Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 104 из 146)

Высокий уровень духовных знаний позволит лучше ориентироваться в системе угроз и их источниках, имеющих в основе своей духовную природу, являющихся «физическим проявлением скрытых духовных недугов человечества», объективнее оценивать степень их общественной опасности и грамотнее устанавливать приоритетность угроз, их уровни, иерархию, взаимозависимость. Указанные знания также позволят более основательно вырабатывать комплекс правовых средств противодействия возникшим и потенциальным угрозам и их ликвидации, а также более осознанной, целенаправленной и действенной реализации уполномоченными органами и должностными лицами этих правовых средств.

Наиболее глубокими, проверенными веками знаниями, на которых сформировалось, выросло и окрепло Российское государство, является Православие, пронесшее через века неизменными христианские догматы, проверенные и доказавшие свою действенность на опыте многих поколений, формировавшие и питавшие правосознание русского народа на протяжении многих веков государственного строительства и вооруженной защиты.

Христианство, по мнению И.А.Ильина, давало людям мерило совершенства и этим научало их отличать лучших от худших. Оно указывало людям, чему должен служить правитель, какова высшая цель государства, и тем самым определяло, кто именно призван стать во главе государства. Христианство учило гражданина любви, любви и доверию к согражданам («ближним»), любви, доверию и уважению к предлежавшим властям, ибо «начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13, 4). Так оно пропитывало общественный строй духом солидарности и лояльности, тем духом органического единения, который углубляет, накопляет и сосредоточивает национальную силу и политическую гениальность народа. Именно с этим, как указывает И.А.Ильин, была связана та, выношенная средними веками, уверенность, согласно которой государство имеет религиозную задачу – служить своею властью Божьему делу на земле. Эту религиозную задачу церковь то указывала светской власти, то пыталась взять в свои руки, а государство понимало религиозно свою высшую цель даже тогда, когда оно отказывалось от повиновения церкви. В те времена человек, делая государственное дело, старался поднять свой взор к Высшему, к Богу, и делал, как мог, религиозно осмысленное дело… Христианство своим религиозным светом осмысливало и облагораживало дело права и государства, и в то же время оно утверждало в человеческой душе такие благодатные силы (любовь, совесть), которые вдохновляли человеческое правосознание и придавали ему некую неразложимую абсолютную опору[506].

В свете Христианства многие социальные явления приобретают иное истинное (не затуманенное ложными сиюминутными ценностями) значение, получают максимально объективную оценку на предмет их пользы или опасности для общества и человека. Православие содержит в себе те единые, незыблемые, проверенные временем критерии, точки опоры, непреходящие истины, опираясь на которые можно глубже проникать в сущность угроз, выявлять их причины (имеющие, как правило, духовные истоки), возможные последствия, взаимосвязь и определять степень опасности этих угроз, их иерархию, приоритеты в борьбе с ними.

Как указывает Архиепископ Серафим (Соболев): «…православная вера должна быть для нас критерием истины при оценке всякого человеческого учения или деяния. Эта оценка, вне всякого сомнения, будет соответствовать истине, ибо православная вера побудит нас для разрешения того или другого вопроса обратиться к Богооткровенному и святоотеческому учению, проникнутому Духом Святым, Которого Господь назвал Духом истины»[507].

Более того, Православие содержит в себе огромное количество накопленных на протяжении веков и проверенных многими поколениями средств борьбы с духовными недугами, способов оздоровления духовных, нравственных, а зачастую и физических немощей и болезней, угрожающих нормальной здоровой жизнедеятельности человека и общества. Много таких негативных духовных явлений, влияющих на боевой дух, морально-психологическое состояние и боеготовность войск, и в армейской среде. Это и дезертирство, и трусость, и измена, и уныние, и пьянство, и наркомания, и халатное исполнение своих служебных обязанностей, и неуважительное, грубое отношение к сослуживцам, подчиненным и командирам, и открытое или скрытое неповиновение командирам (начальникам), и лень, и взяточничество, и мздоимство, и казарменное хулиганство, и эксплуатация сильными слабых («дедовщина») и рукоприкладство командиров, и обман, и приписки, и воровство, и многое другое, что, по сути, является проявлением низкого уровня духовных качеств личного состава, нездорового правосознания, т.е. проявлением духовных болезней. Следовательно, и лечиться эти духовные болезни должны в первую очередь духовными средствами. И огромная роль в этом принадлежит прежде всего командирам всех степеней, которые должны ясно понимать сущность этих угроз и вести непримиримую борьбу с этими духовными болезнями, угрожающими Отечеству разложением и гибелью войск изнутри. Для того, чтобы эффективно вести борьбу с этими духовными недугами подчиненного личного состава необходимо глубокое, основательное духовное воспитание командиров, чтобы они могла не только хорошо разбираться в таких угрозах, но также имели глубокие знания в духовных средствах борьбы с этим видом угроз, а также твердую, непреклонную духовную волю, без которой победа в этой борьбе немыслима. Наиболее глубокие познания о средствах и способах духовного воспитания, лечения духовных болезней, духовного оздоровления и укрепления, борьбы с угрозами, негативно влияющими на внутренний мир человека, накоплены Православием.

