Смекни!
smekni.com

Всемирная организация интеллектуальной собственности (стр. 31 из 77)

IV. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

258. Традиционный способ разрешения правовых конфликтов на основе судебного разбирательства в основном базируется на территориальном принципе. Каждая страна имеет свои собственные суды, которые могут быть призваны для вынесения решений по спорам, подпадающим под их юрисдикцию, в большинстве случаев на основе применения местных законов. Такая модель разрешения споров, основанная на территориальном принципе, сталкивается с рядом проблем при его применении к спорам, возникающим в рамках Интернет, где все операции совершаются без какого-либо учета физических границ. В контексте интеллектуальной собственности имеет место следующая ситуация: некая организация использует знак в Интернет, при этом она закрепила свои права на соответствующий товарный знак в своей стране, где она учреждена, и в то же время к этому знаку имеется доступ для пользователей в любой точке мира. Возникают следующие вопросы. Не подвергается ли эта организация риску нарушения своих прав в рамках юрисдикций других стран? Законы каких стран должны использоваться при определении того, произошло ли нарушение? Какие суды должны иметь юрисдикцию для принятия решения?

259. В последние годы много внимания уделяется международного частному праву и альтернативным способам разрешения споров как средству уменьшения последствий, возникающих в результате указанных комплексных вопросов в рамках Интернет. В Последующих разделах данного обзора рассматривается взаимосвязь между отраслями права и интеллектуальной собственностью и то, как они содействуют повышению охраны в рамках Интернет.

(i) МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ИНТЕРНЕТ

(a) Что такое международное частное право?

260. Международное частное право, также известное как столкновение законодательств в более традиционных правовых юрисдикциях, является частью права, которая пытается разрешить вопросы, которые возникают в результате наличия какого-либо иностранного компонента в правовых взаимоотношениях каждой из стран. К примерам таких взаимоотношений относятся, в частности, споры по договорам между сторонами, находящимися в различных национальных юрисдикциях, статус супружеского брака между партнерами разных национальностей, правовой статус недвижимости, расположенной в иностранном государстве, а в контексте интеллектуальной собственности – споры между владельцем авторского права, проживающим в одной стране, и пользователями Интернет, проживающими в других странах и обвиняемыми в предоставлении через серверы, расположенные в различных странах, в выгрузке материала, охраняемого авторским правом, произведенной кем-либо в какой-либо части мира без получения необходимого разрешения

261. В целом, считается, что международное частное право состоит из двух основных отраслей. Первая отрасль пытается определить, суды какой страны должны иметь юрисдикцию в отношении рассмотрения споров, в которых присутствует иностранный компонент, а также какие условия должны быть выполнены для признания решений иностранных судов и их исполнения внутри данной страны («юрисдикция и признание, а также исполнение решений»). Вторая отрасль этого права пытается определить, законы какой страны следует применить для регулирования существа правовых взаимоотношений, включающих иностранный компонент («применимое законодательство»).

262. Международное частное право, вопреки тому, на что намекает название, не является международным правом в строгом смысле слова, то есть оно не представляет собой свод прав и обязательств между странами. Наоборот, Международное частное право является внутригосударственным правом и в основном направлено на регулирование поведения между частными лицами. Ее единственный «международный» параметр вытекает из того факта, что оно применяется в связи с наличием иностранного компонента. Одним из следствий внутригосударственной природы Международного частного права является то, что каждая страна имеет свой собственный свод правил по Международному частному праву. Поскольку практически отсутствует какая либо гармонизация или согласованность между этими наборами правил на международном уровне, и поскольку они обычно являются сложными и вследствие этого трудно применимыми последовательным образом, то нет никаких гарантий, что один и тот же спор, в котором присутствует иностранный компонент, будет разрешен одинаковым образом в разных юрисдикциях (каждая из юрисдикций может прийти к различным результатам, исходя из разных сводов Международного частного права).

263. Другой своеобразной чертой правил международного частного права, в особенности тех, которые касаются применимого законодательства, является то, что они не являются по своей природе ни материальными, ни процедурными. Например, согласно правил большинства международных частных законодательств вопросы, касающиеся правового статуса недвижимости должны определяться путем ссылки на материальное право страны, в которой находится данная собственность. Таким образом, соответствующие правила международного частного права не предполагают разрешать существо вопроса, а они просто имеют функцию отсылочного или приписывающего правила, что позволяет определить из разных законодательств всех стран мира то, которое предназначено для регулирования данного вопроса.

