Смекни!
smekni.com

Эхо теракта: вопросы с ответами и без… (стр. 66 из 176)

Неужели, зная ужасную тенденцию вокруг иноземцев, нельзя было предусмотреть и не заколачиать пожарные лестницы, а кроме того, поставить здесь милицейский пост? Ведь в Москве 120000 милиционеров, это в 3-4 раза больше, чем в Нью-Йорке.

Мы вовсе не желаем быть господами, сообщающими «истину царям». Перед Вами стоят огромные и почти невыполнимые задачи. Поверьте, не решив эту, Вы не решите ни одну. Судно непонятно почему не будет слушаться руля!» (А. Герман, С. Кармалита: Из открытого письма президенту России Владимиру Путину)

«Скинхедов в Москве становится все больше», – утверждает газета «Известия» (2.12.2003 г.).

«25-й час» – неизвестная ранее в Москве группировка бритоголовых. До сих пор на слуху были другие группировки – «Объединенные бригады 88», «Blood&Honor». Костяк же движения скинхедов составляют футбольные фанаты. Наиболее известные и устойчивые бритоголовых фанатов – это спартаковские Gladiators («Гладиаторы»), Flint’s Crew («Команда Флинта»), Clock-work orange («Заводные апельсины»), «армейские» Red-blue warriors («Красно-синие воины»), Kids («Дети»), динамовские Patriots. В символике скинхедов часто используются цифровые аббревиатуры. Так, число 18 означает «Adolf Hitler» – по порядковому номеру заглавных букв в латинском алфавите. 88 означает «Heil Hitler!» Фубтольые фанаты ввели в язык скинхедов свои понятие – «третий тайм» – время «белых», когда после матча боевики из обеих команд выходят на охоту на «черных». Аналогичное значение имеет и «25-й час».

«В то время как власти пугают россиян правым экстремизмом, реальной угрозой оказывается бытовой национализм, создающий врага здесь и сейчас. И главная проблема в том, что бытовой национализм среднего россиянина отнюдь не всегда лишен основания», – считает Максим Орлов. По его мнению, постоянное увеличение притока мигрантов в страну усиливает националистическую установку россиян.

«Чужаки рядом. Их стало больше. Скорее всего, ваши дети уже успели рассказать вам об этом, побывав после каникул в школе. В классе появились новички. И их зовут Фатима, Вартанчик, Рустам, Мадина…

Мы не замечаем культурных расовых и национальных отличий до тех пор, пока чужак не ведет себя как чужак, т.е. работающая на птицеферме в одном из районов Псковской области семья узбеков пользуется равным с односельчанами успехом, а занимающаяся попрошайничеством в московском метро семья выходцев из того же Узбекистана вызывает однозначный протест. Армянский погром в Красноармейске (который власти сочли в итоге мелким хулиганством) и ряд аналогичных событий меньшего масштаба свидетельствуют: общество агрессивно требует ассимиляции от своих новых соседей и не видит иных способов решения возникающих проблем, кроме силовых. Надо отдать должное и противной стороне: ей также, как правило, чужда тяга к диалогу» (М. Орлов, «Консерватор», № 2, 2003 г.)

Возвращаясь на метро с семейством после прогулки по Москве, Валерий Ширяев, журналист «Новой газеты» стал очевидцем действий скинхедов на станции «Лубянка».

«Через полминуты после отъезда от станции «Лубянка» в вагоне стало как-то тесно. Отвлекшись от болтовни, мы обнаружили, что он заполнен веселыми крепкими молодыми людьми 18-22 лет, числом не менее 30. они смеялись и перемещались гурьбой по всему вагону, лениво присматриваясь к пассажирам. По дороге подняли, перешучиваясь, одного – с внешностью казаха и второго – с неявными признаками кавказских черт. Их быстро загнали в конец вагона, где моментально возникла кровавая свалка. Несчастных били картинно, как в кино: борцы за чистоту расы новейшей выделки подпрыгивали, хватались за верхние поручни и оттуда бросали свои молодые тела на лица тех, кого только что признали инородцами. Ногами вперед. В мгновенно возникшем водовороте из десятков кулаков и кроссовок тонули невнятные торжествующие крики». (В. Ширяев: «Вспышка скинфекции» // «Новая газета», 18-20.08.2003 г.)

Журналист был шокирован той деловитостью и хладнокровием, с которыми выполнялась вся эта «спецпроцедура». На станции «Чистые пруды» с осознанием исполненного долга ребята, похохатывая, вывалились из вагона. Сержант, которому В. Ширяев пытался объяснить ситуацию, отреагировал на нее без особого энтузиазма, что свидетельствовало о его явном нежелании задержать подростков, которые спокойно поднимались по эскалатору. При этом журналист отмечает, что ребята эти были «по столичному хорошо одеты, ухожены, как и подобает москвичам, своевременно откосили от армии, предоставив одногодкам из бедной провинции право испытать себя в настоящем бою против ненавистных инородцев в Чечне, они скоро найдут свое место в сытой жизни».

