Годы перестройки не принесли женщине облегчения в совмещении ею производственной и семейной функций, а может быть, и осложнили эту задачу. Как не парадоксально, именно с началом перестройки суть проблемы равноправия свелась к бытовой загруженности и необходимости укреплять семью. Постсоветский период рассеял иллюзии социального равноправия женщин, стали нарастать угрожающие тенденции сужения сфер ее общественной деятельности. Кардинальные политические, экономические, социально-культурные реформы обнажили глубокие противоречия между идеями и реальным положением женщины, декларациями и истинной политикой по женскому вопросу, дезавуировали мифы, порожденные советской идеологией. Стихийное осознание женщинами гендерного неравенства, гендерного конфликта не находило своего эффективного организационного и политического выражения. В общественном сознании политические права девальвировались, по крайней мере, по сравнению с периодом начала перестройки. Это в основном было связано с двумя причинами. Во-первых, несмотря на отсутствие политических прав, при социализме государство гарантировало определенный минимум социально-экономических прав, обеспечивающий выживание. Во-вторых, в переходный период в условиях гарантированных политических прав и свобод, социально-экономические права граждан серьезно нарушались. В этой ситуации сдвига в ценностях и социальных ожиданий женщины пытались реализовать свое право на развитие и участие в социальной жизни. В развитом гражданском обществе в пространстве между человеком и государством формируется «третий сектор» – неправительственные организации. Степень развитости неправительственного сектора прямо пропорциональна уровню демократизации и макроэкономическому развитию общества. Современная демократия базируется на партнерстве между сильным государством, в меру регулируемой рыночной экономикой и энергичным гражданским обществом. Именно гражданское общество создает социальный капитал переходного периода, формирует слой активных, деятельных акторов, индивидуумов нового общества.
В 80-90 годах появился целый регион (27 стран с переходной экономикой), положение женщин заметно ухудшилось в ходе трансформационных процессов.[27] В сводном докладе о человеческом развитии Программы развития ООН /ПРООН/ за 1999 г. снижения уровня жизни женщин рассматривается как одно из главных негативных социальных последствий рыночных реформ, говорящее об их высокой социальной цене. Одним из самых больших шагов назад в переходный период – значительное усиление гендерного неравенства в политической, экономической и социальной сферах. Парадоксально, но возникновение демократического общества не привело к росту участия женщин в общественной жизни, а к их вытеснению. Хотя женщины отличались крайне высокой активностью на начальных стадиях демократических революций, они были быстро вытеснены из политики.
Первые годы рыночных преобразований стали меняться идеологические подходы к «женскому вопросу» и образ женщины в средствах массовой информации. Речь идет о возрождении и усилении патриархальных взглядов на роль женщины в обществе. Это проявляется в следующих тенденциях:
· возрождается и укрепляется традиционное распределение семейных ролей, общественное мнение высоко ценит женщину, посвящающую себя семье. В известной мере – это ответ на чрезмерно высокую занятость женщин в производственной сфере, признак возрождения индивидуалистических и семейных ценностей в противовес насаждавшемуся в прошлом коллективизму;
· восстанавливается авторитет религии с ее традиционными взглядами на место женщины в обществе и ее репродуктивные права;
· символ женщины-матери широко используется в качестве инструмента национальной политики, повышение рождаемости рассматривается как путь возрождения нации.
При этом изменения в социальной политике, в сферах образования и здравоохранения были неблагоприятными для женщин. Среди безработных более 60% женщин. Наряду с «феминизацией безработицы», происходит и «феминизация бедности», так как многие семьи в нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи. Ухудшение положения женщин в переходный период было обусловлено различными по своему характеру и глубине воздействия факторами. Прежде всего, экономический спад повлек снижение уровня жизни всего населения. Массовая безработица и нарастание бедности, углубление дифференциации доходов, разрушение системы социальных гарантий имели место во всех переходных экономиках, хотя данным проблемам была присуща разная степень остроты. Глубина падения жизненного уровня в большей степени определялось достигнутым уровнем социального развития, накопленным запасом социальной прочности и в меньшей – избранной моделью преобразований и особенностями государственной социальной политики.[28]
Между мужской и женской безработице в России имеются качественные различия: большинство безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время как основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, теряют ее практически навсегда. Они переходят в категорию экономически пассивного населения, мужчины же из категории занятых переходят в безработные.
