Следовательно, центральным стержнем воспитательного процесса должно являться в первую очередь укрепление веры в Бога у тех, кто такую веру имеет, предоставление им возможности углубления своих духовных знаний, участия в богослужениях, таинствах, а для тех, кто такой веры не имеет – изучение Православного учения, роли и значения Православия в истории России, в особенности же в ее военной истории. В этой связи встает вопрос о выработке наиболее приемлемых, оптимальных и эффективных организационно-правовых форм такого управляющего воздействия на сознание воинов, которое позволило бы добиться неуклонного, устойчивого их духовного возрастания, оздоровления и укрепления их правосознания, повышения их боевого духа и личных качеств.
Субъектами данного вида деятельности должны быть не только и не столько командиры, как правило, не являющиеся глубокими специалистами в этих вопросах духовного делания, сколько представители духовенства, священнослужители, имеющие соответствующий духовный сан (статус), опыт и знания в этом деле. Необходимо, как уже отмечалось, восстановление в войсках института военного духовенства, существовавшего вплоть до революционного переворота 1917 года и отмененного революционной властью, с одной стороны, как реальной духовной силы и мощного источника, обличавшего преступность действий новых властей по незаконному захвату власти в стране, с другой стороны, как учреждения, противоречащего новым идеологическим установкам, ориентирующимся на материализм и атеизм, на официальное отрицание существования Бога и борьбу с религиозными организациями. С перестройкой и гласностью в стране указанные основания отпали, незаконность и преступность революционных переворотов 1917 года была достаточно широко освещена и обличена в научных исследованиях и трудах, в СМИ, был принят ряд законодательных актов, закрепляющих свободу совести и вероисповедания граждан, свободу создания и деятельности религиозных организаций. Казалось бы необходимо с учетом ошибок возвращаться и к восстановлению незаконно свергнутой и проверенной временем системе управления страной, и к отмененной вместе с ней правовой системе, в том числе и к восстановлению наиболее полезных и действенных для государства правовых институтов, однако по непонятным причинам этого не происходит. По всей видимости, главным фактором здесь выступает сформировавшийся в атеистический советский период уровень правосознания пришедших к власти сил. Этот уровень правосознания и выступает тем непреодолимым (до сих пор) барьером в понимании того истинного места и подлинного значения, которое призвана играть вера в Бога в государственном строительстве и благоустройстве страны. В особенности же остро это негативное явление ощущается в военном деле, требующем чрезвычайно высоких личностных качеств, которых простое светское образование в таком необходимом объеме и такого высокого качества дать не в состоянии.
Как свидетельствует история России главным источником, движущей силой оздоравливающей и укрепляющей духовную жизнь (а значит и культуру, и правосознание) воинского коллектива на протяжении веков, вплоть до революционного переворота 1917 года, являлось военное духовенство. Поэтому и главной задачей правовой работы в Вооруженных Силах на рассматриваемом направлении (правовая работа в области воспитания личного состава) должно быть создание и поддержание такого правового режима, такого организационно-правового механизма, который в максимальной степени способствовал решению военными священниками двуединой задачи: реализации прав военнослужащих, связанных с их вероисповеданием, и воспитание в военнослужащих высоких духовных качеств защитника Отечества. При решении этой двуединой задачи военное духовенство должно осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с органами воспитательной работы, которые должны для более полного и эффективного сотрудничества достаточно глубоко разбираться в основах соответствующего вероучения, чему они и должны постоянно учиться, повышая свои знания в этой области и используя их для пользы воинского воспитания, военного дела.
Примечательно то, что поскольку духовная природа человеческого естества и законы ее действия в обществе неизменны, то выдумывать правовые механизмы в этой области особо и не требуется, достаточно взять существовавшие до революции нормативные правовые акты о военном духовенстве и подкорректировать их с учетом современных реалий, особенностей государственного устройства. В дальнейшем же остается лишь совершенствовать по мере необходимости законодательство в этой области посредством методического руководства правовой работой на данном направлении.
Цели и задачи правовой работы в Вооруженных Силах по воспитанию у личного состава высоких духовных качеств защитника Отечества, неуклонному повышению боевого духа и морально-психологического состояния личного состава войск должны быть также закреплены в Наставлении по правовой работе в ВС РФ, как один из важнейших факторов обеспечения боеготовности войск и обороноспособности государства, должна быть закреплена в Наставлении также стройная система главных правовых средств, отлаженный процесс, направленный на улучшение как самой деятельности в этой сфере, так и на улучшение ее результатов, – чего, к сожалению, до сих пор не сделано.
Другим чрезвычайно важным для государства, и в особенности для его Вооруженных Сил, является вопрос кадрового обеспечения и замещения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностей в соответствии со своими морально-деловыми и профессиональными качествами, знаниями и опытом.
Пророческими выглядят слова, высказанные И.А.Ильиным 20 февраля 1950 г.: «Нам не дано предвидеть грядущего хода событий. Мы не знаем, когда и в каком порядке будет прекращена коммунистическая революция в России. Но мы знаем и понимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, – людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если же нет, – то Россия перейдет из революционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости»[558].
Через сорок лет после появления этих строк была «прекращена коммунистическая революция в России», однако, как свидетельствует анализ последующих пятнадцати лет, последовал «долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости», что утверждает в мысли о том, что обеспечить отбор и выделение кверху лучших людей не удались. Приведенный факт позволяет глубже понять всю остроту кадровой проблемы стоящей перед Россией и ее Вооруженными Силами, показывает важность правильной организации и решения кадровых назначений и перемещений, обеспечения соответствия должностного лица занимаемой должности.
Развивая эту мысль далее И.А.Ильин, указывает, что всякое государство организуется и строится своим ведущим строем, живым отбором своих правящих сил, а судьбы государств определяются качеством ведущего слоя: успехи государства суть его успехи; политические неудачи и беды народа свидетельствуют о его неудовлетворительности или прямо о его несостоятельности, – может быть, о его безволии, безыдейности, близорукости, а может быть, о его порочности и продажности. Такова судьба всех народов: они расплачиваются унижениями и страданиями за недостатки своего ведущего слоя[559].
В полной мере эти положения относятся и к военной организации общества, где указанные закономерности проявляются еще более рельефно в связи с особой тяжестью и сложностью решаемых ею задач. По этой причине на первый план выдвигается чрезвычайно сложная государственная задача по обеспечению высокого качественного уровня состояния духа в первую очередь командного состава, т. е. выдвижение на выше стоящие должности лучших по своим качественным характеристикам представителей воинских коллективов и постоянному повышению их морально-деловых качеств, укреплению их боевого духа.
В этой связи, актуальным является вопрос выработки правовых механизмов, способствующих улучшению положения дел на этом направлении деятельности органов военного управления, совершенствования правовой работы по качественному кадровому обеспечению войск. Необходимо отметить, что в том или ином виде в законодательстве эти вопросы регулируются, в том числе есть некоторые элементы и в Наставлении по правовой работе[560], однако целостной, единой системы, взаимосвязанного, стройного механизма, документально закрепленного процесса, нацеленного на высокий качественный отбор кадров как в войска в целом, так и на вышестоящие должности, – в Наставлении по правовой работе в ВС РФ нет, что не способствует концентрации должного внимания и необходимых усилий на этом направлении деятельности органов военного управления, не позволяет эффективно бороться с недостатками в этой работе, а также причинами их вызывающими.