60. Музыкальная индустрия, например, разработала технологию защищенных от копирования компакт дисков (CD) для предотвращения проигрывания CD на дисководах компьютеров. Защита от копирования использует различную технологию, либо включая ошибки в данные, закодированные на CD, которые позволяют проигрывать диск на обычных CD плеерах, но не на CD-дисководах, либо маскируя аудио файлы под файлы данных таким образом, CD-ROM дисководы не могут распознавать музыку.[90] Однако признается, что в настоящее время все эти методы можно обойти. В Правительстве Соединенных штатов предпринимались различные попытки, чтобы провести законодательство по защите от копирования, которое предотвращало бы продажу любого потребительского «цифрового медиа устройства» (обычно определяемого как любое аппаратное средство или программное обеспечение, которое воспроизводит, показывает или считывает или предоставляет доступ к любому произведению авторского права), не отвечающего Федеральным Правительственным стандартам по защите от копирования.[91] Одновременно Правительство изучает инициативы по обязательному введению приспособлений защиты от копирования для цифрового телевизионного вещания.[92]
61. В деле, возбужденном в соответствии с DMCA, Universal City Studios, Inc. v. Reimerdes,[93] ответчик был признан виновным в нарушении авторского права за помещение объявления о DeCSS, дешифровщике Системы шифрования содержания (CSS), используемой для кодирования кинофильмов на DVD, который позволяет смотреть их в Linux.[94] Суд отклонил аргумент ответчика о том, что предписание суда будет препятствовать добросовестному использованию дешифрованного материала. Другое дело, United States of America v. Elcom Ltd. a/k/a ElcomSoft Co. Ltd. and Dmitry Sklyarov[95] , связано с уголовной ответственностью в соответствии с DMCA за обход защиты авторского права в программном обеспечении электронной книги, проданной Адоб Системс Инк., в котором программа обхода являлась легальной в соответствии с Российским правом, но запрещенной в соответствии с анти-обходными мерами DMCA. Это дело рассматривалось как тест на конституционность DMCA, и на объем охраны, который он предоставляет нецифровому материалу, в связи с риском ограничения личных прав на свободное использование.[96]
(c) Статус Интернет договоров ВОИС
62. Как упоминалось выше, ДАП вступил в силу 6 марта 2002 г. и ДИФ – 20 мая 2002г. К октябрю 2002 г. ДАП насчитывал 37 и ДИФ 38 Государств- членов. С момента их принятия в 1996 г., договоры были применены в ряде важных юридических инструментов, включая Директиву по авторскому праву ЕС и Акт об авторском праве цифровой эры Соединенных штатов (DMCA), резюмированных ниже.
63. Для большинства стран, особенно тех, законодательство которых соответствует существующим договорам, введение Интернет договоров не требует ни большого изменения законов об авторском праве и смежных правах, ни каких-либо фундаментальных изменений в политике и структуре своих правовых систем. Обычно, стране требуется уточнение объема существующих прав и дополнение в виде права «предоставления доступа» по запросу. Поскольку объем смежных прав традиционно является более ограниченным, может потребоваться введение дополнительных прав, таких как неимущественные права для защиты исполнителей или производителей записей. Хотя договоры и не требуют этого, страна может внести коррективы в ограничения и исключения применительно к правам, которые она предоставляет. И наконец, каждая страна должна обеспечить соответствующие и эффективные правовые меры против обхода технических средств защиты и умышленного удаления или изменения информации по управлению правами, т.к. эти положения приведены в договорах в общем виде для того, чтобы предоставить национальным законодателям гибкость в их применении.
Акт об авторском праве в цифровой эре («DMCA»)
Соединенные штаты Америки ввели в действие законодательство, озаглавленное «Акт о применении Договоров ВОИС об авторском праве и исполнениях и фонограммах от 1998 г.» в качестве Раздела I Акта об авторском праве в цифровой эре («DMCA»).[97] Раздел I DMCA содержит, кроме прочего, обязательства в отношении технических средств и информации по управлению правами.
Раздел I DMCA также предписывает Ведомству по авторскому праву Соединенных штатов провести совместно с Национальной администрацией по телекоммуникациям и информации Департамента торговли два исследования: одно, связанное с шифрованием, и другое – с влиянием развития технологий на существующие в Акте об авторском праве исключения в качестве составляющих постоянной оценки взаимосвязи между технологическими изменениями и законом об авторском праве. В соответствии с этим в Конгресс было передано два отчета.[98] Раздел II DMCA, озаглавленный «Акт об ограничении ответственности за нарушение авторских прав в онлайне», связан с вопросом ответственности провайдеров услуг, основанном на специальном подходе к авторскому праву.
