Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов (стр. 3 из 6)

· определить «эмоциональное зерно»:

o а) литературного;

o б) поэтического;

o в) живописного;

o г) му­зыкального произведения;

· определить «зерно обреза» у одного из указанных пер­сонажей в известной пьесе.

Выбор пьес (или других произведений искусства) определяется членами приемной комиссии. Ответ оценивается за: адекватность эмоционально-образной сути авторского произ­ведения, оригинальность ассоциаций, использование тропа.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, композиции, эмоциональную возбудимость, уровень художест­венного анализа, синтеза и др.).

«Мой город»

(задание В. П. Марина)

В общих и ярких чертах дать краткую образную характе­ристику городу, в котором живешь. Чем оригинальнее, ярче, своеобразнее будет «сформулирован» образ города, тем луч­ше.

Оценивается яркость образа, точность сравнения, исполь­зование метафоры (или иного тропа).

(Кроме ассоциативно-образного мышления задание выяв­ляет характер творческого воображения, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, пространственно-временное восприятие, склонность к мышлению тропами).

«Ассоциации»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается для прослушивания музыкальный фрагмент из классического произведения. (Например: «Реквием» А. Мо­царта или «Времена года» А. Вивальди и т.д.). Необходимо рассказать, какие ассоциации вызывает данный музыкальный фрагмент:

· в драматургии;

· в прозе;

· в живописи;

· в поэзии.

То есть, с каким из авторов или отдельным произведением ассоциируется данный музыкальный фрагмент? Если испытуе­мый в затруднении, вопрос можно поставить иначе: при поста­новке какого автора может быть использована данная музыка?

Вариант: Предлагается короткая фраза или поэтическая строка. (Например: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» (А. Блок), или «Несказанное... Синее... Нежное...». (С. Есенин) и т. д.).

Необходимо рассказать, с какими произведениями живописи, музыки, драматургии ассоциируется данная фраза.

Если в ответе ассоциативные связи приведены неубеди­тельные (т. е. случайные), то испытуемому необходимо аргу­ментировать свой ответ.

В ответе учитываются яркость, подвижность ассоциирова­ния, особенности образного мышления, чувство стиля, а также время, затраченное на поиск ответа-решения.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышления, пластического видения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, симультанное восприятие, характер творческого воображения, эрудицию в смежных искусствах, способность к пространственно-временному восприятию).

«Атмосфера»

Предлагается прослушать магнитофонную запись с набо­ром различных звуков и шумов. На основе звуковой партиту­ры разработать замысел и показать режиссерский этюд, т. е. набор звуков и шумов — должен стать основой драматургии. (Например, предлагается такая серия шумов и звуков: крик глухаря, хруст ветки, шорох травы, крик человека, плеск воды, свист).

При оценивании этюда учитывается: логика и последова­тельность содержания, оригинальность события, точность и правдивость эмоциональных реакций, последовательность и оправданность в действиях исполнителей звуковой и шумовой партитуры, естественность созданной атмосферы и т. д.

(Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, выявляются способность к пространственно-времен­ному восприятию, характер творческого воображения и фан­тазии, внимание к деталям, природная наблюдательность и т. д.).

«Прозвища»

Дать прозвище человеку.

Варианты:

· по словесному описанию характера, привы­чек, поступков;

· дать прозвище:

o себе (товарищу, прохожему);

· предлагается 5 фотографий и одно прозвище: (напри­мер: «Тихоня»). Кому из изображенных на фотографиях мо­жет подойти данное прозвище?

· предлагаются 6 прозвищ (например: «Пиявка», «Кро­кодил», «Акула», «Кнопка», «Поплавок», «Колобок») и одна фотография. Какое из прозвищ наиболее подходит изображенному на фотографии человеку?

При несоответствии прозвища изображенному на фотогра­фии человеку необходимо, чтобы испытуемый аргументировал свой ответ. Решение задачи оценивается удовлетворительно, если ответ соответствует стимулу, обнаруживается внимание к деталям, если в решении выявилась целостность образного вос­приятия, выбор позитивного (доброжелательного) прозвища.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мыш­ления задание выявляет характер творческого воображения, чувство стиля, наблюдательность, знание человеческой, психо­логии).

