И здесь, в Шаталово, война оставила
свой след
Реферат
Кузяев Виталий Александрович Марьяновская Мария Константиновна Шишкова Карина Александровна Цыганков Михаил Юрьевич учащиеся 10 класса Шаталовской средней муниципальной общеобразовательной школы
Руководитель работы
Тюхтина Тамара Петровна, учитель
истории высшей категории
2005 г.
Смоленская область, Починковский район, Шаталово-1
Давно отмыта гарь, развеялись дымы,
И временем земные раны сглажены.
Мы ищем на земле ровесников следы –
Пусть вечные огни горят для каждого!
Нам в памяти хранить простые имена.
Ни временем не смыть их, ни обманами.
Нам в памяти хранить и чаще вспоминать, Ровесники, не быть вам безымянными!
А. Крупп
Оглавление
1. Мотивация выбранной темы.
2. Первые дни войны. Подвиг экипажа капитана Николая Гастелло.
3. Появление немцев в Шаталово и дислокация немецких авиачастей на аэродромах Шаталово и Боровское.
4. Подвиг качаловцев.
5. Начало оккупации, введение «Neе ordnung».
6. Создание концлагерей для военнопленных.
7. Строительство крупной немецкой авиабазы «Ost” и «West:» и использование местных жителей как рабочей силы.
8. Попытки побегов военнопленных из шаталовских концлагерей:
а) побег пленного советского летчика, версии;
б) воспоминания Екатерины Синайко об организации побега из шаталовского
концлагеря и Васьковском подполье.
9. Сопротивление оккупационному режиму, помощь партизанам.
10. Воспоминания местных жителей о днях оккупации:
а) М.А. Ургановой;
б) Н.М. Антошенковой;
в) И.С. Гришина;
г) Г. Ястребовой.
11. Шаталовская «Зоя»
12. Уничтожение немецкой авиабазы «Ost» и «West» летчиками 1-ой Воздушной армии и французским полком «Нормандия».
13. Освобождение.
14. Помощь фронту - восстановление советских аэродромов.
15. Заключение.
Вот уже 4 года в нашей школе работает школьный музей. Главной и самой большой в нем является экспозиция « И здесь, в Шаталово, война оставила свой след», посвященная военному времени и оккупации территории нашей малой Родины. Создавая экспозицию, мы поставили цель не только собрать вещественные и письменные памятники той эпохи, но и по крупицам воссоздать события которые происходили в то время. Пусть наша Починковская земля не столь знаменита как многие другие земли Смоленщины: Ельня, Вязьма и сам Смоленск - но она наша, и она пережила и перенесла на себе все, что пережила и перенесла в годы войны вся многострадальная Смоленская сторона. Здесь родились и знаменитые на всю страну герои, такие как Н.Ф. Гастелло, и безымянные, но совершившие настоящие подвиги. А разве не является героизмом то, с каким мужеством наши земляки перенесли тяжелые дни оккупации?
Все меньше и меньше остается очевидцев тех страшных дней. Уходят в небытие солдаты, вернувшиеся с войны, солдатские вдовы. Время все более отдаляет нас от тех невероятно трудных огненных лет, когда шла беспримерная в истории война со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. И очень важно успеть сохранить все, что относится к тем временам. Вот почему мы занимаемся столь необходимой на наш взгляд работой. По крупицам мы собираем все, что может рассказать о тех далеких временах. Записываем воспоминания людей которые пережили трудное но героическое время, обращаемся в архивы района, области, в Центральный архив Министерства обороны, Московский архив, изучаем научно - популярную литературу, сборники документов, мемуарную литературу и даже художественную, где немного упоминается о событиях происходивших в годы войны в нашем крае. В преддверии 60-летия Победы мы хотим дополнить героическую летопись, сохранить имена всех наших земляков, внесших свой вклад в победу над фашизмом.
Война началась для шаталовцев, как и для всех советских людей, неожиданно. После заявления Молотова о нападении фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 г. прошло лишь два дня, как в небе, над головами местных жителей, загудели моторы самолётов с фашистской свастикой. Они шли бомбить Смоленск. В ночь с 24 на 25 июня Смоленск подвергся первой крупной бомбёжке. Именно в эти дни совершил свой подвиг экипаж Гастелло, служивший в нашем гарнизоне. Полковник Макаров, бывший однополчанин капитана Гастелло, вспоминает в своём очерке «ДБ-ЗВФ с задания не вернулся».
«26 июня 1941 г. капитан Гастелло отправился в свой последний полёт в бессмертие. 5 июля 1941 г. Совниформбюро сообщило: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло». Снаряд вражеской зенитки попал в бензобак его самолёта. Бесстрашный капитан направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин взорвались вместе с самолётом. Кроме того, свидетели, как пишет В. Макаров, видели, как из пылающего самолёта летели по врагам, огненные трассы разящих пуль. Это вели огонь лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, младший сержант А.А. Калинин. Они сражались до конца. Так был совершён первый огненный таран в годы В.О.В.». А через несколько дней (жители точно не помнят), где-то в конце июня аэродромы Боровское и Шаталово были подвергнуты бомбардировке немецкими самолётами. Местный житель, которому тогда было 14 лет, Гришин Иван Сидорович вспоминает, что немцы бомбили аэродромы течение 4 дней. Бомбы падали точно на аэродром, здесь было уничтожено несколько самолётов, которые не успели даже взлететь. Бомбардировке подвергались и другие аэродромы Смоленщины, транспортные коммуникации (ж.д., трасса, мосты). Так готовилось наступление немцев на главном направлении: Смоленско-Московском, которому немцы придавали большое значение. По расчётам врага выход к Днепру, взятие Смоленска явилось бы решением важнейшей стратегической задачи. Оно позволило бы без остановки продолжать наступление на Москву и далее на Волгу, победоносно завершить военную компанию, уничтожить СССР как государство. Но на пути этих грандиозных планов встала наша Смоленщина, как известно на 2 месяца задержав наступление немцев, тем самым, сорвав план молниеносного захвата Москвы. В гуще этих событий оказался и наш район Починковский, и наше Шаталово, Алексино, ст. Энгель-гардовская, Боровское, Стодолище - т.е. то, что мы и называем своей малой родиной. Наши места оказались под ударом немецко-фашистских войск уже в первой период смоленского сражения (с 10 по 20 июля).