«Директива по авторскому праву ЕС»
Европейский парламент и Совет Европейского союза приняли Директиву 2001/29/ЕС по гармонизации отдельных аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе в мае 2001 г. Государства –члены обязаны ввести в действие положения Директивы к 22 декабря 2002г. Европейское сообщество и его государства-члены уже подписали Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ). Кроме прочего, эта Директива направлена на то, чтобы ввести в действие ряд новых международных обязательств, предусмотренных в соответствии с ДАП и ДИФ. Документы ратификации Европейского Сообщества будут переданы ВОИС вслед за окончанием крайнего срока, когда Государства –члены должны будут ввести Директиву в свои национальные законодательства.
Директива содержит ряд важных положений по применению Договоров, включая положения, связанные с применением права на воспроизведение в цифровой среде и временное воспроизведение; право на предоставление доступа в отношении интерактивных передач по сетям, таким как Интернет; ограничения и исключения в цифровой среде; технические средства защиты; информации по управлению правами.
64. Дальнейшее продвижение ДАП и ДИФ. Хотя Интернет договоры в настоящее время уже вступили в силу, для того, чтобы они стали по-настоящему эффективными в цифровой среде, они должны быть распространены на страны всего мира, а их положения должны быть включены в национальные законодательства. Национальное применение Интернет договоров способствует развитию электронной коммерции, как на национальном, так и на международном уровнях, и поощряет прямые зарубежные инвестиции, предоставляя бизнесу большую уверенность в том, что их собственность будет надежно охраняться в других странах. Поэтому ВОИС вкладывает значительные ресурсы в предоставление помощи правительствам, которые находятся в процессе присоединения к Договорам и перевода их положений в национальное законодательство. Эта помощь включает предоставление юридических советов, консультаций с национальными правительствами и организацию национальных и региональных совещаний.
65. Хотя ДАП и ДИФ в настоящее время предоставляют основные нормы, определяющие и регулирующие охрану авторского права и смежных прав в цифровой среде, а также служат руководством и моделью для национального законодательства, на международном уровне все еще остаются отдельные нерешенные проблемы.[99] Кроме того, в сфере авторского права и смежных прав в последнее время имели место важные достижения, которые в долгосрочной перспективе могут оказать влияние на промышленность, и которые обсуждаются законодателями, юристами и другой международной общественностью. В то время как суды в отдельных юрисдикциях сталкиваются с новыми видами нарушения прав, связанными с использованием цифровых технологий, в некоторых странах уже обсуждаются и принимаются новые законы для обеспечения эффективной защиты и осуществления прав в цифровой эре. Одновременно, индустрия, связанная с авторским правом, адаптирует свои бизнес методы и использование технологий к цифровым методам защиты от новых рисков.
66. Некоторые из наиболее важных проблем, описаны ниже и связаны со следующим:
(a) объем охраны авторского права в цифровой среде;
(b) ответственность онлайновых провайдеров услуг;
(c) права исполнителей в цифровой среде;
(d) права организаций цифрового вещания: вебвещания, цифровых кино и телевидения в онлайне;
(e) связывание информации по авторскому праву в онлайне – глубокое связывание и кадрирование;
(f) охрана баз данных; и
(g) файлообменные системы, такие как Нэпстер.
Три наиболее важные из этих проблем в настоящее время обсуждаются в ВОИС с целью возможной разработки новых международных инструментов, а именно: права аудиовизуальных исполнителей, права организаций вещания, и охрана sui generic (специальным законодательством) баз данных, которые не подпадают под охрану авторским правом. Два первых права уже охраняются многосторонними договорами, но требуют актуализации и совершенствования; последнее может образовать новую форму международной охраны. Дополнительная деятельность в других областях также находится в стадии обсуждения.[100]
(a) Объем охраны авторского права в цифровой среде
67. Исключения и ограничения в сфере авторского права. Система авторского права традиционно поддерживает баланс между охраной имущественных прав создателя и его исключительного права на контроль над использованием экземпляров своего произведения и соблюдением общественных интересов в добросовестном доступе и использовании таких материалов. Законы по авторскому праву допускают исключения из авторского права для поддержания этого баланса. В Соединенных штатах, например, этот баланс поддерживается принципом ограничений прав авторов в случае «добросовестного использования»[101], тогда как в других странах, таких как Австралия и Великобритания, эта концепция реализуется путем введенных законом исключений для «добросовестных сделок» из перечня нарушений авторского права.[102]