боец ШТЕПА, в тылу врага отряд ГОЛОВЦОВА называли бандой. К тому факт: боец СУК на днях сказал, что боец ГАЛУШКО однажды разоружил командира-орденоносца выходившего из окружения, ГОЛОВЦОВ снял плащ с политрука, который выходил из окружения, дальше этот отряд убил перевозчика и расстрелял 2-х красноармейцев на советской территории.

Боец МАРЧЕНКО заявил в присутствии бойцов ЮРОВСКОГО, ЛОБОДЫ и других, что в отряде есть 3 человека, которые обязательно нас продадут.