415. ВОИС в лице Всемирной Академии ВОИС осуществляет программу дистанционного обучения в области интеллектуальной собственности, используя для этого средства Интернет и оптические диски CD-ROM.В настоящее время соответствующие курсы проводятся на английском, французском и испанском языках, в стадии подготовки находятся курсы на арабском, русском и португальском языках. С июня 1999 года около 10 000 слушателей из 136 стран были зарегистрированы для прохождения этих курсов. Были разработаны также учебные модули, посвященные обучению по отдельным аспектам интеллектуальной собственности в рамках электронной коммерции, которые будут введены в действие в 2003 году. Осуществление указанной программы в значительной степени зависит от участия академических заведений, университетов и частных лиц в развивающихся странах, а также от исследовательских организаций во всем мире.
416. Электронная коммерция оказывает явным образом влияние на традиционные средства охраны прав интеллектуальной собственности, применяемые в развивающихся странах, а также на охрану и распространение объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих местным жителям, при их выходе на вновь открывающиеся мировые рынки.552 С учетом этого ВОИС разрабатывает проекты, которые призваны оказать помощь в использовании культурного и художественного наследия развивающихся стран на основе применения цифровых технологий и в среде Интернет. Проект ВОИС касательно музеев, описываемый ниже, является одним из примеров работы в этом направлении. В то же время некоторые развивающиеся страны могут не пожелать разворачивать полностью технологию электронной коммерции для этих целей, опасаясь, что их местные объекты интеллектуальной собственности могут подвергнуться риску нарушения в случае их доступности во всемирной цифровой среде. Разработка прочной правовой основы для интеллектуальной собственности, как это отмечалось выше, и содействие в обсуждении таких вопросов, как безопасность, технология шифрования (кодирования), обеспечение конфиденциальности, охрана прав потребителей и вопросы разрешения споров призваны, в частности, снять эти опасения и поощрить развивающиеся страны к более активному использованию возможностей, предоставляемых электронной коммерцией.553
417. Музеи играют важную роль в сборе, сохранении, экспонировании и распространении культурного и художественного наследия мира. Они обеспечивают сохранность культурной цельности и разнообразия и выполняют свою миссию, выставляя свои коллекции на обозрение публики, что может быть как в рамках страны, так и на международном уровне. До настоящего времени музеи для выполнения своих функций занимались ведением и содержанием физических объектов в своих коллекциях, используя для этого традиционные средства. С развитием цифровых технологий культурное наследие, находящееся в музейных коллекциях, которое обычно состоит из манускриптов, фотографий, картин, скульптур и предметов культуры, может быть в настоящее время представлено в цифровой форме (оцифровано) и распространяться в цифровой форме с использованием новых носителей и сетевых каналов. Оцифровка предполагает создание цифровых изображений, воспроизводимых с музейных коллекций. Как только с некоторого произведения производится ее цифровая копия, она может быть передаваться по каналам сети, например, Интернет либо бесплатно, либо по лицензии при использовании защитных технических средств.
418. Оцифровка изображений музейных экспонатов является многообещающей, особенно для развивающихся стран в целях содействия экономическому развитию, проведению академических и научных исследований, а также подготовке кадров. Она позволяет музеям вести и использовать свои коллекции культурных и художественных объектов, поощряя обмен и распространение знаний о мировой культуре. Создание цифрового архива может помочь сохранить национальное культурное наследие и придать стимул представителям искусства на дальнейшее творчество, предоставляя им доступ к культурному наследию предков. Интернет предлагает музеям, в том числе небольшим, региональным и специализированным музеям, а также галереям, уникальную возможность, до сих пор в основном неизведанную, предоставлять культурные богатства любому человеку в мировом сообществе при наличии у него доступа в компьютерную сеть.
