«Комсомольская правда» (7.09.04 г.) опубликовала материал, который можно расценить как прямую дезинформацию, вызывающую к тому же негативное отношение к ингушам. В. Ворсобин оказался прав, разместив свою заметку под рубрикой «Провокация», чему вполне соответствует ее содержание. «Террористы могут разжечь новую осетино-ингушскую войну», – пишет автор. Не знаю, насколько результативны будут действия террористов, но сам журналист руку к этому приложил активно. Достаточно только начального текста заметки: «В 1992 году осетины (православные) и ингуши (мусульмане) затеяли между собой самую короткую (4 дня) и одну из самых кровопролитных на постсоветском пространстве войну, унесшую жизни около тысячи человек». Что в понимании журналиста добавляет в его публикации уточнение конфессиональной принадлежности осетин и ингушей? Неужто по разумению В. Ворсобина христианско-исламское противостояние лежит в основе конфликта? К сведению автора большая часть осетин исповедует является мусульманами Завершая свой политологический «минитрактат», В. Ворсобин пишет: «30 октября 1992 года вооруженные ингуши вошли в Пригородный район и в считанные часы заняли Владикавказ, где развернулись настоящие бои. В конфликт вмешалась Российская армия, которая не только отразила нападение, но и помогла осетинам из Пригородного района практически всех ингушей». Ну, прямо хроника времен Великой Отечественной! «Заняли Владикавказ», «армия отразила нападение» – как отзовутся эти строки в сердцах тех осетинских мужчин, которые зажали свою волю в стальной кулак траура, ожидая часа возмездия тем, кто разрушил их жизнь, заставив собирать по обугленным кусочкам тела их детей. Пепел Беслана стучит в их сердцах. Это страшно! Как бережно и осторожно должно ложиться каждое изреченное слово на пепелище человеческих судеб. И не в соблюдении этических профессиональных норм здесь дело. Эта трагедия – индикатор нравственной сути российской журналистики: не можешь сказать правду – промолчи. И это молчание может стать громче изрекаемых суетливых монологов.
Кстати, по поводу этики. Все та же «Комсомольская правда», дав на развороте страшные фотодокументы трагедии, рядом с фотографией детского гробика помещает серию рекламных объявлений («покупаем стеклобутылку винную с завода» и т.д.). Газета «Известия» (17.09.04 г.) прямо под снимком раненой десятилетней девочки из Беслана Дзерассы Будаевой помещает рекламу: «Виски теперь можно нюхать. Изобретенный учеными алкоинголятор официально разрешили продавать в Америке». При этом надо отметить, что газета взяла на себя благородную миссию – публикацию личных счетов пострадавших от теракта, сопровождая их маленькими портретными зарисовками детских судеб, опаленных террористическим пламенем. Из этих сюжетов складывается цельное полотно трагедии. Но надо ли при этом путать святое с грешным.
Странно было заметить, что пресса так называемой патриотической направленности не проявила особого интереса к бесланской трагедии. 24-полосная «Россiя» (2-8.09.04 г.) вышла насыщенная материалами о культурной и светской жизни, словно не было сотен обугленных детских тел и всего этого нечеловеческого кошмара. «Война пришла» – этим «заголовочком» на обложке и несколькими строками на первой полосе ограничился творческий коллектив газеты. В «Литературной газете» (1-7.09.04 г.) ни строчки о захвате заложников в Беслане, а в следующем номере «ЛГ» (8-14.09.04 г.) на первой полосе под заголовком «Война народная» помещен странный портрет. Русская девушка в ситцевой косынке прижимает к себе белоголового русского мальчика, на которого направлен окровавленный кинжал, выглядывающий из-за головы Басаева. Сопроводительная надпись гладит: «Воин Красной армии – спаси!». Трагедии в Беслане посвящен единственный материал газеты «Когда Отечество в опасности» А. Ципко, где теракт стал поводом для рассуждений о правильности политического курса В.В. Путина.
