Число преступлений на национальной почве в России продолжает стремительно расти. Согласно статистике, в 2004 году скинхеды и националисты совершили в два раза больше убийств, чем в предыдущем году. «Скинхеды стали убивать в два раза чаще» – пишет Ольга Тимофеева («Известия», 19.01.2005): «Среди убитых скинхедами в 2004 году – граждане России и ближнего зарубежья, выходцы из Афганистана, Вьетнама, Гвинеи-Бисау, Иордании, Китая, Кореи,Ливии и Сирии. Более 160 человек из 24 стран были жестоко избиты скинами или получили ножевые ранения. Самые опасные регионы – Москва, Санкт-Петербург и Кубань. Следом за ними – Воронежская, нижегородская, тюменская, Новосибирская области и Приморский край. В 2004 году инициативы националистов поддерживали и респектабельные политики: 22 июня в националистическом митинге участвовали депутаты от «Единой России» и «Родины».
53% граждан хотели бы жить в «России для русских» – таковы последние данные Института комплексных социальных исследований Российской Академии наук (ИКСИ РАН). Еще в феврале 2003 года ведущий научный сотрудник «Левада – центра» Леонид Седов писал: «Чисто скинхедский нацистский лозунг («Россия для русских») находит полную поддержку у 16% опрошенных, репрезентирующих примерно 17 млн. взрослых (старше 18 лет) жителей России. Добавим к ним примерно полтора-два миллиона отроков от 13 до 18 лет, также зараженных этой идеологией, и мы получим представление о том, какова численность наиболее экстремистски настроенной части населения». Сегодня количество перешло в качество, которое в ближайшие годы, особенно в случае нарастания движения социального протеста, может определить путь дальнейшего развития страны вне зависимости от желаний власти и прожектов демократическиой общественности, предупреждают политологи». («Известия», 19.01.2005)
26 декабря 2004 года в Краснодарском крае, в селе Русском, были убиты две молодые месхетинки сестры Ламановы – сосед Николай Дроздов расстрелял девушек в упор на пороге их дома. В начавшемся в новом году расследовании правоохранительные органы Краснодарского края квалифицируют преступление как бытовое убийство. Это стало обычной практикой на Кубани в отношении турок-месхетинцев. За последние 15 лет против них были совершены сотни преступлений, но ни одно из уголовных дело так и не было доведено до суда. «Новороссийской комитет по правам человека будет участвовать в рассмотрении этого дела в качестве общественного наблюдателя», – сообщают «Новые известия»(13.01.2005). Но политика губернских властей слишком очевидно свидетельствует в пользу того, что преступник в очередной раз может остаться безнаказанным. При молчаливом согласии общественности края, да и всей России, включая и федеральные властные структуры многострадалбный народ турок-месхетинцев был вынужден принять предложение американцев и уехать в США на постоянное место жительства. Было стыдно за родное Отечество, когда в кадрах прошедшего на НТВ (22.01.05) фильма «Враги народа» из цикла «Профессия – репортер» старый турок-месхетинец, надев китель с орденами – свидетелями его воинской доблести в Великую Отечественную, со слезами на глазах спрашивал, почему прогоняют его с земли, которую он солдатскими сапогами протоптал пешком до Берлина.
Жесткий водораздел по национальному признаку раскалывает российскую землю, и самое страшное, что это происходит в российских деревнях, где с советского периода обосновывались люди разных национальностей, устраивались интернациональные свадьбы, приезжие обзаводились русскими женами. Сегодня это национальное смешение оказалось бомбой замедленного действия. Об одном из кровавых межнациональных конфликтов, случившихся утром 1 января нового года, написал «Русский курьер» (13.01.05). На стыке Свердловской, Пермской областей и Башкирии пристроились три деревни с уникальными национальными оттенками: Татарский Потам, Марийский Потам и Русский Потам. Соперничество между русским и курдом из-за девушки переросло в межнациональный конфликт. Драка на сельской дискотеке в деревне Русский Потам Екатеринбургской области вылилась в массовую поножовщину. Деревня стеной встала против девяти курдских семей, вынужденных, во избежание погрома, срочно покинуть деревню, в которой они прожили не один десяток лет. Единодушное решение о выселении курдов принял и сельский сход. Это не первый случай дикой ксенофобии на территории Урала.
«Патриотически настроенные» активисты требуют выселить из Екатеринбурга всех таджиков и запретить въезд бывших соседей по республике без визы. Уральские антитаджикские выступления пришлось урегулировать на дипломатическом уровне. Поножовщиной в Русском Потаме дипломаты вряд ли заинтересуются. Но если из наших многонациональных деревень продолжится изгнание недавно осевших чужаков, то деление на национальные Потамы может заразить и окрасить кровью всю Россию».(С.Дробынина, «Русский курьер» (13.01.05).
«Коммунисты и либерал-демократы сходят с российской политической арены. На смену им идет третья сила – русские националисты. Им принадлежит будущее», – с таким предсказанием лидер Национально-державной партии России Александр Севастьянов приглашал на презентацию своей новой книги «Время быть русским», прошедшую в начале января с.г. в особняке Союза писателей на Комсомольском проспекте. На книжном развале можно было приобрести «Русско-еврейские разборки вчера и сегодня», «Христос не был евреем», «Еврейский удар или п…дец подкрался незаметно».
«Национал-большевики, АКМовцы и анархисты, «мракобесы» и опричники, хоругвенцы и скинхеды, андерграундные музыканты и художники. Среди них зреют «гроздья гнева», рождаются удивительные социальные проекты, творятся чудесные произведения, происходят необычные синтезы. Здесь обретается наше завтра», – пишет А. Смирнов в газете «Завтра»(№1.2005) – «ковчеге русского сопротивления», как позиционирует себя газета, открывая программной статьей первый новогодний номер. «Не в государственной думе, с четырьмя сотнями человекообразных роботов, проходит политика, не в президентских декларациях и постановлениях государства. Политика – в экстремистских политячейках, у книжной полки, на концертах, в уличных столкновениях. Там, где сегодня образуются государства в государстве, автономные зоны. Важно, чтобы активно шел «межгосударственный» диалог, чтобы крепли горизонтальные связи между островами сопротивления. Нас много. Но мы все порознь…»
Что будет, когда все эти силы объединятся, предсказать вполне возможно. Социальное протестное поле уже вспахано последними государственными реформами и готово принять в свое лоно молодую бунтующую силу. Сегодняшняя разрозненность завтра может стать монолитом общих целей и задач, как правило, разрушительных «до основания». На российские «майданы» вышли обездоленные монетаризацией льгот старики с требованием вернуть им возможность бесплатно ездить на транспорте, покупать лекарства и т.д. Следующими к ним присоединяться студенты с требованием об отсрочке военной службы и сохранения льгот… Словом, протестного электората в стране предостаточно. Выдержит ли этот напор Россия, политический режим которой в 2005 году будет подвергнут в очередной (и не дай Бог, в последний!) раз испытанию на прочность. «Россия – год 2005: логика отката» – это пространная публикация ведущего эксперта Московского центра Карнеги Л.Ф. Шевцовой («Независимая газета», 22.01.2005) синтезирует все итоговые выкладки ведущих российских экспертов-аналитиков относительно будущего России и рассматривает возможные варианты выхода России из политического, экономического и социального кризиса, который отчетливо наметился на ближайшую перспективу. Пожалуй, будет логично закончить нашу книгу фрагментом из публикации Л.Ф.Шевцовой, резюмировав при этом, что все главы нашей книги нашли неожиданное (а может быть, логическое) продолжение в реалиях российской государственной и общественной жизни начала 2005 года. В стране очевидно нарастание признаков системного кризиса, ибо выстроенная система может выйти из-под контроля своих строителей. «Созданная система включает несовместимые начала – персонифицированную власть и демократический способ ее легимитизации, рынок и стремление государства его поглотить, частную собственность и бюрократический контроль над ней, прозападный вектор и антизападное державничество». Как выйти из этого кризиса – суть размышления Л.Ф.Шевцовой и многих других публикаций в печатных СМИ 2005 года.
Хочется верить, что практики, наконец, начнут работать в тандеме с теоретиками, экспертные сообщества, которые в течение многих лет отслеживали и прогнозировали развитие событий (материалы книги – тому прямое подтверждение), станут полезны «государственным конструкторам». И наконец, хочется думать, что политические и экономические сценарии будут расписываться, с учетом тех великих возможностей, которыми располагает многонациональная, многоконфессиональная, богатейшая своими людскими и природными ресурсами Россия – наша Родина: простодушная, щедрая и многострадальная.