«Сильная юность, как это ни парадоксально, пуглива перед лицом жизни. И с радостью утверждает себя, сбиваясь в стаи и топча слабого. Кто не понимает этого, не понимает истории: с этой злой энергией покорена Сибирь, на ней танки вермахта въехали в Париж. Весь вопрос в том, как ее используют правители.

Нам всем повезло, что единственный талантливый политик на этом поле Жириновский – еврей. Не может он со всей силой своего таланта призвать к войне с инородцами без риска для своей жизни. Но если представить, что у таких шакалов найдутся свои таланты, то через полпоколения веками отягощенная миллионами родственных и дружественных межнациональных связей Москва заполыхает баррикадами. Я знаю, на какой стороне окажутся все мои друзья, которым уже поздно менять язык и родину, – на стороне пассажиров вагона, в котором я ехал. Но перед этим они купят своим детям билет из России. В одну сторону. В горящем доме деньги не хранят. И когда капиталы и специалисты побегут из России, вслед за ними потянутся за хорошей жизнью повзрослевшие фашисты из этой истории. Куда? Лучше всего в Германию, где их сверстники в борьбе за чистоту нации на полном ходу выбрасывают русских из пригородных электричек. Что поделаешь – там на роль местных азербайджанцев, памятуя исторические традиции, выбрали нас.

Я полагаю, что знаю свой город. А потому в душе абсолютно не верю в такой исход дела. Но наши политики не ездят в метро, не бывают в районах с фантастическим названием Промзона. И жизнь им не напоминает, насколько хрупок мир, в котором они с таким комфортом устроились». (В. Ширяев: «Вспышка скинфекции» // «Новая газета», 18-20.08.2003 г.)

Социолог Борис Дубин опасается, что жизненные ориентиры современной российской молодежи способствуют наступлению серости. К тому же в России, где идея молодости не получила развития, происходят стремительные процессы дробления молодежной среды. Практицизм берет верх над идеализмом, что затрудняет формирование у молодежи общественной этики.

«К середине 90-х стали выделяться группы, которые имели социальные, экономические, культурные преимущества. Эта часть молодежи существенно изменила свой образ жизни: появилось новое жилье, новые машины, новые способы отдыхать, клубы, журналы. Это прежде всего относится к центру, еще более сильно отодвинувшемуся от периферии. Обозначились группы молодежи, живущие в Центре и на периферии, обладающие хорошими исходными данными и более плохими. На протяжении 90-х эти группы поняли, что их траектории не просто не совпадают, а скорее разбегаются. Это стало влиять на самочувствие молодежи, что сказалось на ее политических пристрастиях и нарастании политической апатии. Не случайно 10-15 % молодых горожан говорят, что доверяют Жириновскому, а симпатизирующих, например, Немцову вдвое меньше. Главное, что сегодня объединяет молодежь с другими возрастными группами, – это отношение к Путину как к образу «главного», «шефа». Это во-первых. Во-вторых, идеи сильной державы, приоритета в мире, необходимости наведения порядка, впрочем, как и чувство обиды за то, что нас не уважают, все больше проникают в молодежную среду, особенно на периферии». (Б. Дубин: «Вверх по лестнице, не ведущей никуда» // «НГ», 14.03.2003 г.)

Тема молодежного экстремизма находится в сфере постоянного внимания общественных правозащитных организаций. Материалы трехлетнего проекта Бюро по правам человека «Борьба с расизмом, ксенофобией и дискриминацией этнических меньшинств и коренных народов» легли в основу книги Сергея Беликова – стажера Московской коллегии адвокатов – «Бритоголовые: все о скинхедах», где он попытался обобщить разрозненные и противоречивые сведения о движении неофашистов в России.

«По мнению автора, бритоголовые впервые появились в Москве в 1990 году. К 1998 году – это уже десятки организаций по всей стране. Пожалуй, самое крупное их мероприятие – погром Царицынского рынка в Москве 30 октября 2001 года: три человека были убиты и несколько десятков ранены.

– Из неформального молодежного течения скины превращаются в политическое движение неонацистского толка, – уверен Сергей Беликов. – После царицынского погрома их начали давить, они замаскировались… и пошли в широкие слои молодежи. Уже не привлекают к себе пристального внимания и заняты физическим устранением людей, которых они считают нежелательными на территории России. Идеология становится жестче: если раньше девушка, которая идет с темнокожим молодым человеком, могла рассчитывать, что ее не тронут, то по новому «постановочному письму» полагается физически уничтожить обоих.

У движения скинхедов немало поклонников среди молодежи, хотя исследователи и называют методы их работы обычной переориентацией уличных хулиганов.

– Об их социальных теориях не говорят просто потому, что забывают: за частоколом людей, которые просто бьют, скрываются серьезные люди из политических партий, которые их направляют, – утверждает автор книги. – В Архангельске, когда организация бритоголового братства за пару недель исколола ножами 20 человек кавказской национальности, под суд пошли три человека из 60, сели двое.

Люди другой расы уже чувствуют себя в России неуютно:

– Только в августе на меня напали 12 раз, хотя я всегда осторожен, – говорит представитель московской протестантской церкви Натэль Габриэль. – Россия первой победила фашизм. Эфиопия, моя родина, тоже победила фашизм. Мне жаль, что через пятьдесят лет он возрождается в России.