«Мне кажется, что мусульманский террор не искоренить ни точечными ликвидациями, ни ковровыми бомбардировками, ни свержением диктаторов. Он начинается в мечетях, детских садах, школах, университетах», – это интервью А. Добровича, израильского врача-психиатора, специалиста по терроризму, газете «Известия» (13.09.04 г.) – характерный пример скрытого закамуфлированного «языка вражды». – «Пока в мусульманском мире не найдется духовный лидер или группа уважаемых людей, осуждающих террор, которые скажут, что человеческая жизнь имеет ценность, что убийство – грех, что в любой борьбе не должны страдать невинные, – будет литься «мерзкая кровь» неверных и «благородная кровь» шахидов». При этом в рубрике «Комментарии», где напечатано это интервью, стоит лукавая заметка: «Мнения авторов, высказанные на страницах «Комментариев», могут не совпадать с точкой зрения редакции». Ну и слава богу! А почему бы здесь не дать слово мусульманским лидерам, специалистам по исламу или простым мусульманам – носителям ценностей традиционного ислама, как и всякая мировая религия, не имеющего ничего общего с идеологией терроризма. Сегодня как никогда именно журналистика должна провести взвешенный интеллектуальный межрелигиозный диалог. СМИ обязаны сделать определенные просветительские усилия для внедрения в общественное сознание идеологии собственно ислама как мировой религии, отделив его от сектантской разновидности (ваххабизма) – подобного подхода требует пережитая трагедия и стратегия сохранения единой и неделимой России. Единичное высказывание на эту тему прозвучало в «Независимой газете». По мнению Валиуллы Якупова, первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана, борьба с вахабизмом требует репрессивных мер со стороны государства. Но здесь очень важно отделить зерна от плевел, чтобы под каток репрессий не угодил классический ислам. Этот процесс должен вестись в двух направлениях. «Селективное уничтожение – не боюсь этого слова – сектантских проявлений и одновременно государственная поддержка мусульманской ортодоксии. Сегодня среди госчиновников даже на микроскопическом уровне такой поддержки нет. Хотелось бы, чтобы последние события в Беслане отрезвили наших государственных мужей, подсказали им, что другого, «хорошего» ислама у нас нет в России. Пресекать пропаганду ваххабизма необходимо на ранних ее стадиях пока не началась фанатизация молодежи, не пройдена грань, после которой начинаются взрывы и убийства. Неокрепший молодой ум – идеальная почва для идеологов этой мусульманской секты». Вот вам стратегия и тактика для общенациональных СМИ: борьба за молодой неокрепший ум сильным, продуманным, взвешенным словом. Но после бесланской трагедии федеральные печатные и электронные СМИ выплеснули на российского обывателя столько материала о «злом и опасном кавказце» и «бородатом террористе-мусульманине», что иначе как идеологической диверсией, направленной на разрушение единства России, это не назовешь. При этом в большинстве случаев так называемый Язык вражды нельзя обозначить принятыми в его оценке параметрами, так изощренно-завуалировано он звучит: ксенофобская ткань состоит из узорчатой мозаики негативных образов кавказца и мусульманина. Чтобы получить необходимую дозу информации для поддержания в организме устойчивой неприязни и антипатии к окружающим нациям и народностям, подчас не нужно особо усердствовать в «сборе данных». Достаточно открыть, например, «Московский комсомолец» за 10.11.04 г., чтобы на третьей полосе обнаружить «полный боекомплект» ксенофобии и к мусульманам, и к азиатам, и к кавказцам. А самое главное, что и возразить-то авторам публикаций нечего. Информация достоверна, придраться не к чему: война в Ираке идет, в Средней Азии действительно выдавали замуж насильно (кстати, как и когда-то на Руси), а некоторые кавказцы склонны к воровству, впрочем как и подобные им русские и нерусские «порочные элементы». Захочешь судиться с газетой (ну зачем вы так круто, ребята), а ведь и нечего предъявить. Разве что трактовочку, подборку и несбалансированность информации. Так ведь это все вкусовщина, к делу не пришьешь! А между тем сосредотачивается наш читатель на третьей полосе газеты и видит вверху в левом углу заголовок «Город, подобный аду». Из публикации он узнает, что три тысячи иракцев дерутся насмерть в Эль-Фалудже – «вершине суннитского треугольника», где сопротивление оккупационным силам носит такой острый характер, что операцию по усмирению суннитских повстанцев американцы окрестили «Разгневанный призрак». Кто же противостоит в этом городе американцам? Прежде всего, это местные жители-сунниты, являющиеся сторонниками свергнутого Саддама Хусейна (также суннита) и «многочисленные добровольцы из арабских стран, приехавшие в Ирак вести джихад против неверных. Предполагается, что именно здесь базируется один из главарей «Аль-Каиды» Абу Мусаб аз-Заркави, прославившийся своими зверствами над похищенными иностранцами». Все, дальше можно не читать. Никакие сердобольные пассажи автора заметки А. Яшлавского о жертвах среди мирного населения и т.д. и т.п. уже не могут вызвать сострадание у читателя, ибо про джихад и казни заложников так много и так подробно ему рассказали до этого, ничего не предложив взамен из позитива или объективной аналитики, что образ мусульманина-головореза прочно засел у него в сознании. Ему, «неверному», безопасней будет в мире, если их, «правоверных», покруче и пожестче… И когда о боях в Эль-Фалудже он прочтет, что «…улицы усеяны телами мирных иракцев, среди них есть дети», трудно будет рассчитывать на его сострадательную реакцию. Ассоциативный ряд неизбежно подскажет ему другую, альтернативную информацию не в пользу «мирных иракцев».