419. Однако в то же время процесс предоставления оцифрованных изображений музейных экспонатов в он-лайновый доступ может быть связан с необходимостью значительных инвестиций и ставит музеи, которые являются хранителями культурного наследия, перед лицом некоторых рисков. Музеи, пожелавшие выставить свои коллекции в он-лайновый доступ, должны в начале произвести обработку своих произведений для получения электронных изображений. Оцифровка может быть дорогостоящим и технически сложным процессом, и помимо прочего возникают сопутствующие расходы, связанные необходимостью выставления и поддержания этих изображений в он-лайновом доступе для широкой публики. Представление экспонатов в цифровой форме также выдвигает на передний план заботы с обеспечением охраны прав интеллектуальной собственности. Указанные заботы иногда сковывают тех, кто в иных случаях с энтузиазмом приветствует использование новых технологий. Эта ситуация осложняется также тем обстоятельством, что в настоящее время в рамках многих музеев принятые административные процедуры основаны на использовании и распространении печатных форм публикации и не предусматривают возможности использования цифровых изображений произведений. Таким образом, для проведения оцифровки экспонатов музеи должны выяснить, достаточно ли им предоставленных прав для изготовления репродукций в цифровой форме. В свою очередь, такое изготовление может привести к различиям в интерпретации объема соглашений между музеями и авторами произведений. Поэтому бывает важно, чтобы музеи понимали бы эти вопросы и соответственно могли бы осуществлять контроль за поддержанием и использованием своих цифровых коллекций в целях минимизации связанных с этим рисков.
420. Разработка проектов цифровых музеев, как видно из выше сказанного, сдерживается из-за отсутствия опыта, международно принятых норм и стандартов в этой области. Кроме того, отсутствуют общепринятые лицензионно-договорные документы для предоставления объектов культуры в он-лайновый доступ. Осуществление проектов по оцифровке музейных объектов ставит ряд политических, технических и финансовых вопросов, которые необходимо решить до того, как изображения музейных объектов будут предоставлены для доступа в цифровой среде.554
421. Учитывая указанные сложности, ряд учреждений, занимающихся культурным наследием, разработали новые проекты для осуществления лицензирования своих коллекций, представляемых в режиме он-лайн, с участием нескольких музейных объединений.555 Например, Консорциум художественных музеев по представлению изображений (AMICO) является бесприбыльной организацией, которая располагает базой данных, содержащей примерно 100 000 оцифрованных произведений искусства, полученных из 30 музеев Северной Америки. Для большинства из них имеются лицензии на использование учебными заведениями для исследовательских и учебных целей. Аналогично, музеи и Архив Калифорнийского проекта (МОАС)556, работающий в режиме он-лайн, предоставляют бесплатный доступ публике к более, чем 150 000 изображений, извлеченных из 11 публичных и частных музеев, библиотек и архивных коллекций в Калифорнии.557 Другим примером цифрового представления является он-лайновая коллекция Эрмитажа в Санкт-Петербурге.558 Музей Эрмитаж представляет свою цифровую коллекцию бесплатно только для личного пользования. Для отслеживания того, каким образом используются цифровые изображения, в последние инкорпорированы невидимые цифровые водяные знаки.
422. ВОИС исследует возможность реализации проекта, посвященного музеям, преследующего цель оказания помощи музеям развивающихся стран в обеспечении доступа в режиме он-лайн к изображениям из их коллекций культурного наследия и сопутствующей информации для коммерческих, учебных и социальных целей. Проект направлен на исследование вопросов охраны прав интеллектуальной собственности, их правовых и административных аспектов, которые должны помочь в определении системы предоставления цифровых изображений объектов культуры по цифровым сетям. Проект также направлен на выявление и разработку необходимых технологий, призванных обеспечивать и регулировать доступ к коллекциям, включая технические меры защиты, предназначенные для защиты изображений от незаконного копирования и манипулирования и обычно встроенные в общую систему управления электронными изображениями в сетевой среде. Подобные новые системы должны быть продуманно интегрированы с существующими системами управления музейными коллекциями. Необходимо выявить группы потенциальных пользователей, для которых предстоит определить соответствующие условия и требования доступа, среди этих пользователей университеты, академические и исследовательские заведения, общеобразовательные школы, периодические издания, индивидуальные пользователи и коммерческие круги.
423. На начальной стадии реализации данного проекта ВОИС оказывала консультативную помощь по вопросам интеллектуальной собственности для учреждений культурного назначения, расположенных в нескольких странах-участницах ВОИС, в начале для стран арабского региона. Кроме того, 2001 году был опубликован анализ, проведенный Международным институтом интеллектуальной собственности, озаглавленный «Управление фондом музейных объектов в цифровой форме: справочное пособие по управлению музейными ресурсами».