36. Онлайновое распространение аудиовизуальных произведений до недавнего времени отставало из-за отсутствия необходимой пропускной способности, которая препятствовала выгрузке или стримированию относительно больших файлов данных, необходимых для передачи видео, со скоростью или качеством, приемлемыми для потребителей. Тем не менее, более миллиона пользователей обычно находятся в онлайне с Морфеем, сайтом Р2Р, который позволяет пользователям торговать видео файлами, и большинство РС в настоящее время выпускаются с СD программаторами, которые могут использоваться для сжатия и хранения фильмов на дисках без какой-либо значительной потери качества. Хотя технология все еще развивается, стремясь облегчить доступ к видео по запросу и цифровую оплату за просмотр, индустрия кино все еще не достигла такого же прогресса, как музыкальная индустрия, и большинство легитимных сайтов кино являются сайтами вебвещания, которые распространяют короткометражные фильмы, сделанные для онлайна и анимационный материал, который в в большинстве своем является экспериментальным и доступен бесплатно.[54] Так же как и в музыкальной индустрии, владельцы авторского права в индустрии кино остерегаются выпускать свои аудиовизуальные произведения в онлайне, пока не появится адекватной защиты от копирования, которая могла бы предохранить их от безудержного пиратства, в результате которого в настоящее время нелегально выгружается от 400 000 до 600 000 фильмов ежедневно.[55] По этим причинам руководители крупных студий предсказывают, что распространение фильмов через Интернет к 2010 г. принесет только 4% годового дохода[56] от общего распространения.
37. В индустрии радио и вебвещания Интернет - радио переманивает потребителей от традиционных медиа источников, предоставляя доступ к тысячам радио передач по всему миру в режиме реального времени.[57] С января 2001 г. общее время, проведенное аудиторией за прослушиванием записанных на Вебе радио станций увеличилось до 749%.[58] В течении некоторого времени Интернет радио было нерегулируемым, однако в Соединенных штатах Акт об авторском праве в цифровой эре 1998 г. установил, что представители вебвещания должны платить роялти компаниям звукозаписи, которые обладают правами на исполнение музыки, защищенной авторским правом в соответствии с установленной законом принудительной лицензией для цифровых исполнений.[59] Вопрос заключается в том, какой размер роялти могут позволить себе платить такие предприятия, поскольку, как обсуждалось выше, слушатели обычно не платили за содержание, получаемое в режиме онлайна. Вслед за определением размера роялти Правительством Соединенных штатов в июне 2002 г. (в размере 0,07 цента за песню на одного слушателя), KPIG, первая коммерческая радио станция, пустившая свои передачи через Интернет, отказалась от своего вебвещания, заявив, что не получает денег от своих Интернет услуг и не может позволить себе новые роялти.[60]
38. В меняющемся цифровом рынке объединение носителей, средств связи и информационных технологий отражается в объединении многонациональных корпоративных структур, поскольку поставщики содержания в индустрии, связанной с авторским правом и развлечениями, объединяются с провайдерами средств связи, кабельных и онлайновых услуг. Одним из таких примеров явилось объединение в 2000 г. Америка Онлайн (AOL) и Тайм Уорнер для создания крупнейшего в мире медиа конгломерата, компании «clicks and mortar»(щелчков и скрепления), которая объединяет возможности онлайновых услуг AOL с Тайм Варнер и его медиа продуктами (включая кабельные сети CNN и HBO, кинофильмы Тайм Уорнер и Уорнер Мьюзик) кабельную сеть Тайм Уорнер, соединяющую 21 миллион Американских домов, и значительное медиа содержание (32 000 телевизионных заголовков и журналов, включая Тайм и Иллюстрированный спорт).[61] Непосредственно перед объединением суммарная рыночная стоимость AOL и Тайм Уорнер составляла 290 млрд. дол.США, созданная после объединения компания, оценивалась в 350 млрд. дол. США, к августу 2002 года ее рыночная стоимость которой упала примерно до 45 млрд. дол. США. [62] Аналогично, объединение в декабре 2000г. трансатлантической медиа и коммуникационной группы Вивенди с Сиграм создало медиа конгломерат Вивенди Юниверсал, который включает Юниверсал Мьюзик Групп, Вивенди Юниверсал Энтетеймент энд Паблишинг, MP3.com, Американского издателя Хоутон Мафлин, Французкий канал вещания Canal Plus, совместное владение (с Водафоном) Интернет порталом Vizzavi, 44% акций в компании Сегетал телеком, а также утилиты среды Вивенди. Вивенди Юниверсал сообщило о потерях 13,4 млрд евро и долге в 19 млрд. евро в 2001 г., и о потерях в 12,3 млрд. евро в первой половине 2002 г.[63] Дискуссия о том, каковы сравнительные роли поставщиков содержания и провайдеров доступа, а также то, как эти два предприятия могут успешно взаимодействовать, остается вопросом меняющегося рынка в цифровой экономике.