В основе таких заключенных в Православии средств и способов лежит прежде всего общение с Богом (изучение Священного Писания и Предания, молитва, таинства и др.). Вместе с тем, по утверждению И.А.Ильина общение с Богом есть –

- главный источник творческого вдохновения;

- главная опора настоящей, истинной науки;

- главная основа чистой и могучей совести;

- месторождение окрыленного гениального искусства;

- неколеблющийся фундамент благородного государственного и политического правосознания;

- абсолютная основа характера;

- живой источник любви, доброты, жертвенности и социальности;

- величайшая гарантия волевой дисциплины и беззаветной храбрости[508].

Правовой и военной наукой духовные, религиозные средства как таковые не исследуются, не изучается и их влияние на военное дело и правовую работу, а между тем, как можно увидеть из выше приведенного, они содержат в себе неисчерпаемые возможности по улучшению положения дел в названных областях человеческой деятельности, в том числе и в выработке с помощью этих средств мер эффективной борьбы с надвигающимися угрозами.

Поэтому в правовой работе по выявлению и устранению военных угроз также особое место должно отводиться активному использованию с помощью правовых средств могучего духовного потенциала, накопленного на протяжении веков русским народом и, прежде всего, Русской Православной Церковью. Для этого необходимо создать такой правовой режим, который в максимальной степени будет способствовать духовному оздоровлению личного состава, а, следовательно, укреплению его боевого духа, морально-психологического состояния, правосознания и воинской дисциплины, повышению в войсках уровня правовой работы и боеготовности в целом, а также, вместе с тем, эффективно, действенно предохранять войска от воздействия информационно-психологического оружия, разрушающего духовные и нравственные основы строительства Вооруженных Сил и подрывающего их мощь изнутри.

Данные меры должны носить комплексный характер и пронизывать все уровни государственного управления, от которых зависит решение вопросов военного строительства. Такая правовая работа должна вестись на каждом из уровней по трем стратегическим направлениям, нормотворческом, правоприменительном и правовоспитательном. При этом правовоспитательная составляющая является главной и определяющей, поскольку она направлена в первую очередь на оздоровление и укрепление правосознания органов управления и граждан, в связи с чем от успешного решения задач правового воспитания во многом зависит уровень правосознания, а значит и уровень нормотворческой и правоприменительной работы в условиях динамично меняющихся военных угроз.

Другими словами, успех правовой работы по борьбе с военными угрозами во многом определяется духовным уровнем субъектов этой работы, их умением грамотно использовать духовные и правовые средства в такой борьбе. Все это выдвигает потребность в введении в воинские коллективы специального субъекта правоотношений, который бы специализировался на укреплении духовных основ противодействия военным угрозам, оздоровлении духовных источников повышения уровня боевой готовности, вооруженной защиты Отечества.

Исторический анализ и исследования современного состояния общества показывают, что на роль такого субъекта может претендовать лишь одна реальная и действенная в России духовная организация общества – Русская Православная Церковь. Поэтому главная задача правовой работы на исследуемом направлении является выявление и правовое закрепление наиболее полезных, действенных и прогрессивных форм взаимодействия государственных органов, участвующих в системе противодействия военным угрозам, с Русской Православной Церковью, с целью активизировать и мобилизовать весь духовный потенциал русского народа на военное строительство, в деле вооруженной борьбы с агрессором.