Смекни!
smekni.com

Всемирная организация интеллектуальной собственности (стр. 15 из 77)

111. В качестве вознаграждения за творчество и инвестиции, система авторского права предоставляет создателям исключительные права на их произведения. Третьим сторонам запрещается использовать произведения способом, подпадающим под действие исключительных прав без получения разрешения от правообладателя. Правообладатели обычно предоставляют такие разрешения в обмен на компенсацию («роялти») в течение определенного срока и на основе определенных условий использования. Эти условия обычно записываются в контрактных договорах, заключенных между правообладателями (или их представителями) и пользователями («лицензиях»). Исключительные права, подтвержденные системой авторского права, таким образом способствуют коммерческому использованию создателями своих произведений.

112. Пользователями произведений могут быть либо потребители (например, лицо, приобретающее лицензию на компьютерную операционную систему для установки на домашний компьютер), либо посредники (например, книгоиздатель, который лицензирует право на включение определенных фотографий в энциклопедию). Часто посредники одновременно являются и создателями, но на другой стадии процесса создания, используя произведения других в качестве строительных блоков, к которым они добавляют дополнительную ценность в своем собственном продукте. Конечный продукт попадает к потребителю либо в результате продажи (обычная практика в случае книг, например), и при этом происходит смена владельца самого физического объекта , а не прав на него, либо посредством лицензии (обычная практика в случае программного обеспечения, например), в основном в зависимости от практики, используемой индустрией. В случае смены владельца, права и обязательства сторон в отношении интеллектуальной собственности, заключенной в физическом объекте, обычно регулируются законом, тогда как в случае лицензии, они, в основном, регулируются контрактом.

113. Лицензирование предусматривает, по крайней мере, минимальный уровень торговли между правообладателем и лицом, которое желает использовать произведение способом, подпадающим под действие исключительных прав. Даже предположив, что условия использования и роялти полностью стандартизованы, по меньшей мере существует необходимость заключения соглашения между пользователем и правообладателем или его представителем. В отдельных секторах лицензии заключаются для каждого отдельного случая непосредственно между правообладателями и пользователями. Это является обычной практикой , например, в индустрии программного обеспечения. Тем не менее, при определенных обстоятельствах заключение соглашений для каждого отдельного случая и, следовательно, проведение отдельных переговоров по их условиям, бывает слишком обременительным. Это хорошо иллюстрируется при рассмотрении ситуаций с радиостанциями, которые обычно стремятся передавать широкий диапазон мирового музыкального репертуара. Радиостанции вынуждены были бы найти и провести переговоры с правообладателями каждой песни или другой музыкальной композиции, которую они хотели бы передать, для заключения соглашения с каждым из них. Учитывая, что репертуар популярной музыки постоянно меняется, этот переговорный процесс длился бы постоянно. Ясно, что стоимость и усилия для приобретения прав на соответствующие музыкальные произведения явились бы таким непомерным бременем для большинства радиостанций, что многие из них не смогли бы осуществлять свою деятельность коммерчески жизнеспособным образом. Безусловно, это привело бы к уменьшению ассортимента для потребителей.

114. На решение описанной выше проблемы неэффективности, ассоциируемой с индивидуальным осуществлением прав, направлена практика в области интеллектуальной собственности, известная как «коллективное управление правами».[182] Хотя коллективное управление правами принимает множество форм, и эта практика в одних отраслях встречается чаще, чем в других[183], одной общей чертой таких систем является то, что они предоставляют централизованный доступ к разнообразию произведений, а это отвечает интересам пользователей. В определенных случаях услуги организаций коллективного управления могли бы развиваться.

115. Например, в области музыкальных произведений, где существует длительная традиция коллективного управления правами, система обычно распространяется не только на простое предоставление централизованного доступа, но и включает, помимо документации, также и лицензирование и распространение, т.е. три столпа, на которых основано коллективное управление правами на публичные исполнения и вещание. Организации коллективного управления ведут переговоры с пользователями (такими как радиостанции, организации вещания, дискотеки, кинотеатры, рестораны и т.п.) или с группами пользователей и разрешают использование произведений авторского права из своего репертуара в обмен на плату и на определенных условиях. На основе своей документации (информации о членах и их произведениях) и программ, переданных пользователями (например, перечне музыки, исполняемой на радио) организации коллективного управления распределяют роялти за авторское право между своими членами в соответствии с установленными правилами распределения. Сборы за услуги для покрытия затрат на администрирование и, в отдельных странах, также на деятельность по социально-культурному продвижению, обычно взимаются из роялти за авторское право.

116. Организации коллективного управления обычно создаются на территориальной основе и, для того, чтобы лучше представлять интересы своих членов, национальные коллективные общества объединяются на региональном или международном уровне. Примерами таких ассоциаций являются Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC)[184] и Международная федерация организаций репрографического воспроизведения (IFRRO) [185] Обычно в отношении музыкальных произведений между различными национальными обществами заключаются контракты о взаимном представительстве, на основе которых определенному национальному обществу предоставляется право управлять не только своим собственным национальным репертуаром, но также и зарубежным репертуаром другого общества. В свою очередь, его собственный репертуар будет управляться и охраняться в каждой зарубежной стране национальным обществом, с которым заключен контракт о взаимном представительстве. В результате этой сети соглашений между различными национальными обществами, каждое из них может лицензировать весь мировой музыкальный репертуар, что, с точки зрения пользователя, является наиболее привлекательным.

(b) Управление цифровыми правами

117. Перевод в цифровую форму содержания, а также все возрастающее доверие правообладателей и посредников (включая коллективные общества) к информационным технологиям и к Интернету, оказывает влияние на традиционные способы лицензирования прав интеллектуальной собственности, описанные выше. Применение информационных технологий для содействия осуществлению прав обычно называется «цифровым управлением правами» (DRM). Системы DRM направлены на введение определенных деловых правил в отношении использования содержания, охраняемого интеллектуальной собственностью. Обычно эти деловые правила касаются вопросов о том, кому предоставляется доступ к произведению, по какой цене и на каких условиях. Эти условия затрагивают вопросы о том, предоставляется ли пользователю право делать любые копии произведения (и если так, то как много), на какой период времени пользователю предоставляется право доступа к произведению; может ли пользователь делать выдержки из произведения или вносить в него изменения; может ли пользователь осуществлять доступ к произведению с одного или с множества устройств и т.д. В результате, системы DRM направлены на автоматизацию процесса лицензирования произведений и на обеспечение того, чтобы условия лицензий выполнялись. С системами DRM часто ассоциируются следующие элементы: (1) идентификаторы, т.е. цифры или коды, позволяющие уникальным образом идентифицировать элемент содержания (сопоставимые, например, с номером ISBN для книг);[186] (2) метаданные, т.е. информация об элементе содержания, которая может включать, например, идентификацию правообладателя, цену за использование произведения, и любые другие условия использования; и (3) меры технологической защиты, т.е. системы, разработанные для гарантии соблюдения определенных правил использования, в особенности связанных с доступом и контролем копирования.[187]

118. Правовую поддержку систем DRM можно найти в Договоре ВОИС по авторскому праву (ДАП) и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ), описанным выше, в частности, в их положениях по Обязательствам в отношении технических средств (Статья 11 ДАП и Статья 18 ДИФ) и Информации по управлению правами (Статья 12 ДАП и Статья 19 ДИФ).[188] Поскольку технология обещает обуздать безудержное пиратство в отношении произведений авторского права, правообладатели возлагают большие надежды на DRM и, в частности, на технические средства защиты, как средства осуществления их прав в цифровой среде. Существенные инвестиции были вложены в последние годы в развитие и внедрение данных систем. Эта работа проводится, в основном, частным сектором, и многие системы уже существуют, хотя пока еще не приняты широко на рынке. Один из важных вопросов, который следует решить, это необходимость взаимодействия, т.к. множеству различных частных систем необходимо иметь возможность совместно функционировать для того, чтобы стать по-настоящему привлекательными для пользователей. Хотя множество усилий направлено на разработку стандартов взаимодействия, степень совместимости, которая требуется для широкого диапазона секторов промышленности, а также пользователей, представляет собой определенную проблему.[189] Тем не менее, массовое распространение на рынке систем DRM широко поддерживается, т.к. всеми признается, что они, по-видимому, будут способствовать легитимному доступу к произведениям авторского права в Интернете, принося одновременно пользу пользователям, посредникам и поставщикам содержимого.