Насладившись вышеупомянутой публикацией, читатель должен лишь чуть-чуть перевести взгляд правее, даже можно и без поворота головы, что называется скосить глаза, и натолкнуться на броский (черным шрифтом) заголовок «Свободу женщинам Востока!», под которым скрывается душещипательная история казахской девушки. Здесь вы узнаете, как старик Джумай, потягивая на кошме анашу, решает судьбу своей дочери, красавицы Сагадат, равной которой нет в степях Актюбы, Семипалатинска и Джетысу. «За десять верблюдов и сто баранов отдал Джумай свою Сагадат в жены Назифи. За караван веков никто не спрашивал у девушек, любят они или нет. Женщины песков будут петь о том, как в белой юрте плакала и сопротивлялась Сагадат, как свистела камча в руках Назифи». Но приходят на помощь девушке сельские комсомольцы, помогают ей бежать из ненавистного мужнего дома. Недолгой была свобода, настигли ее в горах посланцы мужа, который избивает красавицу так, что сходит она с ума. С горящим от сострадания сердцем заканчиваешь чтиво: что же это за законы такие у Назырбаева в республике, ведь третье тысячелетие на дворе! Что-то тут не так. И вправду – вдруг обнаруживаю скромными буковками вверху рубрику: «О чем писала «МК» в 1927 году». Вздоха облегчения хватает ненадолго, ибо, спустившись чуть ниже, натыкаешься на две фотографии: убитых на «Норд-Осте» шахидок и мертвое тело на носилках, завернутое в ковер. Подпись гласит: «так выглядят классические чеченские похороны». Публикация А. Рачинской и С. Самоделовой «Агония в огне» сообщает о специфике захоронения тел террористов, при этом на сопроводительной фотографии вполне «мирные» похороны: на переднем плане группа чеченских мужчин, держащих руки ладонями вверх по молитвенному мусульманскому обычаю. Рядом выделенный черным шрифтом вопрос: «Прах террористов раздали москвичам?» Репортерам «МК» удалось раскрыть тайну захоронения убитых во время штурма в Театральном центре террористов. Поправка к закону «О борьбе с терроризмом», запрещающая выдавать родственникам тела убитых террористов, еще не была принята, и близким преступников отказали под предлогом незавершенных следственных действий… Когда в начале декабря сенаторы одобрили поправку, в Чечне началась большая компания по сбору средств для нелегального выкупа тел боевиков. Далее следует подробное описание «душераздирающей» прогулки репортеров по Николо-Архангельскому крематорию, где в спешном порядке трупы кремировали. И куда только не занесет в репортерском зуде. Прямо не журналисты, а сталкеры… Но на этом знакомство с новейшей этнографией России в «МК» не исчерпано. На этой же полосе под рубрикой «Срочно в номер» в криминальных новостях будет явлен еще один преступно-экзотический образ: кавказец, зарезавший подростков, мешающих ему сливать бензин (из самой заметки понятно, что один юноша погиб, двое других – ранены). «Из окна своей квартиры житель Михневской улицы увидел незнакомого мужчину кавказской национальности с канистрой в руках. Он крикнул кавказцу, чтобы тот отошел от легковушки… Юноши, будучи в подпитье, без долгих разговоров набросились на кавказца с кулаками. Через пару часов сотрудники заковали кавказца в наручники». В общей сложности слово «кавказец» семь раз упоминается в этой небольшой заметке. Позволительно спросить, что добавляет обозначение национальности преступника к совершенному преступлению? какую ясность вносит? какие новые, важные для следствия детали проясняет? Да никакой. С подачи журналистов такова новая этнографическая карта России: обширный южный регион страны – Кавказ, который, как известно, делится на Закавказье, или Большой Кавказ (Армения, Грузия, Азербайджан – страны СНГ), и семь северокавказских российских республик, где проживают свыше двухсот национальностей, превращен отечественными СМИ в единый, очень непритягательный образ под названием «кавказец». В подтверждении темы добавим публикацию в В. Барановой в «Комсомольской правде» (21.10.04 г.), которая под рубрикой «Криминал» сообщает об изнасиловании 15-летней школьницы в подмосковном поселке Электроизолятор. История, безусловно, драматичная. Кроме ненависти к подонкам, совершившим преступление, и сострадания к потерпевшей юной девушке, ничего вызвать не может. Но уже в начале заметки возникает еще одно не совсем здоровое чувство. Оказывается, в темно-красной Ауди-80, куда насильно затолкали школьницу, из трех пассажиров двое были кавказцы. По каким признакам это стало известно (то ли по форме носа, то ли по цвету волос, то ли по анализу крови) не ясно. Так как в конце публикации сообщается, что преступники до сих пор не найдены. Между тем на этой же тринадцатой полосе «КП» в рубрике «Самозащита», завершая рассказ об отважной русской женщине, которая отобрала у напавшего на нее маньяка паспорт и вызвала милицию, корреспондент Елена Панкратова скромно отмечает: «Сотрудники районного ОВД через несколько часов поймали обидчика 28-летней жительницы Урала». Судя по всему, обидчиком был соплеменник и пострадавшей, и автора публикации.