Смекни!
smekni.com

по истории Моя родословная (стр. 2 из 7)

Женился он на Настеньке – Анастасии Федоровне Нечаевой. Ее родители Федор и Анна были выходцами из центральной России, работящие, простые и добрые люди.

У Анастасии Федоровны был брат Александр, у которого было три сына – Иван, Михаил, Анатолий. Все они занимались нужным ремеслом – были отличными кровельщиками. Спрос на их работу был большой.

Анастасия Федоровна родила 18 детей. Но до взрослого возраста дожили только восемь, остальные умерли от разных болезней.

Из воспоминаний Миры Константиновны Молодцовой: «Анастасия Федоровна была грамотна и от природы сообразительна, любознательна, характером добрая, уживчивая, общительная. Люди ее уважали и среди знакомых, людей торговых, деревенских и дальних родственников она пользовалась доверием и авторитетом.

Часто приезжали в город знакомые и родственники из деревни Ганино, останавливались у Анастасии Федоровны. Они помогли в трудное время найти заработок, чтобы содержать семью. Ганинские мужики умели хорошо делать из глины разную посуду (корчаги, латки, кринки и пр.), которая требовалась в любом хозяйстве. Они дали ей на продажу посуду, с тем, что когда она разживется деньгами, возвратит долг.

Бабушка сумела рассчитаться и даже завела себе маленький ларечек. Она ездила на ярмарки, живо общалась с разными людьми. Прекрасно считала. Я, маленькая девочка, очень удивлялась, как она быстро в уме решает наши школьные задачи.

Были у нее разные поговорки: «Не радуйся – нашел, не тужи - потерял», «Наше счастье – на мосту в чашке», «Не заглядывайся на чужую собственность – окосеешь» - всех не помню, но все они были сказаны к месту.

Она любила слушать, узнавать что-то новое, интересное. Если она была строгой, то ее голубые глаза всегда смеялись. Часто приходилось от нее слышать: «Это нехорошо», «Что люди скажут?», «Надо посоветоваться».

Бабонька (так мы ее называли) очень любила ходить на базар и обязательно приносила что-нибудь вкусное. И я была уже тут. И она говорила: «Господи, я умру, кто тебя покормит?». И еще она любила долго париться в бане. У нас был целый банный ритуал. Каждую неделю к нам приходили бабушкины дочери с мужьями. Топили баню жарко. Сначала перемоют всех детей, потом идут взрослые. А затем начиналось общение: новости, разговоры, советы, воспоминания. На столе стоял ведерный самовар, пироги. Обязательно доставали варенье из погреба, непременно костяничное.

Все были дружны и благожелательны друг к другу. И общие беседы и встречи были необходимы каждому. Накрывался чайный стол – сладкие пироги, варенье, сладости разные. Приглашали гостей «на чашку чая». Вино и водка были только по праздникам. Тогда отдельно на ломберном столике стояли спиртные напитки и закуска. Кто хотел, подходили, стоя выпивали, закусывали, вели беседу.

За общий стол с вином и закусками стали садиться во время войны, так как тогда на стол собирали, что у кого было».

Анастасия Федоровна Солодухина, оставшись вдовой, имела 8 детей (по старшинству): Александра (1894 г.р.), Антонина (1898 г.р.), Михаил (1900 г.р.), Любовь (1902 г.р.), Мария (1905 г.р.), Константин (1907 г.р.), Александр (1914 г.р.), Алевтина (1915 г.р

Александра Ивановна Мальцева (см. приложение)

Старшую дочь Александру Ивановну отдали в обучение хорошему портному, который учил шить дамское и мужское белье и верхнее платье. Александра Ивановна была очень красивой и лицом и фигурой. Даже на ярмарках молодые люди сбегались на нее посмотреть.

Наверно, за эту красоту и посватали ее Мальцевы – богатая в городе семья, владельцы хорошего магазина. Саня подумала и согласилась, хотя и понимала, что трудно будет ей в этой семье. Она надеялась стать хозяйкой в магазине, устала все время сидеть за машинкой да иголочкой.

Но в доме Мальцевых была старшая невестка из богатой семьи, которая и хозяйничала в магазине. Однако не только расчет руководил Саней.

Она любила своего мужа Ивана Александровича Мальцева, хотя их семейная жизнь складывалась непросто. Иван был статен, хорош собой, имел красивый голос и замечательно пел. Он работал на каком-то производстве, попивал и скандалил. На пенсии пел в церковном хоре, который и проводил его с большим почетом в последний путь.

Александра Ивановна всю жизнь обшивала родню, научила шить и своих племянниц. У нее было много богатых заказчиц, которые приезжали к ней на шикарных повозках и заказывали красивые и модные платья. Саня родила четырех детей: трех сыновей и дочь.

Виктор Мальцев(см. приложение) хорошо учился, закончил школу и Оренбургское летное училище. Женился на любимой девушке Тамаре. Имел троих детей – Людмилу, Евгения, Николая. Перед Великой Отечественной войной семья Мальцевых жила в Риге. Когда началась война, эвакуировались. Добирались до Урала с большим трудом, ведь дети были еще маленькие. Виктор был летчиком, героически воевал. Уже в декабре 1941 года был награжден «Орденом Ленина». После ранения приезжал в отпуск в Шадринск. На фронт его больше не хотели отпускать, направили в училище обучать молодых солдат летному делу. Но Виктор всячески добивался отправки на фронт. Писал рапорты, и даже обращался к М.И.Калинину – председателю Президиума Верховного Совета СССР.

