Но я хочу рассказать, что в лагере смерти Маутхаузен был еще блок смерти, блок № 20. Мы видели, как туда загоняли заключенных, но никогда не видели, чтобы оттуда выходили живыми. Оттуда только выносили мертвых либо вывозили их на телегах в крематорий. Но, несмотря на это, те, кто находился в 20 блоке, провели в феврале 1945 года восстание».
Марта Гаммер подробно прокомментировала исторические сведения об этом восстании.
Генрих Станиславович продолжил: «В день восстания они уничтожили прислужников блока и капо, которые издевались над ними. Заключенные перелезали через ограду и разбегались по полю, пробовали выйти к Дунаю». Марта Гаммер и Федор Солодовник рассказали дополнительные сведения о том, как проходило это восстание. Наумович продолжил: «Эсэсовцы начали ловить и расстреливать заключенных. Несколько дней они привозили убитых к крематорию, привязав их к машине или к телеге ногами. Эсэсовцы сказали, что счет сошелся, всех расстреляли. Но это была неправда. 12 человек все-таки остались на воле». Федор Солодовник пояснил, что один из оставшихся в живых – Михаил Рыбчинский – и в настоящее время проживает в Киеве. Его спасла одна австрийская семья, с которой он до настоящего времени поддерживает теплые, фактически родственные, отношения.
Далее Г.С. Наумович рассказал: «Однажды в Маутхаузен ночью пригнали около 400 русских военнопленных. Среди них был генерал Дмитрий Михайлович Карбышев. При 12-градусном морозе их раздели догола, периодически заводили в душевую под холодную воду и снова выводили на улицу. В эту ночь генерал Карбышев был зверски замучен. Его обливали холодной водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу». Марта Гаммер подробно дополнительно рассказала об этом трагическом факте.
Наумович продолжил: «Теперь хочу вернуться к Гузену и рассказать один из случаев обращения с заключенными. Как-то в мороз 12 градусов наш блок дезинфицировали. Всех узников блока раздели и погнали в баню. Баня была занята, поэтому около часа мы простояли на улице голыми. Потом нас повели в баню, где обливали холодной и горячей водой. Выйти из душа было нельзя. После бани нас погнали в блок, но дезинфекция не была закончена. Около часа мы снова простояли на улице. После этого многие заключенные попали в ревир и в крематорий». Марта Гаммер дополнила выступление Наумовича Г.С. другими фактами издевательств над заключенными.
После выступления Наумовича Г.С. Кокорева Ольга сказала: «На нашей встрече мы хотим исполнить песню, которая известна во многих странах мира, ее поют на множестве языков, и она стала символом России». Прозвучала песня «Катюша» на русском и немецком языках в исполнении ансамбля «Колокол».
Далее слово было предоставлено Моисееву Евгению Васильевичу. Он рассказал: «Дорогие ребята! Дорогие господа. Мы очень счастливы встретиться с вами здесь, на австрийской земле. Приход фашизма в мир, Европу, и к нам на русскую землю мне, мальчику и моим друзьям и нашему народу пришлось пережить и дома, и здесь, на австрийской земле. Дома до войны мы- дети всегда мечтали учиться, стать инженерами, врачами, педагогами, артистами, медиками и т.д. Когда фашисты оккупировали наш город, много было расстреляно детей и женщин. Потом молодежь угоняли в рабство на работу в Германию. Мне было 15 лет, меня тоже угнали в Германию в город Десау и поместили в лагерь Капен. Там с утра и до позднего вечера мы грузили военное снаряжение в вагоны, поздно возвращались усталые, но там нам только пинка давали. Морально и физически было трудно выжить, и мы, 17 человек, бежали в вагонах поезда. Через четверо суток в Польше нас поймали. А далее пришлось пережить 2 тюрьмы, концлагеря Штутгофф, Маутхаузен и Гузен-1. Ребята, не дай Бог вам пережить эти зверства! 5 мая 1945 у нас был второй день рождения. Домой мы вернулись больные, лечились, работали и учились. Я после училища стал инженером, работал конструктором, инженером, начальником, я работал в институте. Спасибо за внимание! Всех благ и здоровья вам всем желаю!».
