Таким образом, как можно увидеть из выше изложенного различными учеными указываются нравственная, идеологическая, психологическая и духовная (религиозная) основы, источники формирования и направления укрепления правосознания.
Неразрывно связана с правосознанием и правовая культура, которая занимает также большое и важное место в организации и проведении правовой работы в воинском коллективе, поскольку является проявлением правосознания (как внутреннего состояния личности) во вне – в конкретной правомерной практической деятельности, в законопослушном (или неправомерном) поведении людей. Она позволяет глубже уяснить сущность правосознания, его тесную связь с правовой работой.
Как разновидность общей культуры, правовое ее проявление характеризуется определенным уровнем правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики[164]. Как видно из изложенного, с одной стороны правовая культура характеризуется уровнем правосознания, с другой, – уровнем законности, совершенства законодательства и юридической практики, т.е., по сути, уровнем правовой работы. Все сказанное указывает на огромное взаимное влияние и взаимосвязь правосознания, правовой культуры и правовой работы.
Таким образом, правосознание (как внутреннее состояние субъекта, характеризующее его отношение к социальной действительности с позиции права), являясь ядром правовой культуры, определяет уровень состояния других его элементов, характеризующих, по сути, правовую работу (нормотворческую и правоприменительную деятельность) и их качественное состояние.
В широком понимании правовая культура выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правотворческой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого военнослужащего в рассматриваемом аспекте правовая культура – это знание и понимание социальной сущности права, осознанное исполнение его предписаний в деятельности по защите Отечества в мирное время и в боевой обстановке.
Большое значение в деле укрепления законности и правопорядка каждым военнослужащим (а значит и повышения уровня правовой работы в воинском коллективе в целом) имеет профессионально-правовая культура, под которой принято понимать глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также других источников права в сфере порученного в соответствии с занимаемой должностью участка деятельности, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.
Быть мастером своего дела в сфере обеспечения законности и правопорядка на порученном участке – значит обладать высоким уровнем правосознания и профессионально-правовой культуры.
Таким образом, сопоставляя такие фундаментальные социальные явления как правосознание и правовая культура, следует указать на их тесную связь и отметить, что, по своей сути, правовая культура личности или общества есть внешнее проявление их внутреннего, заключенного в правосознании, содержания. Военнослужащие с высоким правосознанием обнаруживают и высокий уровень правовой культуры. Лица же со слабо развитым правосознанием, как правило, демонстрируют низкий уровень правовой культуры. Отсюда напрашивается вывод о том, что правовая культура является своего рода связующим звеном между правосознанием (воина, воинского коллектива) и правовой работой в Вооруженных Силах, а также и военным делом, деятельностью по вооруженной защите Отечества от агрессора. Именно правосознание и правовая культура задают и во многом определяют уровень и состояние деятельности должностных лиц и общества в целом по обеспечению обороноспособности государства.
Выявление данной связи позволяет обратить внимание и на другое важное обстоятельство. Для укрепления военной мощи государства необходимо повышать правовую культуру его граждан и в особенности личного состава воинских частей и подразделений. Для повышения правовой культуры необходимо укреплять правосознание граждан и в первую очередь военнослужащих. Следовательно, от уровня правосознания и состояния работы по его укреплению во многом зависит и состояние боеготовности, уровень вооруженной защиты Отечества. В этой связи правовая работа, с одной стороны, выступает как одно из главных средств укрепления правосознания и повышения правовой культуры воинов, а с другой, – как состоящий в распоряжении правосознания инструмент управления общественными отношениями, направляющий их развитие в нужном для общества и государства направлении – укрепление вооруженной защиты страны.
Таким образом, подведя краткий итог, можно заключить, что правосознание воина тесно связано с правовой работой через правовую культуру и, по сути, является тем фундаментом, на котором строится вся правовая работа в военной организации, в значительной степени обеспечивается ее боеготовность. Как социальное явление правосознание еще до конца не изучено, однако уже сейчас можно отметить, что основу его составляют нравственная, идеологическая, психологическая, духовная (в т.ч. и волевая, и религиозная) стороны человеческой жизни, которые и оказывают существенное влияние на его формирование и укрепление.
2.2 Правовое воспитание военнослужащих.
Как уже отмечалось, правосознание является той основой, на которой строится все здание правовой работы, чем крепче фундамент правосознания, тем прочнее и строение правой работы, тем в большей степени оно отвечает своему предназначению. Поэтому особую важность приобретает вопрос формирования и укрепления правосознания как в обществе, так и в вооруженных силах, т.е. главным образом вопрос правильной организации и проведения правового воспитания и правового обучения.
Анализ двух последних директив Министра обороны РФ по этому вопросу свидетельствует, что трудностей на этом важном направлении деятельности органов военного управления предостаточно, уровень правосознания и правовой культуры военнослужащих, а также и работа по его укреплению пока невысоки.
Так, в 2003 г. была издана директива МО РФ № Д-6 «О мерах по повышению эффективности правового обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», в которой отмечаются наиболее важные недостатки правовой работы в этой сфере. В частности, указывается, что в войсках и силах деятельность командиров, органов воспитательной работы по организации и проведению правового обучения и воспитания личного состава осуществляется неэффективно. Уровень правовой подготовки многих офицеров, особенно полкового звена, остается низким. Большинство военнослужащих из числа солдат (матросов) и сержантов (старшин) не знают своих прав и обязанностей, не сложилось единой системы изучения правовых минимумов. Зачеты по их знанию проводятся формально, их результаты не всегда находят отражение в аттестационных материалах. Низкая правовая культура личного состава является одной из причин правонарушений, совершаемых в войсках (силах). Наиболее характерным видом правонарушений, непосредственно зависящим от уровня правовой подготовленности командиров (начальников), является превышение должностных полномочий. В 2002 году в Вооруженных Силах Российской Федерации произошел их рост в сравнении с 2001 годом. Число обращений военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в судебные органы с жалобами на действия командиров и других должностных лиц, нарушающие их законные права и интересы, не снижается. Большинство жалоб на законном основании судами удовлетворяются. Многие приказы командиров (начальников) различного уровня опротестовываются военными прокурорами и отменяются как незаконно изданные. Основной причиной указанных нарушений, как отмечается в директиве, является низкий уровень правовой подготовки должностных лиц, отсутствие у них практических навыков в использовании правовых средств в повседневной деятельности по руководству подчиненными соединениями, воинскими частями и подразделениями.
Анализ изданной позже директивы Министром обороны РФ № Д-42 от 12 августа 2004 г. «О мерах по повышению эффективности правового обучения и правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» показывает, что изменений в лучшую сторону на этом направлении пока не достигнуто.
Как видно из указанных директив, недостатки в организации и проведении правового обучения и воспитания отрицательно сказываются на правовой культуре, уровне преступности, количестве правонарушений в войсках, состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах в целом. Поэтому от правильного понимания, организации и проведения в жизнь этого важного направления правовой работы во многом зависит и состояние воинской дисциплины, а значит и боеготовность частей и подразделений. Однако в правильном и однозначном понимании этого направления деятельности органов военного управления есть некоторые трудности.
Анализ действующих в Вооруженных Силах РФ правовых норм о правовом воспитании военнослужащих дает основание полагать, что имеется некоторое противоречие в определении понятий правового обучения и правового воспитания и неадекватное их трактование различными правовыми документами, что, как представляется, не способствует ни надлежащей организации и проведению в войсках правового воспитания личного состава, ни укреплению правосознания воинов.