Вновь воевал, за мужество и героизм был удостоен еще четырех правительственных наград. Погиб в Чехословакии 9 мая 1945 года. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище, могила № 102. На мраморном памятнике надпись «Летчик-истребитель гвардии майор В.М. Мальцев».

Второй сын Александры Ивановны – Георгий (см. приложение) был очень красивый мальчик, играл на всех струнных музыкальных инструментах. После окончания школы работал на радио. Затем был призван на военную службу.

Служил на Черноморском Флоте, в Севастополе. Все годы службы дома, в Шадринске, его ждала невеста Валя. В 1941 году Георгий должен был демобилизоваться, но началась война. Он был ранен, лежал в госпитале, но сбежал на свой корабль, уходивший в боевой поход. Из этого похода эсминец «Феликс Дзержинский» не вернулся. Первая «похоронная» пришла в дом к Александре Ивановне на Георгия. Шел 1942 год.

Третий сын – Александр (см. приложение) (или как его звали в семье - Санчик) родился в 1926 году. Был очень веселым и озорным мальчишкой, неплохо учился. Его призвали в армию в 1943 году, и вскоре пришло «похоронное» извещение.

Каково же было горе матери, потерявшей на войне всех своих сыновей! Узнав о гибели последнего сына, Александра Ивановна рвала на себе волосы и кричала, кричала. Родные переживали, как бы она, что с собой не сделала.

Со временем внешне она справилась с непоправимым горем, с тяжелой утратой. В этом ей помогла дочь Нина и вся родня.

Нина была очень милой, хорошенькой, хрупкой девушкой с правильными чертами лица и большими чистыми голубыми глазами. Она вышла замуж за Николая Александровича Черепанова. Родила ему двух сыновей – Николая и Виктора и дочь – Галину. При рождении Галины, очень крупного ребенка, у Нины случилось смещение позвонков поясничного отдела. Требовалось серьезное лечение. Николай Александрович продал дом и отправил ее на лечение в Евпаторию. Он был военкомом и получил квартиру на территории военкомата. Перед самой войной Николай Александрович привез Нину из Евпатории в гипсовой кроватке. Она долго лежала в ней, потом носила корсет, но небольшой горбик все-таки остался.

Николай Александрович был общительным человеком, любил показывать фокусы, умел делать все своими руками, сам строил дом. Последние годы преподавал в школе «автодело».

Судьба их сыновей сложилась неудачно. В детстве они учились хорошо, подавали надежды, Николай был даже награжден поездкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Но в молодости оба пристрастились к спиртному, оно их и погубило. Галина вышла замуж за военного, живет в Саратове.

Александра Ивановна пережила своих четверых детей, дожила до глубокой старости и умерла на руках своей младшей сестры Алевтины Ивановны.

Антонина Ивановна Старикова – вторая дочь Анастасии Федоровны и Ивана Тимофеевича была среднего роста, курносенькая, голубоглазая, добрая и очень гостеприимная. Она всегда была готова всем помочь, у нее для всех хватало места, и можно было найти приют. Не выносила подхалимства и фальши. Обожала лес, простор, цветы. Очень хотела учиться, как старшая сестра, шитью у хорошего мастера, но платить было нечем. Желание шить преследовало Тоню всю жизнь, как смогла, она научилась у Сани, но настоящего мастерства у нее так и не было.

Замуж она вышла «убегом» за Николая Семеновича Старикова. Он участвовал в революции, состоял в партии большевиков. Потом работал на небольших руководящих должностях, был заведующим стройконторой, работал на торфяниках. Воевать не пришлось и по возрасту, и по инвалидности.

У Стариковых был единственный сын – Борис. Очень ласковый и добрый мальчик. В школе учился хорошо, после ее окончания поступил в летное училище в Оренбурге. Закончив училище, Борис приехал в Шадринск и женился на своей школьной подруге Надежде Петровне Тяжельниковой. Молодые по направлению уехали в Белоруссию в город Бобруйск. Их счастье было недолгим, началась война. Борис участвовал в боевых действиях, а семьи военных срочно эвакуировали. Эшелон попадал под бомбежку не раз. Добравшись до Шадринска, сразу приехала к своей свекрови Антонине Ивановне. Вскоре у нее родился сын Олег. А на Бориса пришла «похоронная», его самолет был сбит под Кременчугом. Борис так и не узнал о рождении сына. Став взрослым, Олег искал могилу отца, но так и не нашел.

А Николая Семеновича после известия о гибели сына парализовало, какое-то время лежал без движения, но потом поправился.

Надя жила в семье Стариковых долго, очень их любила. Гибель мужа переживала тяжело, и, кажется, так и не смогла смириться с этой потерей.

До конца своих дней она помнила Бориса, отмечала его дни рождения и дни памяти. Несмотря на то, что по настоянию свекрови Антонины Ивановны второй раз вышла замуж за Анатолия Сапона, на самом почетном месте в ее доме всегда висел портрет Бориса. После войны Надежда Петровна поступила в Свердловский юридический институт, закончила его и работала в суде. Надежда всегда звала Антонину Ивановну «мамой», а та помогала ее новой семье во всем.