Группа армий «ЦЕНТР» - дивизии второй и третьей танковых групп и передовые соединения 9-ой и 2-ой армий вырвались вперёд, продвинулись до 200 км. Силы немцев в несколько раз превосходили силы отступающих частей Западного фронта - 19, 16, 20, 22 армий. Немцы окружили Могилёв, перерезали трассу Рославль-Смоленск. Из материалов, присланных в Починок командиру поискового отряда "Факел" А. Моргунову эксперт-консультантом "Союза поисковых отрядов России" К.Н. Степанчиковым, мы узнали, что Починковский район был захвачен немцами сходу, так как наших частей здесь не оказалось и оборону строить было не из кого.
"47 немецкий танковый корпус 2 танковой группы Гудриана, - пишет К.Н. Степанчиков - пошел через Красный на Смоленск, а 46 танковый корпус (командующий - генерал танковых войск барон фон Фитингоф) через Хиславичи пошел на Починок. Уже к исходу 16.07.41 станцию Починок достигла передовая группа этого
танкового корпуса - 10 танковая дивизия (генерал-лейтенант Шааль), за которой по той же дороге двигалась моторизованная дивизия СС "Рейх" (командир - обергруп-пенфурер СС и генерал войск СС Гауссер). Не задерживаясь в Починке, утром 17.07.41 10-я танковая дивизия выступила по дороге на Ельню, следом шла и дивизия "Рейх". На советский аэродром у Шаталово, откуда 16.07.41 едва успела эвакуироваться наша авиачасть, уже 21.07.41 прибыли немецкие пикирующие бомбардировщики" и транспортные самолеты. По оперсводкам, присланным из Подольского архива Министерства обороны, наша авиация пыталась уничтожить эти самолеты противника. По оперсводке №25 штаба группы 28 армии на аэродроме Шаталово находилось 40 самолетов противника. « Противник оказывал сильное противодействие зенитно-артиллерийским огнем и атакой с воздуха». В результате наши потеряли 8 самолетов.
О приближении немцев местные жители поняли по взрывам, доносившимся со стороны Рославля. Жители стали покидать дома и бежать по направлению к Хиславичам. К этому времени 98-й ДБАП успел эвакуироваться из гарнизона. На больших транспортных самолетах были вывезены члены их семей.
"Немцы 17 июля появились на дороге, ведущей к Энгельгардовской и аэродрому Боровское" - вспоминает Базалев Петр Кириллович. А вот в д. Алексино и Шаталово, по воспоминаниям Гришина Ивана Сидоровича, немцы появились 19 июля. Приехали на машинах и мотоциклах, в Алексино поставили 3 орудия, остальные увезли в сторону Боровского, где советские солдаты продолжали оказывать отчаянное сопротивление. Шаталовский аэродром защищала небольшая группа советских солдат, которая была быстро рассеяна немцами. Жители вспоминают, как немцы с собаками отлавливали наших солдат и расстреливали на месте. Стояли немцы
здесь дней 13, потом началось наступление наших войск, тогда местные жители и услышали фамилию Качалова, который пытался прорваться через наши места, на соединение с 22-ой армией. И. Н. Беляев, известный историк и краевед, сам участник В.О.В. в книге "Память огненных дней" пишет о том, что "на 2-м этапе Смоленского сражения, с 21 июля по 7 августа, советское командование предприняло попытку организовать против, прорвавшейся к Смоленску, группировки немцев, контрнаступление!". Войска группы генерал-лейтенанта Качалова, состоявшие из 2-х стрелковых (145-ой и 149-ой) и одной танковой 104-ой дивизии из 28-ой армии должны были в назначенное время развернуть наступление из района Рославля и вдоль идущих на Смоленск шоссейной и железной дорог разгромить противника на рубеже Починок, Шаталово, Хиславичи, Прудки, а дальше развернуть с юга наступление на Смоленск, группа Рокоссовского должна была быть нацелена на Смоленск с Ярцева, остальные должны были наступать из района Белого, Духовщины, цель: уничтожить смоленскую группировку немцев. Группа Качалова в первые дни наступления продвигалась успешно (23, 24 июля) его штаб разместился в Стодолище. Вспоминает участник этих событий М.Веремьев ~ боец истребительного батальона: "Наши группы уходили на территорию, уже занятую врагом. За линией фронта мы добывали нужные командованию сведения о немцах, совершали диверсии. Нашими маршрутами были: р-он Хиславичей, дорога на Починок, к полевым аэродромам Шаталово и Боровское".[1]