39. Интеллектуальная собственность мигрировала в Интернет, как в материальном виде, так и в виде идеи, жизненно важной для успеха предприятий электронной коммерции. Указатель «Уаэд Индекс» ключевых представителей бизнеса в глобальной экономике, публикуемый Уаэд Мэгазин, утверждает, что эти компании «продемонстрировали мастерство в пяти необходимых элементах, требуемых для процветания в технологически вооруженном, не имеющим границ мире : инновации, разумном использовании новых инструментов, стратегическом видении, глобальном подходе и, что важнее всего, сетевых коммуникациях.»[64] Примечательно, что первый критерий – инновации, также служит основой для системы интеллектуальной собственности, в том смысле, что продвижение инноваций и охрана их результатов является целью права интеллектуальной собственности, еще более необходимого в цифровую эру..
40. Эта глава посвящена эволюции, которая имела место в области авторского права и смежных прав в результате воздействия цифровых технологий. Она начинается с представления «цифрового авторского права», затем рассказывает об «Интернет договорах» ВОИС, и описывает произошедшее в результате эволюции развитие права и технологий, относящихся к защите и реализации произведений авторского права в онлайне. И наконец, в ней описывается эволюция в лицензировании и коллективном управлении правами, которые позволяют создателям и правообладателям управлять и реализовывать свои права в цифровой среде.
41. Охрана авторского права и смежных прав охватывает широкую сферу человеческого творчества. Большая часть творческого содержания, которое питает электронную коммерцию, является предметом такой охраны. В соответствии с наиболее важной международной конвенцией в области авторского права - Бернской конвенцией,[65] охрана авторского права распространяется на все «литературные и художественные произведения». Этот термин включает в себя различные формы творчества, такие как литературные произведения: беллетристические и публицистические, включая научные и технические тексты и компьютерные программы; базы данных, являющиеся оригинальными по отбору или по группировке своего содержимого; музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, включая рисунки и картины; и фотографии. Смежные права охраняют вклад тех, кто вносит дополнительную ценность в представлении литературных или художественных произведений широкой публике: исполнителей, таких как актеры, танцоры, певцы и музыканты; производителей фонограмм, включая CD; и организации вещания.
42. Цифровые технологии обеспечивают передачу и использование всего этого охраняемого материала в цифровой форме через интерактивные сети. Процесс «оцифровки» позволяет перевести такой материал в бинарную форму, которая может передаваться по Интернету и затем повторно распространяться, копироваться и сохраняться в точной цифровой форме. В то время как передача текста, звука, изображений и компьютерных программ по Интернету является уже общераспространенной, становится также реальностью и передача аудиовизуальных произведений, таких как художественные фильмы, по мере того, как начинают исчезать технические ограничения, вызванные небольшой пропускной способностью каналов.[66] Материалы, охраняемые авторским правом и смежными правами, проникая в сферу информации и развлекательных продуктов, составляют значительную часть стоимости объекта электронной коммерции.[67]
43. Предоставив возможности и особенности цифровых сетевых технологий, электронная коммерция оказала огромное влияние на систему авторского права и смежных прав, а объем авторского права и смежных прав в свою очередь повлиял на то, как развивается электронная коммерция. Для обеспечения того, чтобы цифровые технологии не подрывали основных принципов авторского права и смежных прав, существенным является то, чтобы юридические нормы устанавливались и применялись соответствующим образом. При обсуждении одной из сторон проблемы, Интернет был назван « самой большой копировальной машиной в мире».[68] Хотя более ранние технологии, такие как фотокопирование и машинопись уже предоставляли возможность механического копирования индивидуальному потребителю, они позволяли делать это в ограниченных количествах, требующих определенного времени, в результате чего получались копии худшего качества. По большей части физически копии находились в том же месте, что и лицо, делающее копию. Напротив, через Интернет можно сделать неограниченное количество копий, фактически мгновенно, без существенных потерь качества.[69] И эти копии могут передаваться в различные уголки мира в течении нескольких минут. Результатом может явиться разрушение традиционных рынков продаж копий программ, художественных произведений, книг и кинофильмов.[70] В музыкальной индустрии, например, появление основанных на Интернет служб обмена файлами, таких как Napster и других, описанных ниже, сделало возможным крупномасштабное использование музыки и записей без санкции правообладателей.Это использование еще больше усугубилось в связи с одновременной широкой коммерциализацией CD программаторов (пишущих CD) и портативных плэйеров МР3, адаптированных к наиболее широко используемым форматам файлов.