Другое дело, что в спину первым российским яппи сегодня дышит следующее поколение, те, кто родился во втором брежневском десятилетии – с 1974 по 1984 год. У этих молодых людей было больше времени, в начале 90-х они были подростками или детьми и не могли принять участия в эстафете молниеносного обогащения и мгновенного карьеризма, и в результате они часто образованнее и глубже, чем предшествующее поколение. Ранняя юность их прошла под череду жестоких обид, унизительной родительской ненужности и нищеты, теперь же, когда они учатся или получают дипломы, находят все теплые места уже занятыми. Они знают иностранные языки, прочли нужные книжки и посмотрели нужные фильмы, но дверь захлопывается буквально перед их носом. Престижные места отошли либо «умным жуликам», сумевшим правильно сыграть в начале 90-х, либо детям тех же самых жуликов. Остается довольствоваться крохами. Конечно, в этом новом поколении будут и те, кто полностью подчинит себя конъюнктуре и постарается по головам окружающих добраться до успеха. Но найдутся и другие, те, кто не захочет играть по общепринятым теперь правилам» (П. Черноморский «Когда наступит Жерминаль: в ожидании новых русских левых» // «Независимое обозрение», 06.09.2002 г.)
Поколению, рожденному в 80-е, предстоит жесткая борьба за достойную жизнь. Социологи отмечают: «Подъем по социальной лестнице все трудней, шансы вертикальной мобильности резко снижаются».
«Революции во всем мире совершались сильно политизированной молодежью, не вписавшейся в общество», – напоминает политолог В. Трофимов («НГ», № 39, 2003 г.), ставя очень важный вопрос о традиции, которую крайне необходимо предложить новому поколению, тем более что «все меньше остается тех, чье мнение можно принимать на веру и чей голос не потонет в «дискуссиях» новоиспеченных специалистов. Вакуум интеллектуальной элиты заполняют искусством. За нее сегодня выдаются артисты, эксплуатирующие любовь к своим кинообразам, спортсмены, которым все благодарны за еще не забытые до конца эмоции от их побед, политики и экономисты в отставке, оказывающиеся «гениальными» отчего-то именно после того, как расстаются со своими постами. Над долгосрочной перспективой задумываться просто некому. Сиюминутные интересы диктуют свои правила. Молодой человек в отсутствие возможностей надежного выбора, достойной судьбы, предоставлен самому себе, что во все времена приводило к проявлению негативной социальной активности».
Как быть с нарастанием протеста в молодежной среде, особенно в провинциях. Те формы работы, которые использует сегодня власть и некоторые партии, заведомо обречены на отсутствие планируемого результата. Так неуклюже и откровенно ангажированы лидеры нового молодежного движения «Идущие вместе». Пресса много писала об этом новом путинском комсомоле, или даже «путинюгенде», как стали называть подопечных Василия Якеменко. За умонастроения молодых каждая партия борется по-своему. Союз правых сил создавал по всей России летние молодежные лагеря с учебной программой. С молодым поколением работают национал-большевики Э. Лимонова. Остатки «баркашовцев» собирают неофашисты, «левые радикалы», русские язычники, всевозможные спортивные и музыкальные «фаны» объединяются в стройные ряды – совершенно очевиден раскол в молодежной политической среде. «Происходит это стихийно или за всем этим стоит чья-то умелая рука?» – спрашивает Николай Коньков.
«Когда главным врагом всякого уважающего себя спартача по определению становится «красно-синий воин», а панка – рэппер, и наоборот, то дело кремлевских политтехнологов можно считать наполовину сделанным. Достаточно, скажем, как в 1996 г., тем же футболистам «Спартака» заявить, что они будут голосовать за Ельцина, и сотня тысяч молодых болельщиков гарантированно последуют за своими кумирами. Короче, разделяй и властвуй». (Н. Коньков, «Завтра», № 6, 2003 г.)
В этом же номере газеты молодой коммунист Дмитрий Аграновский делится впечатлениями от поездки в Ярославль, где он общался с представителями НБП, анархистами, СКМ, нормальными молодыми людьми, осознанно пришедшими в политику (речь идет не о каких-то неудачниках и маргиналах):
«В жизнь входит многочисленное поколение 80-х, и этим людям нет никакой возможности жить. При этом они никаких иллюзий не строят, и если у них в мозгах еще каша, они не понимают, кто коммунист, кто фашист, кто либерал и чем они отличаются друг от друга, то они очень хорошо знают, что им не «светит», они точно знают, что у них нет будущего, нет перспектив, нет вообще ничего, и что их любимых девушек в любой момент могут увезти на чьем-то мерседесе. Поэтому у них очень много ненависти абстрактной…
…они готовы всему этому противостоять, причем формы этого протеста будут совершенно иными, чем у старшего поколения, которые никогда не возьмут в руки стальной прут. А они возьмут… Распространенная формула среди молодежи: все сволочи! Она активно ищет политические формы защиты своих интересов» (Д. Аграновский: «Марш, марш левой!» // «Завтра», № 6, 03 г.)
Недооценка молодого поколения, которое уже кроме «пепси» выбирает собственные политические ориентиры, предоставление их самим себе – реальная угроза для будущего России. Если сегодня свыше 80 % юношей призывного возраста не могут служить в армии по состоянию здоровья, если алкоголизм и наркомания затронули почти треть подрастающего поколения, если в тюрьмах «прописалось» свыше миллиона подростков в возрасте до 15 лет – ясно, что они в массе своей не могут быть избирателями демократов. Это те люди, которые на языке политтехнологов называются «протестным электоратом».
Среди них не только опустившиеся и безвольные «маргиналы», как утверждает большинство средств массовой информации. Прибавьте к этому молодежь этнорегионов (особенно Северного Кавказа), которая разуверилась и в собственных властных элитах, видя растущую клановость, коррупцию, безработицу и отсутствие внимания федерального Центра, и за умонастроения которой, к тому же, борются всевозможные зарубежные эмиссары. Отсутствие социальных перспектив пополняет ряды оппозиции молодыми свежими силами. Вопрос только в том, кто раньше успеет направить эту бунтующую энергию в нужное русло.
«Почему молодым нравится фильм «Бригада», почему некоторые из них в восторге от факельных шествий нацистов, а другие идут в партию Лимонова? Потому что они хотят верить в красивую идею, им нужна ослепительная эстетика, стиль всеохватывающий и всепоглощающий.
Создать подобную эстетику не под силу никакому Павловскому или даже Михалкову. Но в то же время самыми яркими по своей эстетической форме за всю историю были только два стиля – Германии 1933 года и Советского Союза 1920. Выдать нагора идеологически насыщенную альтернативу «браткам» – вот задача нового поколения творцов.
Молодежь уже смеется над говорящим много и без толку Жириновским, над Хакамадой, идущей по замкнутому словесному кругу, не говоря уж о скучных лицах из «Единой России», при одном взгляде на которых одолевает зевота.
Молодые находятся в поисках Героя, который смог бы их за собой повести! Они ищут его, в том числе в своих рядах, но даже если он и найдется, все равно останется неизвестен, ибо в политику ныне его уж точно никто ни за что не пустит.
Поэтому от того, кто первым найдет подход к этой огромной части общества и куда он поведет этих «тинейджеров», будет во многом зависеть расстановка сил на политическом Олимпе России 2010 года». (Олег Головин: «Потерянная молодежь» // «Завтра», № 43, 2003 г.)
После Парламентских выборов 2004 года «расстановка сил» в молодежной среде приобрела достаточно ясные очертания и ориентиры. Пока старые демократы спорят с новыми либералами, в политику двинулись молодые под лозунгами «Россия для русских» и под заклинания о том, что «Фашизм в России не пройдет». На политическом горизонте будущей России, появилось Движение против нелегальных иммигрантов (ДПНИ). Об одном из его участников Владимире Ермолаеве писали «Московские Новости» (№ 19, 2004 г.). Выставив в мае свою кандидатуру на муниципальных выборах, этот молодой образованный человек без всякого административного ресурса набрал 34% голосов избирателей. Его результативным ресурсом стали лозунги «Россия для русских», «Москва для москвичей».
Как начинаются и проходят массовые побоища, попыталась выяснить газета «Версия», располагая материалами уголовного дела по погромам на Ясеневском рынке. «Как оказалось, это якобы стихийное побоище было хорошо спланировано и осуществить его удалось только благодаря бездействию столичных милиционеров. Однако не всем его организаторам грозит уголовное наказание, многим удалось остаться незамеченными». Анализируя материалы дела, журналист Марина Латышева («Технология погрома» // «Версия», № 19, 2002 г.) приходит к выводу, что о погроме в Ясенево 21 апреля 2001 года было известно за неделю. Начиная с 12-13 часов дня группы подростков стали собираться на платформах станций метро «Свиблово» и «Речной вокзал», а также на железнодорожной платформе подмосковного Краснознаменска. Затем три группы прибыли на станции метро «Добрынинская», «Серпуховская» и «Сухаревская», где около часа ожидали вновь прибывающих товарищей. В результате на каждой станции толпилось человек по 40-50. Но милиция проигнорировала стаи агрессивно настроенных бритых юнцов. Затем к ним присоединились крепкие молодые люди, лет 20-25, которые стали отдавать команды толпе. Вся эта масса на одном поезде отправилась на станцию метро «Теплый стан», где располагается редакция журнала «Русский хозяин». «Журнал «Русский хозяин» официально зарегистрирован в Минпечати. Его главный редактор и автор большинства статей – Александр Червяков. Сейчас Александр Червяков решил на базе своего журнала создать одноименное общество и стать конкурентом Народно-национальной партии Иванова-Сухаревского в борьбе за симпатии московских скинов. Люди Червякова регулярно появляются в местах скиновских тусовок – на концертах, футбольных матчах – и вербуют подростков в свое движение». Далее журналистка подробно, по часам, исследует события того дня. Из материалов дела видно, что с 16 до 17 часов толпа скинов (более 200 человек) толкалась около редакции журнала «Русский хозяин». Пустырь просматривается с различных точек – толпу наверняка должны были заметить милиционеры. Но почему-то не заметили или не захотели. И подростки беспрепятственно отправились к рынку Ясенево. Уже на рынке к ним присоединилось около полусотни человек, самостоятельно прибывших туда. Погром длился 15 минут. Били всех, «чья внешность не свидетельствовала о принадлежности к славянам». Дальше события развивались таким образом, что обвинение по погрому в Ясенево получили продавец журнала «Русский хозяин» Семилетников А.В. (1971 г.р.) и еще несколько подростков. «Вопрос только в том, кого посадят – фашистствующего переростка Семилетникова или реальных организаторов этого погрома, которые догадались учесть даже «человеческий фактор» ленивой московской милиции», – замечает М. Латышева. – «Погром, к которому тогда отнеслись как к рядовой выходке столичных скинов, приуроченной ко дню рождения Гитлера, предвосхитил следующее кровавое побоище в Царицыне, закончившееся жертвами. А на прошлой неделе фанаты ЦСКА громили палатки на Старом Арбате».