По мнению автора книги, на Западе нацизм идет во власть: движение Ле Пена во Франции, Йорга Хайдера в Австрии, сильные партии в Бельгии, Швеции, Дании, а на Россию там делается большая ставка:
– Лидеры западных движений считают, что помочь нужно только финансами: процесс уже пошел. В Москве скинхедов около 10 тысяч, если взять еще сочувствующих футбольных фанатов – на порядок больше. По России – около 40 тысяч. Движение активно идет в регионы. Помогает и обнищание населения, и неконтролируемая миграция. Кто-то их считает патриотами. А они стараются интегрироваться в политику. В регионах это вполне возмпожно.
Исследования социологов подтверждают, что почва для этого уже есть: нередко российское общество с симпатией относится к нацистам.
– Само по себе экстремальное проявление расизма и национализма не является основной опасностью, – говорит представитель ВЦИОМа Леонид Седов. – Главная опасность – общественная атмосфера, питательная среда, которая не оказывает сопротивления, а наоборот, часто обнаруживает сочувствие к этим людям, хотя пока и не создает политических структур, которые берут на вооружение этих молодых бандитов. Наши исследования показывают, что 16 процентов людей совершенно откровенно высказываются за идею «Россия для русских». Еще 35 процентов с оговорками признают, что в общем идея здравая. Страна заражена подобными настроениями, проблема ксенофобии гораздо более опасна, чем ее крайние хулиганские проявления». («Известия», 20.12.2003 г.)
Православие-Ислам: линия раскола
Серия прокатившихся по планете терактов придала новый импульс дискуссии о «столкновении цивилизаций». Усилилась апокалиптичность предупреждений нависания над планетой угрозы исламского «экстремизма (терроризма)» способна покончить не только с существующим миропорядком, но и со всем живым на земле. Не успели еще рухнуть две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а всему миру уже был назван главный виновник этих событий. Конечно же, им стал легендарный фантом Усама бен Ладен и стоящая за ним таинственная террористическая организация «Аль-Каида», «опутавшая своими устрашающими щупальцами всю планету и угрожающая миру демократии и жизни человечества».
Российские газеты запестрели заголовками один тревожнее другого. 31 октября, сразу после событий на Дубровке, газета «Известия» сообщила: «Бен Ладен обладает ядерной мини-боеголовкой». Со ссылкой на информацию, опубликованную «Вашингтон таймс» и английской «Гардиан»:
«В вопросе, где бен Ладен мог достать материалы для создания ядерного оружия, эксперты расходятся. Некоторые считают, что источником стал Пакистан. Однако большинство придерживается другого мнения. Материалы попали к Аль-Каиде с территории бывшего СССР, где в постперестроечный период образовался «черный рынок» радиоактивных веществ. В 1997 году генерал Лебедь признавал, что 84 ядерных чемоданчика, находившихся на вооружении советской армии, пропали.
…привести боеголовки в рабочее состояние боевикам Аль-Каиды помогли нанятые ими российские специалисты. Профессор Бредфордского университета Малколм Дандо уверен: в США сейчас полным ходом идут работы по созданию «несмертельных» видов оружия, сходных с газом, который был применен в ходе операций по освобождению заложников в Москве». Н. Бабасян («Известия», 31.10.2002 г.)
«Чечня является исламской страной, силой присоединенной к России, и против чеченского народа была устроена Чечня», «…события в московском театре показали, что чеченское движение сопротивления не подавлено, оно бурлит как лава, которая дожидается подходящей возможности, чтобы излить свой огонь…», «…у чеченского народа не осталось выбора. Чеченцы попытались донести глас униженного народа до ушей мира и пробудить уснувшую совесть». Это выдержки из передовой статьи иранской газеты «Джомхурийе эслами» – исламский официоз всего лишь ретранслирует мнение правящих в стране аятолл. А мнение таково: весь мир делится на мусульман и немусульман, и в любом конфликте между ними по определению надо поддерживать единоверцев, просто потому, что они родились мусульманами.
В Вашингтоне нас поддержали, а в Тегеране – нет. И будет по меньшей мере странно, если в будущем, когда в очередной раз возникнут споры вокруг иранской ядерной программы, вокруг печально знаменитой АЭС в Бушере российские власти не примут во внимание это обстоятельство. Сегодня все вроде встало на свои места. Наш партнер и стратегический союзник – Запад, и в первую очередь США». (М. Юсин: «Аятоллы поддержали террористов»)
«Однако зададимся вопросом: а существует ли исламский терроризм вообще? Вероятно, существует, но с одной оговоркой, что под термином «исламский» понимается не религия, а псевдорелигия, то есть религиозные лозунги, являющиеся прикрытием деятельности определенных политических сил. В равной степени это относится и к другим разновидностям террора: «баскского», «ирландского», «чеченского» и т.д. В этом контексте следует признать, что Арабский Восток, как, впрочем, и весь мусульманский мир, пронизан глубокими противоречиями, неурегулированность которых порождает различные «общественные болезни», включая экстремизм и террор». (Ахмят Хасянов: «Угроза с Востока» // «НГ», 10.10.2001 г.)