264. Международное частное право имеет долгую традицию в правовых системах. Перемещения лиц и товаров через границы, как это делается обычно в торговле, имели место в течение тысячелетий и являются основным катализатором частных споров, содержащих иностранный компонент. Такие споры для своего решения требуют определенную форму правил, пусть даже грубых, в рамках международного частного права. Истоки международного частного права уходят в древнюю Грецию и Рим, а также данная дисциплина права процветала в Европе в Средние Века.384 В связи с огромным ростом объема международной торговли и других не менее коммерческих взаимодействий между гражданами (например, браки между лицами разных национальностей) по всему миру за последнее столетие международное частное право развилось в неотъемлемый компонент правового механизма каждой страны

(b) Международное частное право и Интернет

265. С приходом Интернет усилились взаимоотношения поверх границ, вызвав к жизни более сложные вопросы юрисдикций и применимого права. Хотя, как было упомянуто в предыдущем параграфе, международное сообщество столкнулось с вопросами, являющимися в своей основе теми же, что имели место с момента своего раннего проявления международной торговли, ряд характеристик взаимодействий на основе Интернет привнес новые моменты в дебаты. Среди наиболее заслуживающих внимание характеристик следует упомянуть следующие.

(i) Способность мгновенного доступа в мировом масштабе

266. До Интернет присутствие на иностранных рынках обычно достигалось на постепенной основе. В начале обеспечивалось проникновение на свой рынок, затем рассматривалась возможность постепенной экспансии на иностранные рынки, при чем иностранные рынки осваивались каждый отдельно или в лучшем случае на региональной основе. Очень часто распределение товаров на иностранных рынках сопровождалось определенной формой физического присутствия в соответствующем месте самим производителем или его местным представителем.

267. Интернет радикально изменил динамику этого процесса. Как только создается сайт и на нем появляются публикации, он немедленно становится доступным из любой части мира. Любое лицо в мире может не только посетить данный сайт, но и заказать, а также выгрузить определенные продукты с него. Данная глобальная доступность сети ставит ряд неотложных вопросов с точки зрения международного частного права: С учетом того, что вебсайт или иное способ он-лайнового доступа устанавливает связь с любой страной в мире, возникает вопрос суды какой страны должны иметь юрисдикцию в отношении споров, являющихся результатом такой общедоступности, а также законы каких стран должны применяться для их разрешения? Данная черта Интернет и вопросы, которые она влечет за собой, явились важной побудительной силой для возобновления интереса на многостороннем уровне к международному частному праву. Что касается выбора юрисдикции, то интерес к этой теме проявился в переговорах по проекту Гаагской Конвенции относительно юрисдикций и решениий, выносимых касательно иностранного компонента в гражданских и коммерческих делах, что рассматривается более детально ниже,385 а также в проекте Американского Института права (АИП) по разработке свода принципов по юрисдикции и признанию решений по вопросам интеллектуальной собственности.

(ii) Вопросы охраны прав потребителей

268. До начала развития Интернет в качестве среды для коммерческих сделок потребители редко вступали в прямой контакт с иностранными торговцами. Обычно иностранные товары распределялись через локальных импортеров, у которых потребители, проживающие на данной территории, обычно делали покупки. В результате глобальной доступности, обеспеченной Интернет, такая модель в большинстве случаев уже не действует. Потребители могут делать заказы или выгружать что-либо с сайтов иностранных торговцев, вступая с ними в прямую договорную связь.

269. Этот сдвиг в модели бизнеса имел важные правовые последствия с точки зрения охраны прав потребителя. В тех случаях, когда обе стороны сделки находятся в рамках одной и той же юрисдикции (например, потребитель и местный импортер), отсутствуют какие-либо особые трудности в отношении вопросов, юрисдикция каких судов должна действовать и какие законы должны применяться по отношению к спорам. Однако в тех случаях, когда стороны сделки находятся в разных странах, возникает вопрос, должна ли действовать юрисдикция судов страны потребителя («страна назначения») или юрисдикция судов страны продавца («страна происхождения»). Аналогично, становится очень актуальным вопрос, каким применимым правом должны регулироваться потребительские аспекты сделки. Те, кто выступает в пользу подхода страны происхождения, утверждают, что нереально или, по крайней мере, неоправданно обременительно ожидать, что торговцы должны подчиняться законам по защите прав потребителей всех стран, из которых имеется доступ к их веб-сайту. Те, кто выступает в пользу страны назначения, утверждают, что у потребителей не имеется ни ресурсов, ни стимулов возбуждать дело против торговцев в иностранных судах. Поскольку во многих странах охрана прав потребителей рассматривается в качестве вопроса, относящегося к сфере публичной политики, то эти вопросы оказались острыми для их разрешения даже на региональном или государственном уровне.386