В отличии от мужчин, женщины могут трудоустроиться в домашнем хозяйстве. Однако этой альтернативе препятствует низкий уровень жизни, вынуждающий женщин работать в целях увеличения доходов семейного бюджета. Гендерное распределение трудовых доходов свидетельствует об уязвимости женщин с точки зрения оплаты труда. Анализ причин низкого благосостояния показывает, что на повышение незащищенности воздействуют факторы традиционной бедности, например в неполных семьях уровень бедности вдвое выше, чем в полных. Рост незащищенности таких семей вызван ослаблением социальных гарантий одиноким матерям.
Исходя из того, что Азербайджан находится в условиях переходного периода, для нашей страны характерно заметное ухудшение положения женщин. В настоящее время из общей численности экономически активного населения 22,1% является безработными. Число безработных женщин возросло за последние десять лет в 10 раз. Ранее высокая занятость женской рабочей силы в легкой и пищевой отраслях сменяется резкими снижениями занятых женщин в них. Наметилась тенденция к вытеснению женщин из сфер интеллектуального и высокооплачиваемого труда, в особенности сфер деятельности, ориентированных на рынок. Хотя в процессе приватизации предполагается равное участие мужчин и женщин, тем не менее, до 90% собственности перешло в руки мужского населения. Только 7% зарегистрированных предприятий руководителями являются женщин. Более того, установлено, что 86% женщин не желает обладать частной собственностью, причиной чего является отсутствие необходимого стартового капитала, недостаточность знаний в управлении собственным бизнесом, боязнь банкротства и др. Как известно, доходы женщин связаны главным образом с тремя различными источниками: доступ к доходу мужа; доступ к рынку труда и доступ к государственным программам социального обеспечения. Многие женщины комбинируют эти источники доход, т.е. происходит пакетирование доходов. Но такая картина характерна для эмансипированных женщин, в основном это относится к женщинам Севера, а многие женщины в странах Юга, к которому относится Азербайджан, лишены доступа к какому-либо источнику дохода.
Особый интерес вызывают различия в социальной мобильности мужчин и женщин в дореформенный период и в условиях социальной трансформации. Социальная мобильность – довольно широкое понятие, которое может означать любые социальные или статусные изменения.
Незащищенность социально-экономического положения женщин в транзитный период обусловлена несовершенством правовой системы положения регулирования трудовых отношений. Проблемы связаны не столько с отсутствием законодательных норм, сколько с несоблюдением трудового и социального законодательства. Судебная система слаба, пространство действий профсоюзов постепенно сужается, поэтому женщины бессильны перед произволом работодателей. Социально-защитная направленность трудового законодательства замещается идеей «баланса интересов» справедливого только при реальном равенстве партнеров – работника и работодателя.[29]
В целом, экономический спад и нестабильность во многих регионах мира углубил рост масштабов нищеты. Среди более чем одного миллиарда человек, проживающих в этих условиях, женщины составляют подавляющее большинство. В этой связи социально-экономическое положение женщин является объектом внимания со стороны международных организаций. В частности, программа улучшения положения женщин в странах с переходной экономикой, принятая ООН включает следующие меры: расширение экономических возможностей и гарантированная реализация прав женщин; повышение экономической грамотности; обеспечение равных возможностей на рынке; повышение потенциала женских организаций; увеличение представительства во властных органах; формирование соответствующих законодательных и институциональных условий для достижения реального равноправия женщин.
2.2. Государственная политика Азербайджана в отношении женщин.
В Азербайджане требования гендерного равенства и равных прав мужчин и женщин стали выдвигаться относительно недавно. Это было связано с тем, что в советское время, еще в 20-е г. ХХ в., был сделан вывод о том, что женский вопрос в нашей стране решен. Решающим условием, определяющим социальный статус женщин, стало их участие в общественно-производственном труде наравне с мужчинами.