(g) Файлообменные системы – Napster
103. Музыкальная индустрия первой в системе интеллектуальной собственности столкнулась лицом к лицу с проблемами, возникшими в области авторского права в результате развития информационных технологий. Главным образом это связано с тем, что музыка идеально подходит для распространения через Интернет. Предсказывают, что доходы от цифровой музыки достигнут 2,1 млрд. дол. США к 2007 г., составив 17% торговли музыкой.[159] Создание программ сжатия, таких как МР3 (mpeg3)[160] позволило переводить в цифровую форму музыкальные файлы и свободно загружать и разгружать их с Веба или сайтов протокола передачи файлов (FTP). В деле, связанном с МР3.Соm, онлайновой музыкальной службы, UMG Recordings, Inc. v. MP3.Com, Inc., Суд установил, что МР3.Соm несет ответственность за нарушение авторского права, способствуя пиратству цифровой музыки, предоставляя свою базу данных из 80 000 музыкальных записей, почти на все из которых не имеется разрешения.[161]
104. Музыкальное пиратство, между тем, достигло беспрецедентного уровня из-за появления файлообменных систем (Р2Р), которые способствуют обмену музыкальными и видео файлами между пользователями.[162] Первой файлообменной системой была система Napster, описанная ниже, однако затем уже появились многочисленные службы Р2Р, включая Aimster[163], KaZaA и Grokster( использующие сеть FastTrack), и Morpheus (использующая сеть Gnutella). По текущей оценке 99% всех файлов, передаваемых через такие Р2Р системы, не имеют разрешения авторов.[164] Это имеет особое значение в свете того, что, по оценкам, 5,16 млрд. аудио файлов без разрешения использовалось в 2001 г. в сетях Р2Р, и предполагается, что это количество возрастет до 7,44 млрд. файлов в 2005 г.[165]
105. Наиболее известной файлообменной службой является Napster, которая использует централизованный сервер, выполняющий роль поисковой машины для помощи пользователям в выгрузке музыки с компьютеров других подписчиков Napster. В период своего расцвета, в феврале 2000 г. Napster насчитывала 1,57 млн. одновременных подписчиков. Выгрузка музыки пользователями Napster, как было установлено в деле A&M Records, Inc. v. Napster.Inc., является прямым нарушением авторского права компанй звукозаписи. Суд определил, что, даже при том, что Napster не брала платы за свои услуги , и пользователи выгружали музыку для своего личного использования, выгрузка не являлась «добросовестным использованием» в соответствии с Актом США об авторском праве (§ 107).[166] Было установлено, что «повторяющееся и выборочное копирование защищенных авторским правом произведений, даже если копии не предназначены к продаже, может составлять коммерческое использование».[167] Было установлено, что копии делались для того, чтобы избежать покупки. Эта практика упоминалась индустрией звукозаписи как фактор, ставший прчиной 15% падения продаж музыки, произошедшего в последние два года.[168] Кроме установления ответственности пользователей Napster в прямом нарушении авторского права, Суд установил, что сама Napster замешана в содействии нарушению прав, на основании действительной и подразумеваемой осведомленности о нарушающей права деятельности, и производимых другими лицами нарушениях авторского права, т.к. она имела прямой финансовый интерес в привлечении пользователей к своим услугам в качестве потребителей. К июню 2001 г. число пользователей Napster упало до 120 000.