Нагнетание исламофобии в нашей стране началось задолго до падения башен Торгового центра. Тему исламской угрозы для России спровоцировала почти десятилетняя чеченская война. Вместо того, чтобы отделить «зерна от плевел» и объединить страну в едином межконфессиональном диалоге, после «Норд-Оста» отечественные СМИ активизировали разработку темы изначальной агрессивности мусульманской религии, синонимом которой, благодаря стараниям журналистов, стал ваххабизм – одно из радикальных направлений в исламе. Столь активная обработка массового сознания дала очень печальные всходы. Мусульманин в сознании рядового российского обывателя иных конфессий стал неизменно ассоциироваться с бородатым головорезом из трофейных кадров хроники чеченской войны.
«Самое тревожное, что исламофобией заражены не только русские националисты, но и сторонники демократической ориентации. Московские газеты давно пестрят исламофобскими заголовками: «Воины Аллаха выбирают Кавказ» («Время МН», сентябрь 1999 г.); «Исламские волки убивают русских солдат» («Коммерсант-дейли», сент. 1999 г.); «Кавказ все больше тлеет джихадом» («Известия», 21.04.1998 г.); «Затишье в Дагестане тревожнее криков «Аллах Акбар» («Новые известия», 29.05.1998 г.). Эти броские заголовки принесла на страницы газет Чеченская война. Исламофобией сегодня заражена вся Россия. Любой мусульманин воспринимается как исламский экстремист. Виной этому многолетняя антимусульманская пропаганда. (В. Бобровников: «Мусульмане Северного Кавказа». М., изд. «Восточная литература», РАН, 2002 г.)
Нагнетание всевозможных фобий в обществе позволило известному российскому психологу А. Асмолову обозначить разрушительность их последствий для самого общества: «Губительно для любой цивилизованной страны порождение технологии страха, из-за которого всех начинают делить на «наших» и «не наших». В свою очередь «концепция заговора» как бы оправдывает и вынуждает к ответному терроризму».
«Когда наши сегодняшние газеты пишут: «Чеченцам нет места среди нас», когда в стране бьют чеченцев, афганцев, тех, кого называют террористами, фанатиками и фундаменталистами, – это, по сути, гитлеровская концепция прогресса как этнической селекции. Только вместо евреев подставлены другие этнические группы. Обратите внимание еще раз на ряд: иезуитский заговор, франкмасонский заговор, заговор сионских мудрецов и – завершите цепь – чеченский заговор, заговор мусульманских фундаменталистов. Обратите внимание на терминологию: террор – антитеррор, контртеррор. За этим стоит более глубинная позиция «заговор – контрзаговор». Так порождается страх, из-за которого все в мире начинает делиться на своих и чужих, на наших и не наших». (А. Асмолов «О постановке террора на повестку дня» // «Новая газета», 21-24.11.2002 г.)
Теологические объяснения истоков исламского радикализма возможны в такой же степени, как если бы кто-то попытался обвинить в изначальной жестокости православие, ссылаясь на сжигание живьем староверов служителями православной церкви: после многолетних издевательств вождей церковного раскола протопопа Аввакума, монаха Епифания, попа Лазаря, диакона Федора сослали в Пустозерск. Всем им, кроме Аввакума, вырезали языки и отрубили пальцы на правой руке, чтобы не крестились двоеперстно, а затем заживо сожгли. Можно назвать и другие имена, например, монаха Авраамия, который был сожжен в Москве на «болоте» – месте подобных казней. Все это делалось именем православной церкви и оправдывалось борьбой за чистоту ее рядов. Протопоп Аввакум писал: «В Москве жгут и по городам жгут митрополиты и воеводы. Везде их воля и сила». Это был период брожения православной церкви, когда появившееся новое религиозное движение никонианцев боролось со «старой верой», полученной от князя Владимира. Значит ли, что эта жестокость лежала в основе православных религиозных идей?
Исламский терроризм как нечто, имеющее отношение к религиозной традиции мусульман, – политически необходимый миф. Любые объяснения, что теракт и захват заложников не свойственны природе исламской религии заранее обречены на недоверие, так как все теракты в России и в мире в последнее время совершают именно исламские радикалы. Но также успешно с христианскими идеями можно увязать испанскую инквизицию и Крестовые походы, а немецкий нацизм и итальянский фашизм связать с католицизмом. К сожалению, в мире нет ни одной религиозной традиции, которую не пытались бы использовать различные террористические организации. Боевики «Каха» опирались на иудаизм, «Тигры освобождения Тамил Илама» – на индуизм, даже такая миролюбивая религия как буддизм используется экстремистами. Битва Ирландской республиканской армии за права католиков тоже «освещена» религиозными идеями. Но можно ли обвинять Папу Римского за то, что в Ольстере рвутся бомбы? Баскская террористическая организация «ЭТА», корсиканские экстремистские организации также не имеют ничего общего с католицизмом и протестантизмом. Тем не менее, поток материалов СМИ транслирует в общество прямую связь экстремизма и терроризма установками Корана. Исламский деятель Абдул-Вахид Ниязов констатирует: