Смекни!
smekni.com

Гендерная политика транзитного (стр. 8 из 9)

За некоторым известным исключением, мужчины доминируют в неправительственных организациях Азербайджана, особенно в регионах. Только в Баку женщины более активны и лидируют как в отстаивании своих прав. Создание коалиции ради достижений цели гендерного равенства можно рассматривать только в долгосрочной перспективе. Если классифицировать женские объединения по степени распространенности типа деятельности, то в этом случае на первом месте оказываются правозащитные женские организации. Это приблизительно 1/3 от общего числа женских НПО. Они занимаются как защитой прав женщин, так и защитой прав других групп граждан, например, семьей шехидов, беженцев, инвалидов и других социально уязвимых групп. Примерно такое же количество женских объединений озабочено проблемой преодоления насилия над женщинами. Два следующих направления – информационное просветительско-образовательное, которые включают и группы, занимающиеся гендерными исследованиями. В женском движении в нашей республикеможно отметить три волны:

Первая пришлась на период слома тоталитарной советской системы и начала нагорно-карабахского конфликта. Первая волна носила в основном благотворительный и гуманитарный характер помощи беженцам, раненым, детям – сиротам. Вторая волна в период 1991-1995 годов связана с ростом национального самосознания и социальной практикой, выражающейся в переходе от благотворительности к общественной деятельности, к защите гражданских прав и свобод. Отличительная черта этой фазы формирования женского движения – саморефлексия определение задач и целей деятельности, и способов влияния на общество. Этот период обострился «уровень массовой рефлексии, как на личностном уровне, так и на основе перестройки всех институтов общества». Третья волна (после 1995 г.), инициируемая Пекинской Всемирной конференцией по положению женщин, продолжается и даже нарастает в настоящее время. Международные организации настоятельно рекомендовали государству расширять женскую активность, создавать равные возможности для женщин. Практически во всех регионах в исполнительной власти созданы отделы по работе с женщинами.

Конфликты гендерного статуса, в которых всегда присутствует психологическое, а зачастую и физическое насилие, могут быть смягчены защитой семьи не только как социального организма, но и как конкретной персональной ячейки. «С уверенностью можно сказать, что, если бы не наличие моральных ценностей семьи, сформировавшихся в досоветском и советском менталитете азербайджанской нации, единству и моральной сплоченности азербайджанской семьи трудно было бы сохраниться в современных условиях». Современный опыт преодоления конфликтов гендерного статуса можно рассматривать в двух ракурсах: шведском и американском, то есть социал-демократическом и неолиберальном. В шведской модели высока роль государства в обобществлении доходов и распределении их через общенациональную систему социальных механизмов управления. В американской модели государство в меньшей степени вмешивается в социально-экономические процессы. Однако и та, и другая модель предоставляют женщине выбирать гендерную роль исходя из собственных жизненных ценностей. Поскольку макроэкономическая политика нашей республики строится на низкой заработной плате, то шведская модель, естественно, ближе к условиям азербайджанского общества она органична и процессу социализации женщин Азербайджана.

«Азербайджан имеет довольно хорошие правовые рамки для равных прав. Однако недостаток механизмов их осуществления и сильные патриархальные традиций приводят к тому, что фактическая ситуация весьма различна во многих областях. Несмотря на некоторые индикаторы женского успеха – например, в образовательном процессе – введение равных прав на принятие политических решений, гарантированных национальной Конституцией, не отражает действительного положения женщин в Азербайджане».[38]

Азербайджан должен принять и последовательно реализовывать принятую в мире эгалитарную государственную политику, направленную на создание равных условий для самореализации личности вне зависимости от пола во всех социальных сферах. Ближайший путь такой реализации основан на преодолении патриархальных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о гендерном равенстве. Реализация эгалитарной политики в Азербайджане частично уже проводится посредством создания правовой базы равенства полов и ее гендерной экспертизой, образованием Государственного комитета по делам женщин, открытием в ряде министерств и гос. комитетов отделов, занятых вопросами равенства полов. Нужна такая социальная политика государства, которая устанавливала бы гендерное справедливое распределение ресурсов, а также ответственность семьи, рынка и государства за благополучие населения. На место патерналистской политики государства должна придти взвешенная гендерная политика, заменяющая протекционизм по отношению к женщинам – системой, гарантирующей подлинное равенство полов. Такая политика соответствует комплексному подходу к проблеме равенства полов, учитывающему социокультурные различия между ними. Кроме того, каждая страна в силу сложившихся обстоятельств имеет свои специфические гендерные проблемы – для Азербайджана это проблема нарушения демографического баланса между мужчинами и женщинами, вызванного войной и экономической миграцией. Уже из одной этой проблемы вырастают десятки новых проблем, решение которых невозможно без привлечения методологии гендерных исследований. Приходится говорить о стратегическом планировании в республике гендерной политики, которая возможна лишь в том случае, если она станет предметом исследования ученых самого различного профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


[1] Большой толковый социологический словарь.

[2] BEM S.L. The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality // Yale University Press, 2004. P.7

[3] BEM S.L. The Lenses of Gender. Transforming the Debate on Sexual Inequality // Yale University Press, 2004. P.7-8

[4] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002 г. с.69

[5] Пропилен «Антология гендерной теории»., Минск, с.30

[6] Теория и методология гендерных исследований. М., МЦГИ – МВШСЭН – МФФ,2001 с. 416

[7] Воронина О. А. «Теоретико-методологические основы гендерных исследований». с.13-106

[8] Теория и методология гендерных исследований, 2001 г. с.47- 48.

[9] Bending the Bow. Targeting Women's Human Rights and Opportunities. Herlin Press. New York, 2002,112 p.

[10] Симона де Бовуар. «Второй пол». – Москва, 2001 г. с. 12

[11]Темкина А.«Женское движение как общественное движение: история и теория» с. 62.

[12] Темкина А. «Женское движение как общественное движение: история и теория». – Гендерные тетради. Вып. Первый. СПб: СПб филиал Института социологии РАН 1997г. С. 45-93.

[13]Гендерная проблематика в экологии, с. 493; Введение в гендерные исследования Ч.2. Харьков, ХЦГИ, 2001г.; СПб Алетейя,2001г., с. 991.

[14] Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекин, Китай 4-15 сентября 1995г. ООН Репринт. с.202.

[15] Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекин, Китай 4-15 сентября 1995г. ООН Репринт. с.11

[16] Гендер: история, общество, культура. Баку 2002 г. с.86-87

[17] http://www.un.org

[18]http://www.owl.ru/win/events/edc. 1996/c-aivaz.htm

[19] http://www.un.org Официальные отчеты 23 специальной сессии. Дополнение №3 (A/S-23/10/Rev.1)

[20] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002г. с.385

[21]http:// www.gender-az.org

[22] Мовсумова Л.Д. Проблема Женщины в духовной культуре Азербайджана. Баку, «Элм», 1996 г. с. 186

[23] Султанова Х. Счастье азербайджанской женщины. Баку, Азернешр, 1964 г. с. 196

[24] http://www.feminist.org.ua/library/mass-media/smi.php

[25] Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход.// Пол. Гендер. Культура. Под ред. Хоткиной и Н. Пушкаревой. М. 1999 г. с.48.

[26]http:// www.undp.uz. – NGO’s Data base of AGIC

[27] Гендер: история, общество, культура. Баку, 2002 г. с.193