Вместе с тем, правовое воспитание следует поставить на первое место, т.к. оно, как выше указывалось, формирует и укрепляет правосознание, на фундаменте которого и осуществляется и нормотворчество, и правореализация, и анализ практики применения текущего законодательства в различных областях человеческой деятельности, а, по сути, выстраивается вся правовая работа.
Несмотря на некоторую разноплановость, следует отметить, что указанные подходы к определению содержания правовой работы взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже понять существо этого содержания.
Автор разделяет взгляды А.И.Коваленко и Б.И.Пугинского о том, что правовые нормы вследствие своего идеального содержания не способны сами обеспечить возникновение реального результата. В качестве необходимого звена между нормой и результатом выступают действия, практические усилия людей[112]. На первый план содержания правовой работы, таким образом, выступают не столько правовые нормы, сколько сами действия людей по их созданию и претворению в жизнь, по обеспечению их неуклонного исполнения другими гражданами. В этой связи встает вопрос, что определяет действия людей в правовой области, каковы здесь наиболее значимые факторы и движущие силы.
Как показывает практика, особенно опыт правовой деятельности в нашем государстве за последние 10-15 лет, важнейшим фактором, влияющим на состояние правовой работы, является нравственность. В аморальной среде обычным является правовой нигилизм, произвол и злоупотребление служебным положением, халатное исполнение должностными лицами своих обязанностей (а в армейской среде, в силу специфики жизнедеятельности личного состава, кроме того, расцветают неуставные взаимоотношения), что неизбежно приводит к низкому уровню состояния правовой работы. В обществе же, в котором моральные ценности находятся на должной высоте, как правило, можно встретить высокую культуру, уважительное отношение к другим, стремление добросовестно исполнять свои обязанности, укреплять дисциплину и правопорядок, что, в свою очередь, в значительной степени содействует неуклонному повышению уровня состояния правовой работы в воинском коллективе.
В этой связи для более глубокого понимания содержания правовой работы особый интерес представляют важные выводы, сделанные при изучении взаимодействия права и морали А.А.Тер-Акоповым, а именно:
1. Процессы эволюции права и морали органически взаимосвязаны и взаимозависимы.
2. Право все больше берет на себя функцию регулятора общественных отношений, забирая себе и ту роль, которая традиционно выполнялась моралью. При этом содержание моральных норм не меняется, трансформируется лишь форма социального контроля.
3. Право должно рассматриваться в качестве глобальной нравственной ценности. Такой же ценностью должна признаваться правотворческая, правоприменительная деятельность, правовое сознание граждан.
4. Необходимо постоянно соотносить возникающие новые явления и формирующуюся правовую систему с основополагающими духовными ценностями, постоянно приводить их в соответствие с последними.
5. Наряду с правом следует развивать духовность, добиваться формирования единого духовного поля как основы эффективности права[113].
Как видно все эти положения и выводы актуальны и для правовой работы, к которой они имеют прямое отношение.
Право, по мнению А.А.Тер-Акопова, – элемент духовности по определению. В нем духовность не только отражается, но и закрепляется, охраняется силой государственного принуждения. Все отрасли права основываются на духовности. Если обратиться к уголовному праву, то преступление и наказание, ответственность в целом – это выражение духовности общества. Преступность отражает реальную духовность общества, показывает, во-первых, формы отступления от духовности, а во-вторых – отношение общества к этим отступлениям. Таким образом, делает вывод А.А.Тер-Акопов, духовность – категория и уголовно-правовая, что, собственно, и делает ее предметом уголовно-правовой науки, обязывает рассмотреть уголовный закон с точки зрения того, как он выражает духовность общества и отдельных его членов[114].
Сделанный вывод представляется очень важным, поскольку позволяет взглянуть по-новому не только на уголовный закон и предмет уголовно-правовой науки, но также и на другие отрасли права и предмет правоведения вообще и правовой работы в частности. Следует отметить, что такой взгляд необходим не только на уголовный закон, но и на другие отрасли законодательства, однако следует признать, что в уголовном праве духовность проявляется более ощутимо.
Уголовный закон, по мнению А.А.Тер-Акопова, сам по себе представляет духовное образование. Он выражает общую волю граждан и потому заключенная в нем духовность имеет общественный характер. Он является благом для личности, общества и государства, выступая в качестве способа регулирования определенных (уголовно-правовых) отношений и защиты интересов каждого человека, общества в целом и государства, противодействуя произволу, мести, несправедливости, угнетению, устанавливая запреты и предписания должного поведения. Именно в таком качестве уголовное право формировалось исторически, черпая свои нормы из религиозных, сугубо духовных установлений. Исторически прослеживается, в частности, связь современного российского права с христианством, Ветхим и Новым Заветами[115].
Данный вывод также представляется достаточно важным применительно к правовой работе, поскольку обнаруживает связь правовой работы с духовной, религиозной стороной жизнедеятельности граждан, их правосознания с духовным уровнем и религиозным сознанием, а также позволяет глубже вникнуть в истоки правовой работы, правосознания, понять их глубинное содержание, имеющее духовную, религиозную основу.
По мнению А.А.Тер-Акопова в ст. 2 УК РФ, определяющей задачи уголовного закона, необходимо в перечне изложенных социальных ценностей назвать духовность или хотя бы одно из ее основных проявлений – нравственность, причем указать ее в качестве главного приоритета. Духовность (нравственность), став предметом уголовного закона, превратится в предмет научных, уголовно-правовых и криминалогических исследований, что позволит повернуть общество лицом к основному фактору, порождающему преступность, и позволяющему противодействовать ей[116].
Выдвижение духовности в качестве главного приоритета и предмета уголовного права, а также выводы о необходимости проведения научных исследований духовного содержания права как основного фактора, порождающего преступность и противостоящего ей, заставляют совершенно по-новому взглянуть и на содержание правовой работы, ее духовную составляющую, определяющую во многом и уровень правовой работы. О связи и влиянии духовности и религиозости на право, правосознание и правовую работу высказывались и многие другие ученые и исследователи.
Древнейшие христианские религии, по убеждению Спекторского Е.В., не только благословляют юридическую культуру, но и непосредственно создают ее. И это вполне понятно. Что могло бы обуздать дикаря и подчинить его социальной норме, как не религия, основанная на почтительном страхе? Таким образом, приходит он к выводу, с давних времен юридическая культура уже не только существовала, но и процветала, охватывая не только человеческие, но и божеские дела и вполне оправдывая данное впоследствии Ульпианом определение юриспруденции как познания божеских и человеческих вещей[117].
По убеждению Победоносцева К.П. (1827-1907), на церковь возложено внушить народу уважение к закону и к властям, внушить власти уважение к свободе человеческой[118].
Христианская идеология, по мнению Пендиковой И.Г., изначально была абсолютизирована в русской культуре, поскольку на Руси ко времени крещения не было системно развитой, жизнеспособной государственной идеологии, сформировавшейся в рамках языческой культурной парадигмы. Это привело к тому, что в основе русского самосознания лежит христианская идеология[119]. Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку самосознание является фундаментом, на котором выстраивается правосознание, определяющее, по сути, состояние правовой работы в обществе.
Данные обстоятельства и выводы заставляют по-новому взглянуть на христианство и его связь как с российским правом, так и с правовой работой, наполнить правовую работу новым содержанием, способствующим утверждению в ней духовных и нравственных начал, основанных на христианской идеологии.
В соответствии с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви (приняты Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 г.) излагающими базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений, областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;