106. Тем не менее, в то время как юридические действия значительно ограничили деятельность Napster по предоставлению без разрешения в онлайновый доступ охраняемой авторским правом музыки, более трудным оказалось регулировать другие системы Р2Р с иной сетевой архитектурой, которым не требовалось централизованного сервера для проведения поисков и выгрузки, поскольку каждый пользовательский компьютер мог выполнять роль поисковой машины. Говорят, что такие системы, включая Gnutella, Audiogalaxy, KaZaA, MusicCity, Morpheus и Grokster, в настоящее время привлекают около 11,3 миллионов пользователей только в Западной Европе.[169] Тем не менее, такие системы Р2Р являются мишенями анти-пиратских компаний, включая юридические действия, инициированные Ассоциацией звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) и Австралийской Национальной Ассоциацией издателей музыки против Audiogalaxy, в результате чего система Р2Р сняла возможность выгрузки для большинства своих музыкальных файлов.[170]
107. В Японии в иске, поданном 19 японскими компаниями звукозаписи, Токийский окружной суд вынес временное постановление суда против японской ММО, для запрета на поддержание службы Р2Р под названием File Rogue.[171] В Республике Корея в иске, поданном Ассоциацией индустрии звукозаписи Кореи, Окружной суд Сангнама закрыл Soribada, наиболее популярную в Корее сеть Р2Р.[172] Аналогичный судебный процесс был возбужден в Соединенных штатах Америки Ассоциацией кинематографии Америки против операторов других сетей Р2Р, включая KaZaA, MusicCity и Grokster, за нарушение авторского права в кинофильмах и звукозаписи.[173] Примечательно, однако, что в Нидерландах Амстердамский суд выступил в поддержку KaZaA против Buma Stemra – Голландской организации прав на музыку. Суд постановил, что KaZaA не несет ответственности за злоупотребления отдельных лиц ее программным обеспечением по обмену файлами.[174]
108. Альтернативный подход, применяемый индустрией в области авторского права, заключается в преследовании отдельных торговцев файлами через учреждения образования или корпорации, в которых имеет место наибольшая часть пиратства, хотя большое количество пользователей и вопросы конфиденциальности и ограничивают действенность такого подхода. В одном из таких дел, Интегрейтед Информэшн Системс достигла соглашения с RIAA в 1 млн. дол. США после доказательства нелегальной выгрузки и обмена охраняемыми авторским правом файлами МР3 через корпоративную сеть.[175] В другом деле RIAA предприняла действия для того, чтобы принудить провайдера онлайновых услуг открыть имя потребителя, обвиняемого в крупномасштабном нелегальном обмене файлами.[176] Как упоминалось выше, некоторые Американские компании звукозаписи предпочитают возбуждать судебные иски непосредственно против провайдеров Интернет услуг, в попытке блокировать доступ к оффшорным музыкальным сайтам, вместо того, чтобы пытаться возбудить судебные дела в иностранных юрисдикциях против самих владельцев сайтов.[177]
109. Полемика возникла в результате попыток индустрии в области авторского права защитить свои права против пиратства путем использования цифровых технологий для отслеживания пользователей материалов авторского права на предмет потенциального нарушения прав. Индустрия кино внедрила поисковую машину, разработанную для просматривания Веба в поиске защищенных авторским правом кинофильмов в сетях Р2Р , и затем для направления пользователям писем о приостановке и прекращении через их провайдеров Интернет услуг (ISP). Провайдеры, в свою очередь, устанавливают потенциальных нарушителей, ведя мониторинг пользователей широкой полосы пропускания, которые наиболее вероятно могут обмениваться защищенным авторским правом аудиовизуальным материалом, т.к. необходимо иметь значителную полосу пропускания для подкачки больших файлов кинофильмов.[178]Альтернативной техникой, применяемой индустрией в области авторского права является распространение «обманных» файлов с музыкальными или кинопроизведениями по сетям Р2Р, которые содержат только ограниченные или уменьшенные части произведений, разработанные для того, чтобы отбить охоту к пиратству, делая нелегальные службы обмена файлами менее привлекательными для использования.[179]
110. Конгрессмен-демократ Говард Берман представил в законодательный орган Соединенных штатов проект законодательства, разработанный для предоставления обладателям авторского права иммунитета от ответственности за любой ущерб, который они могут нанести при «выведении из строя, вмешательстве, блокировке, отвлечении или любом другом прекращении » несанкционированного использования их произведений в публично доступных файлообменных сетях.[180] В соответствии с Американским правом законодательство должно предоставлять обладателям авторского права надежную гавань от ответственности за использование инструментов, включая ловушки или блокировку файлов, для предотвращения пиратства в отношении их произведений авторского права в сетях Р2Р, таких как Napster. Тем не менее, это предложение вызвало критику как со стороны отечественных, так и со стороны международных источников. Одна из проблем возникает в связи с тем фактом, что иммунитет может относиться только к Американскому праву, но может привести руководителей индустрии к ответственности в других юрисдикциях за несанкционированный доступ к компьютерным системам, или нарушение национальных законов о конфиденциальности.[181]
(a) Лицензирование и коллективное управление правами