После выступления Моисеева Е.В. Ольга Кокорева сказала: «Я хочу представить Вам лидера нашего ансамбля Наталью Павлову». После этого прозвучала песня «We shall overcome» в сольном исполнении, объединяющая все народы в их борьбе с фашизмом . Зал встретил песню бурными овациями.
Ф.С. Солодовник прочитал свое стихотворение о замке Гартхайм, переведенное на немецкий язык.
HARTHEIM
Отдых нам обещали
В замок Гартхайм привозили
Там нас в душ отправляли
Газ в душевую пускали
Кучу застывших тел
мы на полу оставляли
в синее небо наверх
через трубу улетали
вот и летаем с тех пор
глядя на замок, поля
здесь пыль наших костей
слоем на землю легла.
И не дает улетать
Требует вниз смотреть
Вечно над замком летать
Мир и покой охранять
HARTHEIM
Die Rast uns versprachen
Hartheim fuhren an
Dort reisten in den Seelen
Das Gas liessen an
Den Haufe der kalten Korper
Wir liessen auf Fussboden
In blauen Himmel nach oben
Durch Rohr Krematorium flogen
Hier fliegen wir und von jener Zeit an
Schauen das SchloЯ, der Felder
Hier den Staub unserer Knochen
Schichtlich liegt auf Erde .
Gibt nicht fortzufliegen
Fordert nach unten sehen
Ewig uber dem Schloss zu fliegen
Welt und Ruhe beschutzen
Раздались бурные аплодисменты.
На этом встреча в главной школе города Сант-Георген закончилась. Группа подарила главной школе на память о встрече книгу «Москва» и путеводитель по Третьяковской галлерее на немецком языке.
8. 7 мая 2003. Участие в открытии выставки «Цена жизни» в замке Гартхайм
Официальное приглашение президента верхней Австрии доктора Йозефа Пурингера принять участие 07 мая 2003 в открытии выставки «Цена жизни» в замке Гартхайм группа участников встреч со школьниками Австрии получила в апреле 2003.
Замок Гартхайм был местом, оборудованным нацистами для умерщвления неполноценных людей. В замке Гартхайм было уничтожено около 5000 узников Маутхаузена и его команд в специально оборудованной для этого газовой камере. Изнуренным от рабского труда узникам, потерявшим способность трудиться дальше, объявляли, что их везут на отдых и лечение. Грузили в автомобиль и везли в замок Гартхайм. Там обреченным на смерть, но ничего не подозревавшим узникам предлагали раздеться догола, разыгрывали медицинский осмотр, после чего заводили в газовую камеру, оборудованную под душевую, и после закрытия герметичной двери вместо воды впускали через рожки на потолке отравляющий газ. Через один час в этой «душевой», схватившись друг за друга в предсмертных муках, все уже лежали на бетонном полу мертвыми. Их через вторую дверь выносили в морг крематория и сжигали в печи. От каждого узника оставалось три килограмма костей, которые здесь же в Гартхайме отдавали для размола в мельницу, после чего три килограмма костной муки продавали, как удобрение.
Перед открытием выставки «Цена жизни» группа осмотрела замок. Обзорную экскурсию провел заместитель лидера группы Конопатченков А. В., а также представитель Общества «Замок Гартхайм» Питер Шварц.
На открытии выставки прозвучали выступления Доктора Хартмута Реезе, Председателя правления Общества «Замок Гартхайм», профессора Университета Линц доктора Йозефа Вайденгольцера, профессора Гитты Серени (Лондон). С приветственной речью по случаю открытия выставки «Цена жизни» в замке Гартхайм выступил Президент верхней Австрии доктор Йозеф Пурингер. В открытии выставки приняли участие около 1000 представителей из разных стран Европы и Америки.
9. 8 мая 2003. Возложение цветов к братской могиле погибших в концлагерях Австрии русских военнопленных и к могиле
героя Советского Союза Льва Маневича на главном кладбище в Линце
Группа подъехала к главному кладбищу в городе Линц, где возложила цветы к братской могиле погибших в концлагерях русских военнопленных и к могиле бывшего узника концлагеря Эбензее героя Советского Союза Льва Маневича.
Кононенко Василий Антонович у могилы Л.М. Маневича прочитал свои памятные стихи от имени всех выживших узников концлагеря Эбензее герою Советского Союза Льву Маневичу, предупредившему всех узников не заходить в штольни, где готовился нацистами взрыв, и тем самим спасшего всех узников Эбензее от уничтожения.
10. 8 мая 2003. Посещение музея и подземных штолен в концлагере Эбензее
Обзорную экскурсию по музею Эбензее провел доктор Вольфганг Квотембер, руководитель музея Эбензее. Группа посетила подземные штольни, созданные узниками концлагеря Эбензее. В одной из таких штолен размещена часть музея к/л Эбензее.
11. 9 мая 2003. Встреча с учителями и школьниками профессиональной школы в г. Сант-Георген.
Участие во встрече приняли 76 учеников из двух групп и учителя госпожа Гайде Маар, госпожа Андреа Гутенбергер, госпожа Марта Гаммер и господин Юрген Рааб.
Бывшие узники концлагеря были разделены на 2 части. Одна часть пошла на беседу в группу учеников, изучающую английский язык, а вторая – в группу учеников, изучающую немецкий язык.
В группе, изучающей английский язык
Вступительное слово сказал Конопатченков Алексей Вячеславович.
Далее слово было предоставлено бывшему узнику лагеря Гузен-1 Моисееву Евгению Васильевичу. Он сказал: «Дорогие ребята, нам очень приятно встретиться здесь на австрийской земле. Мне было 15 лет, когда меня угнали на работы в Германию. Мы работали в городе Десау, в лагере Капен, в лесу, с утра и до позднего вечера. Работать было трудно, получали подзатыльники, пинки, а на работу уходили больными. И нас постепенно собралось к побегу 4 мальчика, первая попытка побега не удалась, потом 8 и 9 человек. В одну ночь 17 моих земляков ростовчан бежали из лагеря. Нам было 15, 16 и нескольким 17 лет. Нас поймали в Польше. Нас избило гестапо, прошли мы две тюрьмы, и определили нас в тяжелый концлагерь Штутгофф. Там пришлось пережить 1,5 года. Там был тиф, работа была очень тяжелая. Из наших 17 ростовчан осталось только 5 в живых. Там погибло 120000 человек. Пришлось многим болеть сыпным и брюшным тифом, , поэтому много людей умерло. Там были карцеры, отдельные е комнаты пыток, день и ночь люди умирали, и день и ночь работали крематории. Когда приближался фронт и советская армия приближалась к Польше, то многих узников, особенно политзаключенных, вывезли в Маутхаузен. Это было в июне 1944 года. В Маутхаузене мне пришлось перестрадать и помучиться почти год. Мой номер 75949. Находился в 17 блоке. Далее нас перевели в Гузен-1. В Гузене-1 я находился до освобождения. Был избит, прошел ревир, но выжил. 5 мая 1945 года нас освободили американские войска. Здесь погибли тысячи и тысячи заключенных, людей из разных стран, в том числе и из России. И когда пришла свобода, люди, больные, продолжали умирать. Кто остался жив, домой вернулись больные, у кого ноги, у кого сердце, у кого голова. Мы дома лечились, далее работали, учились. У нас была большая возможность учиться: на врача, на инженера, на кого хотели, на того и учились. Я также работал и учился. Стал инженером-механиком, работал мастером, конструктором и последние 25 лет работал в институте. А почему мы остались в живых? А все потому, что мы, дети, любили свою страну, свою Родину, это нам помогало в этих трудных условиях, помогало нам выжить. И когда я уезжал к Вам , то мои земляки из Ростова-на-Дону, школьники, перед которыми мне приходится выступать, передали вам сердечный привет».