Вместе с тем, следует подчеркнуть, что при решении стоящих перед органами управления задач главное заключается в том, чтобы в своей практической деятельности руководителями и непосредственными исполнителями с максимальной полнотой и эффективностью была применена вся совокупность имеющихся в их распоряжении правовых средств, способных позитивно повлиять на решение этих задач. Поэтому для достижения желаемого результата представляется целесообразным правовые средства рассматривать в широком смысле слова.
Особенно оправданным такой подход является применительно к сфере военного строительства. Участие в нем в той или иной форме многочисленных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан, вовлечение в него различных областей государственной и общественной жизни, использование разнообразных методов при решении задачи надежной защиты Отечества обусловливают необходимость применения государством всего арсенала имеющихся в распоряжении средств, в том числе и правовых.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что под правовыми средствами осуществления политики государства в области военного строительства понимаются такие юридические инструменты, при помощи которых обеспечивается эффективное руководящее и направляющее воздействие государства на общественные отношения в интересах защиты Отечества.
К ним относятся правовые акты высших органов государственной власти и управления, правовые акты органов военного управления, гражданско-правовые средства, правовоспитательные мероприятия, поощрительные меры юридического характера, меры юридической ответственности и пресечения, режим законности и многие др.
Даже простое перечисление правовых средств дает представление об их широких потенциальных возможностях в деле осуществления военной политики государства. Эти возможности обусловлены масштабностью правовых средств, наличием совершенного, вырабатываемого и оттачиваемого веками механизма правового регулирования, спецификой роли и места каждого из средств в этом механизме, их единством и тесным взаимодействием как между собой, так и экономическими, нравственными, организационными средствами. Объединение возможностей правовых и всех других средств, координирование применения и тесное их взаимодействие может позволить государству на высоком уровне обеспечивать практическую реализацию своего курса на надежную защиту Отечества.
Необходимо подчеркнуть, что комплексное использование разнообразных средств в их взаимодействии не ведет к утрате каждым из них их особенностей. В этой связи определенным своеобразием характеризуются и правовые средства.
Во-первых, обращает на себя внимание то обстоятельство, что правовые средства включают такие компоненты, которые взаимно дополняют друг друга и, в конечном счете, обеспечивают жизнеспособность всей системы.
Другими словами, в совокупности они образуют эффективный механизм правового регулирования, где каждому из составляющих отводится определенная роль в осуществлении военной политики государства. Свое концентрированное воплощение она находит в нормативных актах высших органов государственной власти и управления, а необходимую для практического применения детализацию и конкретизацию - в актах органов военного управления. Через правовые отношения общие правовые предписания переводятся в плоскость конкретных прав и обязанностей участников военного строительства. Активное содействие этому оказывают гражданско-правовые средства, правовоспитательные мероприятия, поощрительные меры юридического характера, меры юридической ответственности и пресечения правонарушений, режим законности, играющие роль своеобразных гарантов нормальной работы механизма правового регулирования. В результате, использование правовых средств позволяет государству обеспечивать руководящее и направляющее воздействие на все стороны военного строительства и на всех его уровнях. Отдельно взятые другие разновидности средств осуществления военной политики государства не располагают такими возможностями.
Во-вторых, если нравственные, организационные и другие средства используются государством непосредственно, без каких-либо промежуточных звеньев, то правовые средства - опосредованно, через государство и его полномочные органы.
В-третьих, опосредование военной политики государства наделяет правовые средства такими характерными для права свойствами, как общеобязательность, нормативность, обеспеченность авторитетом и силой государственной власти. Все это способствует усилению воздействия государства на общественные отношения, расширяет гарантии ее последовательной реализации. Что касается других средств осуществления политики государства в области военного строительства, то их использование происходит в рамках непосредственной реализации соответствующих политических решений и не изменяет свойств этих решений.
В-четвертых, правовые средства, обеспечивая необходимые в военном строительстве детальность регламентирования и конкретизацию прав и обязанностей его участников, способствуют доведению принимаемых на соответствующем уровне решений практически до каждого человека, определяют пути, формы и методы деятельности по реализации поставленных задач в рассматриваемой области. Все это обеспечивает четкость и слаженность действий государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан в многоплановом процессе военного строительства. Следовательно, когда необходимо согласовать усилия многочисленных участников военного строительства в решении поставленных государством задач, довести их до сознания каждого участника, определить его роль и порядок реализации решений, правовые средства в наибольшей степени отвечают этому предназначению.
Таким образом, благодаря своим специфическим свойствам правовые средства служат эффективным инструментом осуществления военной политики государства. Но роль каждого из элементов системы правовых средств в решении указанной задачи неодинакова. Определение этой роли применительно к каждому из рассматриваемых средств призвано способствовать установлению факторов, усиливающих целенаправленное воздействие на военное строительство.
Рассмотрим использования правовых средств непосредственно в области военно-служебных отношений. Прежде всего необходимо отметить не вызывающий споры факт, что право может использоваться в военном управлении особом способом в качестве самостоятельного средства. Речь идет о применении правовых средств для достижения цели военного управления, для решения различных административно-хозяйственных задач.
В то же время, как мы уже отмечали, понятие «правовое средство» используется сегодня весьма широко в научной и учебной литературе, однако единства в определении содержания его нет. Попытаемся, в связи с этим, определить, выявить варианты реализации норм военного законодательства в зависимости от усмотрения субъектов.
Если с этих позиций оценить военно-правовые нормы, то можно, прежде всего, выявить те из них, которые такого усмотрения, вовсе не предусматривают. Действительно, при реализации военно-правовых норм, содержащих исчерпывающую программу поведения, от исполнителей требуется лишь четко следовать этой программе.
Субъекты военного права в ряде случаев должны самостоятельно принимать решения о совершении действий в указанном законом направлении и определять конкретное содержание и порядок выполнения таких действий. Правовая норма выражает лишь общие полномочия, позволяет лицу осуществлять соответствующую деятельность. Так, ст. 58 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ (утверждено приказом МО РФ 2004 г. № 222) предусматривает самостоятельную заготовку материальных средств воинской части, соединениями. Законодательство (военное и гражданское) регламентирует лишь отдельные, наиболее существенные моменты: случаи, когда допускается самостоятельная заготовка материальных средств воинской части, форму, порядок заключения договора, содержание некоторых его условий. В остальном командиры частей (соединений), другие должностные лица, участвующие в заключении и исполнении договоров, свободны в выборе вариантов реализации своего права.
Иначе сформулированы нормы Устава, регулирующие дисциплинарную ответственность военнослужащих. При их исполнении от соответствующих командиров (начальников) требуется предварительный выбор одной модели поведения из нескольких, альтернативно сформулированных Уставом и дальнейшее следование предписаниям законодательства.
Приведенные варианты военно-правовой деятельности являются типичными видами реализации военно-правовых норм в зависимости от усмотрения субъекта. В этих вариантах оно присутствует при выборе способов решения меньшего или большего круга вопросов.
Проведенный анализ военно-правовой деятельности позволяет выделить нам в ней следующие признаки: