Смекни!
smekni.com

" Создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников " Красные партизаны (стр. 67 из 82)

В отношении КУДРЕНКО тов. ЧЕПИГА сообщил следующее: "КУДРЕНКО Федор Иванович—кандидат в члены ВКП(б), в соединении с 13.06.43; имеет на своем счету 4 поезда, 5 автомашин, 1 охраняемый мост. Участвовал в 5 крупных боях, отличился, вынес из окружения рацию".

НАЧАЛЬНИК УКРАИНСКОГО ШТАБА ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

/Т. СТРОКАЧ/

[1] июня 1944 года № 003785 г. Киев

ЦДАГО Украти. - Ф. 62. - On. 1- Спр. 279. - Арк.75-77.

Копия. Машинопись.


Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 357

190. ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ ВОЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА ГАЗЕТЫ ПРАВДА Л. КОРОБОВА ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КП/б/У Н. ХРУЩЁВУ О ВАРШАВСКОМ РЕЙДЕ 1-Й УКРАИНСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ ДИВИЗИИ ИМ. КОВПАКА

23 июня 1944 г.

Члену Политбюро ЦК КП/б/У ХРУЩЁВУ

От военного корреспондента "ПРАВДЫ" капитана Л. КОРОБОВА

Докладная записка

Ежедневно в дивизию приходят белорусские партизаны с просьбой принять их в украинские партизаны. Они заявляют, что изголодались по войне, что за время пребывания в белорусских отрядах многие из них по врагу не сделали ни одного выстрела.

Когда их принимают в дивизию, то вскоре от белорусских партизанских бригад начинают приезжать командиры и учиняют розыск "сбежавших", называя их дезертирами. Несколько человек, ушедших из белорусских отрядов в дивизию, были отозваны обратно в бригады и в них расстреляны как предатели Родины.

При мне в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию было принято несколько десятков бойцов, перешедших из различных бригад и отрядов. Командование бригад, приезжавшее в дивизию, говорило о них как о предателях. Характерна в этом отношении следующая записка: "Начальнику особого отдела 1-й Украинской партизанской дивизии от комбрига 18-й партизанской бригады им. Фрунзе - сообщаю по существу Вашего запроса о дезертирах моей бригады: предварительное заключение на ярых шпионов Вам дал мой начальник Особого отдела. На других у меня есть также компрометирующий материал. Комбриг КЛИШКО"*. Так командование пинских партизан клеймит бойцов, желающих по-настоящему сражаться за Родину.

Для характеристики переходящих в дивизию можно привести хотя бы такой факт - один из минёров Пинской группировки пришёл к подполковнику ВЕРШИГОРА и попросил взять его в дивизию. На вопрос комдива: "Почему он хочет уйти из своей бригады?" - последний ответил: "Когда приходишь с диверсией, тебя заставляют охранять жён командиров, совершённую диверсию тебе не записывают, и, если



КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ УКРАИНЫ

поднимаешь об этом разговор, то грозят расстрелом. Непокорных расстреливают".

В 1-й Украинской партизанской дивизии командование правильно считает, что в Пинской, Минской и Барановичской группировках [партизан] надо дать оружие не разложившимся, ввести жёсткую партизанскую дисциплину, поставить задачи на рейды, нацелить на военные объекты противника и заставить воевать.

Находясь у генерал-майора КОМАРОВА, я почувствовал, что он заботиться больше не о войне с немцами, а о достойном выходе из неё. В его штабе раздавались разговоры о том, что можно, не заметив того, остаться в тылу советских войск. КОМАРОВ мало похож на генерала. Он родом из деревни Хорустов (ныне сожжённой), находящейся в расположении партизанской группировки, имеет по деревням много родных. Партизаны рейдирующих групп называют его помещиком. При встрече с командирами полков 1-й Украинской партизанской дивизии он говорил так: "Вы травите мои посевы, вы находитесь на моей земле, я Вам не дам своего аэродрома". Это трусливый человек, поэтому он отказался от наступательных действий и ушёл в болота.

(Подпись) Л.КОРОБОВ

23 июня 1944 г.

ЦДАГО Украти. - Ф. 1. -On. 22. -Спр. 58. - Арк. 37-44.

Копия. Машинопись.

* В документе ошибка, правильно - Ключко.


Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 359

191. ИЗ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ НЕУСТАНОВЛЕННОГО ЛИЦА СЕКРЕТАРЮ ЦК КП/Б/У Д. КОРОТЧЕНКО О ПРИЧИНАХ УБИЙСТВА КОМАНДИРА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА К. БАБИЧА И КОМИССАРА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА А. БРУСИ-ЛОВЦА

[Конец 1944 г.]

Сов. Секретно СЕКРЕТАРЮ ЦК КП/б/У

Тов. Д.С. КОРОТЧЕНКО

О ПРИЧИНАХ УБИЙСТВА КОМАНДИРА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА тов. БАБИЧА К.Е. И КОМИССАРА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА тов. БРУСИЛОВЦА АЛЕКСЕЯ

Бовкун И.М. в сговоре со своим комиссаром партизанского отряда Кихтенко Парфирием Федоровичем и партизанским отрядом в целом, совершенно незаконно, в карьеристских целях, произвели на глазах 2-х партизанских отрядов одновременное убийство тов. Бабича К.Е. и его комиссара тов. Брусиловца Алексея.

Убийство произошло при следующих обстоятельствах:

На территории Кобыжчанских лесов Бобровицкого района оперировали вначале два численно небольших партизанских отряда соединения "За Родину"; воглаве первого отряда командиром был тов. Бабич К., его комиссаром тов. Брусиловец А, во главе второго, после ухода т. Стратилата командиром стал Бовкун И. и его комиссаром Кихтенко.

Бовкун И., стремясь в карьеристских целях стать командиром во главе двух партизанских отрядов, начал среди партизан своего отряда сеять вражду по отношению тов. Бабича. Спустя некоторый период времени, это было, примерно, в октября 1942 года, Бовкун предложил тов. Бабичу присоединиться к его отряду и передать ему оружие. Тов. Бабич категорически отказался, мотивируя такого рода объединения нецелесообразностью.

Тогда 14 октября 1942 года Бовкун И. со своим отрядом, без всяких оснований, окружил партизанский отряд тов. Бабича и тут же предложил влиться ему в его отряд. Видя такое насилие, тов. Бабич К. предложил Бовкуну зайти к нему в курень для правильного разрешения данного вопроса, что и было сделано. В это время Кихтенко подошёл к



КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ УКРАИНЫ

сидевшему в кругу группы партизан возле костра тов. Брусиловцу и начал вести с ним также переговоры.

Через несколько минут в курене раздался выстрел, после которого тов. Бабич высокчил из куреня окровавленный и бросился бежать, пытаясь спасти себя, но Бовкун приказал партизанам своего отряда догнать и расстрелять, после чего кто-то из партизан (Дешко М., как это утверждается Т.) в догонку выстрелом из винтовки в спину совершил убийство. В этот момент Кихтенко в упор, очередью из автомата, ни за что убил тов. Брусиловца А.

Этот циничный факт среди партизан отряда вызвал глубочайшее возмущение. Однако, принять какие-либо меры к изоляции Бовкуна партизаны были не в силах, так как он и его сторонники угрожали, как правило, расстрелом.

Партизанка отряда Бабича, т. Шумейко, жена фронтовика и мать шести душ детей, была также скрытно от партизанского отряда истреблена за то, что высказала в глаза Бовкуну и Кихтенко, что им после прихода Красной Армии непоздоровится за совершённый ими поступок. Факт расстрела партизанки подтверждает зав. оргинструктор-ским отделом Бобровицкого PK КП/б/У тов. Гавриленко.

ЦДАГО Украгни. -Ф.1.- On. 22. - Спр. 67. - Арк. 159-160.

Копия. Машинопись.


Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 361

192. ПИСЬМО БЫВШЕГО СЕКРЕТАРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО ОБКОМА КП/Б/У ПО ПРОПАГАНДЕ П. РУДЬКО БЫВШЕМУ КОМАНДИРУ ЧЕРНИГОВСКОГО-ВОЛЫНСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ А. ФЁДОРОВУ О НЕТОЧНОСТЯХ В КНИГЕ ПОДПОЛЬНЫЙ ОБКОМ ДЕЙСТВУЕТ

17 июля 1947 г.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ!

Вчера я прочитал первую часть Вашей книги "Подпольный обком действует" в журнале "Новый мир" за 1947 год.

Я не собираюсь наводить критику по всем главам первой части книги, но должен написать Вам, что в ней есть много неточностей - искажены факты и перепутаны события. Особенно по тем записям, где Вы так "красочно" писали обо мне.

Алексей Фёдорович, ведь все же знают, что в 1941 году секретарём Обкома по пропаганде был я, и что никто иной, как я по решению бюро Обкома и указанию ЦК КП/б/У занимался подготовкой к печати брошюр, литературы, антигитлеровских плакатов для подпольной работы. Вы же на странице 41 пишете, что секретарём по пропаганде был т. Петрик. Привожу это место из Вашей книги: "Петрик занялся подбором литературы, доставал и паковал бумагу: он был секретарём по агитации и пропаганде".

Во второй главе Вы также описываете неправдиво.

Обратимся к Вашей книге. На стр. 52 Вы пишите: "В группе, которая должна была действовать со мной, остались Сыромятников и Рудько". Список неполный, и я хочу напомнить Вам, что кроме указанных лиц были Бобырь, Костюченко, Рошнец и др. Приехав из г. При-лук в с. Яблоровка с Костюченко вдвоём 15 сентября 1941 г. Вы собрали членов бюро Обкома с узким активом, на котором присутствовали все переименованные лица. На этом узком совещании Вы доложили, что были с т. Костюченко у секретаря ЦК КП/б/У Бурмистенко, который сказал, что вся группа войск, и мы в том числе, окружены немцами. В Пирятине уже немцы. Нам нужно влиться в состав 5-й армии и вместе с частями 5-й армии пробиваться из окружения и явиться в гор. Харьков в ЦК КП/б/У.

После этого совещания вся наша группа, в том числе и Вы, пошли в штаб 5-й армии, где мы нашли т. Стрельцова (секретаря Житомирского Обкома по пропаганде, он работал в штабе зам. нач. полит, управле-



КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ УКРАИНЫ

ния 5-й армии). Он нам помог прямо связаться с командующим 5-й армии. По указанию командующего нас всех приписали к штабу и мы прямо через с. Бубновщину поехали в г. Пирятин, где с боем прорвались из 1-го окружения и шли дальше по направлению к Полтаве на Харьков. Дальше на этой же странице 52 Вы пишите: "Цель у меня была определённая: пробраться в северные лесные районы, туда, где расположены наши базы, где обосновался Попудренко с областным партизанским отрядом".