«Эмблема-символ»

(модификация теста американского психолога Дж. Гилфорда)

Перечислите:

а) явления окружающей действительности;

б) возможный род занятий, которые могла бы обозначать данная эмблема-символ. (На­пример: эмблема-символ «Глаз». Возмож­ный ответ:

· бдительность, окно в мир, страж, немой укор, свидетель;

· следователь, милиционер, пограничник, астроном, микробиолог и т. д.).

Эмблемы-символы должны быть многозначны, но конк­ретны. (Например: «Змея», «Свеча», «Чайка», «Белый цветок», «Черный бархат», «Цыпленок», «Муравей», «Голубь», «Горящая электрическая лампочка», «Книга», «Перо», «Раду­га», «Искра», «Пчела» и т. д.).

Оцениваются оригинальность ответа количество нестерео­типных решений (если их более 3-х), элементы юмора, пара­доксальность мышления, склонность к мышлению тропами.

(Кроме ассоциативно-образного, метафорического мышле­ния, задание обнаруживает способность к творческому вооб­ражению, анализу и синтезу: остроумие, гибкость семиотичес­кого и пространственно-временного восприятия и т. д.).

«Способность к метафорам»

(модифицированный тест Ф. Баррона)

«Испытуемому предлагают описание какого-нибудь образа» и просят подумать о каком-либо другом образе, эквива­лентном данному, или являющемуся его метафорой.

Оценивается оригинальность и точность ответа, а также способность к метафорическому мышлению.

Образ-стимул Обычные ответы Необычные ответы
Пустые книжные полки. 1. Оставленная комната. 2. Пустая голова- 1. Отсутствующие глаза идиота. 2. Оставленный улей.
Сидеть одному в темной комнате. 1. Проснуться ночью. 2. Птица в клетке. 1. Одно письмо в почтовом ящике. 2. Гроб в открытой могиле.

Обычные ответы, удовлетворяющие требованию подходящести, оцениваются 1 баллом. Необычные ответы оценива­ются 3 или 4 баллами. Вот одно из оснований, почему такой ответ как «отсутствующие глаза идиота» является необыкно­венным, оригинальным и элегантным эквивалентом. Пустые книжные полки - это бессмысленное пространство, это не про­сто пустое место, а вакантное место, которое когда-то будет занято. Это пустота трагическая. Пустые книжные полки - это потеря. Это состояние хорошо передано в придуманном об­разе»[2].

(Кроме характера образного, метафорического мышления; гибкости ассоциативных связей, задание выявляет творческое воображение, фантазию, остроумие, способность к полива­риантному решению художественной задачи, семантическую подвижность и др.).

«Сценический эквивалент»,

Выразить различными театральными средствами понятие, содержащее в себе событийное начало. (Например: Верность. Бег. Одиночество. Осень. Ссора. Ошибка. Прощание. Покая­ние. Крик. Развод. Первая любовь. Обида, и т. д.).

Для организации сценического пространства могут быть использованы: реквизит, бутафория, детали костюмов и др.

Положительно оценивается выполнение задания, где есть событийная организация сценического пространства, эквива­лентная понятию-стимулу, образность, интересная компози­ция.

(Кроме склонности к образному моделированию дейст­вительности, способности понимать и создавать тропы, зада­ние выявляет характер творческого воображения и фантазии, событийно-действенное мышление, пространственно-времен­ное восприятие, чувство композиции, зрелищности и др.).

«Объясните...»

(задание Б. Г. Голубовского)

Предлагается 2-3 фотокопии абстрактных картин. Объ­яснить смысл. Дать каждому изображению свое название.

Положительно оценивается оригинальность названия, ло­гичность и самобытность образного восприятия, адекватность объяснения изображения на фотографии.

(Кроме ассоциативно - образного мышления, характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет спо­собность к художественному анализу и синтезу, остроумию и др.).

«Образ»

Выразить психологическое состояние человека в образ­ном рисунке (символе) Например:

· свое психологическое состояние в настоящий момент;

· состояние персонажа любимой пьесы (литературного или живописного произведения) в куль­минационный момент события. (Например: психологическое состояние Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского в момент кульминации главного события).

Задание оценивается положительно, если испытуемому удается в рисунке передать через образ психологическое состояние человека, если образное восприятие оригинально, содержание многозначно.

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается 10 минут. (Бумага и карандаш должны быть приготовлены заранее).

(Кроме способности к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению, задание выявляет семантическую адаптивную гибкость, широту ассоциативных связей, характер творческого воображения и фантазии, природную наблюдательность, знание человеческой психологии и др.)

«Эпиграф образ»