В соответствии с п. 1 Инструкции о правовом обучении в ВС РФ (утв. приказом МО РФ 1999 г. № 333) правовое обучение - это система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, правовое воспитание является составной частью, элементом (наряду с правовой подготовкой) более общего понятия – правового обучения.
Вместе с тем, в соответствии с ранее утвержденной (15.04.98 г.) Министром обороны РФ Концепцией правового воспитания личного состава ВС РФ под правовым воспитанием личного состава Вооруженных Сил понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. Как видно из приведенного определения правового воспитания, одним из его элементов, наряду с другими, является «влияние на сознание, чувства и психологию людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений», т. е., по сути, это – правовое обучение, которое, как следует из анализа приведенного определения правового воспитания, выступает элементом, составной частью правового воспитания, что подтверждается другими положениями Концепции.
Среди задач правового воспитания Концепция выделяет следующие:
- обучение личного состава правовым знаниям;
- превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения;
- привитие личному составу чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм;
- формирование готовности и умения личного состава активно отстаивать и защищать свои права;
- укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах.
Как видно из приведенных задач правового воспитания на первом месте находится – обучение правовым знаниям, т. е., по сути, это и есть ни что иное, как правовое обучение, которое является лишь одной из задач правового воспитания. Дальнейший анализ положений Концепции о правовом воспитании личного состава ВС РФ еще больше укрепляет в мысли о том, что правовое обучение есть лишь элемент, составная часть более общего и сложного явления – правового воспитания.
С точки зрения содержания и практического осуществления правовое воспитание согласно названной Концепции включает три неразрывно связанные между собой составные части:
во-первых, это систематическое, планомерное воздействие на личность с целью доведения до ее сознания требований права;
во-вторых, обеспечение благоприятного влияния социальной среды, создание надлежащих условий для интенсивного усвоения личностью общественного правосознания и правовых норм;
в-третьих, включение личного состава в практическую деятельность, содействующую формированию у него потребности в правовых знаниях и воспитанию привычки соблюдать требования законов, иных нормативных правовых актов.
Как видно из приведенного содержания правового воспитания, первая из ее трех частей, в сущности, является правовым обучением.
Согласно Концепции на практике правовое воспитание осуществляется по двум направлениям: путем разъяснения и изучения действующего законодательства и путем воздействия на сознание и чувства людей практикой применения правовых норм.
Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются:
правовая пропаганда;
правовое обучение;
правовое самообразование.
Воздействие на сознание и чувства личного состава правовой практикой осуществляется с использованием таких средств, как:
поддержание твердого уставного порядка;
личный пример командиров (начальников);
правильная дисциплинарная практика;
своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений;
создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
деятельность органов военной юстиции;
участие личного состава в работе по укреплению законности и правопорядка.
Как видно из приведенного положения Концепции о правовом воспитании личного состава ВС РФ правовое обучение является лишь одним из основных средств правового воспитания, осуществляемого путем разъяснения и изучения права.
Таким образом, как следует из выше изложенного, имеет место противоречие между, с одной стороны, содержанием закрепленного в утвержденной Министром обороны РФ Концепции о правовом обучении личного состава ВС РФ понятия правового воспитания, которое включает в себя как составной элемент (одно из средств его проведения) правовое обучение (т. е. правовое воспитание по Концепции является понятием более широким, чем правовое обучение) и, с другой стороны, изложенным в изданном позже приказе Министра обороны РФ 1999 г. № 333 определением правового обучения, которое включает в себя правовое воспитание как составной элемент (т. е. правовое обучение по приказу МО РФ является более широким понятием, нежели правовое воспитание).
Образовавшееся таким образом противоречие и неясность в понимании такого важного для укрепления правосознания и надлежащего проведения правовой работы в войсках явления как правовое воспитание, не способствует единому и ясному пониманию сущности этого явления, создает у командования дополнительные трудности в определении приоритетности, выявлении главных направлений приложения усилий по воспитанию личного состава. В этой связи, для выяснения создавшейся ситуации представляется необходимым внимательно рассмотреть сущность и содержание воспитания вообще и правовое воспитание в частности, выявить роль и значение, которое они занимают в деле военного строительства.
Правовое воспитание, как видно из его наименования, является разновидностью воспитания, охватывающей ту его часть, которая в той или иной мере связана с правом, т.е. с правильным пониманием его (т.е. права) сути и предназначения в обществе, с уяснением его социальной ценности, принципов и содержания (применительно к той социальной роли, в которой выступает тот или иной человек, коллектив), с выработкой и развитием в человеке таких убеждений, качеств, навыков и привычек, которые обеспечивают неуклонное претворение правовых норм в повседневной жизни и деятельности людей.
К такому же выводу приходит и Чагинский В.В., который указывает, что правовое воспитание следует понимать как процесс организованного воздействия на личность правовыми средствами с целью формирования у нее праводозволительных навыков поведения. Среди задач правового воспитания он указывает наряду с прочими также и формирование у личного состава необходимых морально-психологических качеств[165].
О роли и месте воспитания в обществе и в деле государственного строительства человечеством проведено большое количество исследований и издано немало работ, однако в последнее время этому важному аспекту в правовой работе руководством страны уделяется, как свидетельствует анализ нормотворческой и правоприменительной деятельности различных государственных (в т. ч. и законодательных) органов очень мало внимания.
Наглядным свидетельством тому, какое большое значение этому вопросу отводилось в прежние времена, может служить Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, в котором вопросам воспитания была посвящена целая глава XIV, так и называвшаяся «О воспитании». В частности, в ст.ст. 348 и 356 этой главы указывалось, что «правила воспитания суть первые основания приуготовляющие нас быть гражданами», в связи с чем далее указывалось, что необходимо делать для правильного воспитания достойных, законопослушных граждан: «Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях, и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам; возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла и заблуждения; научать пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых, и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во всех онаго подробностях, и сколько в оном есть полезного; отвращать их от мотовства; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним; одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами, и служить оному украшением»[166].
Таким образом, суть воспитания, как видно из изложенного, состоит в привитии человеку определенных добродетелей, утверждении в нем высоких качеств, полезных для общества привычек. Применительно к правовой работе человеческие качества также оказывают решающее значение на качество ее организации и проведения.
Интересен взгляд на соотношение воспитания и образования в военном деле такого выдающегося и многоопытного военачальника и педагога как М.И.Драгомиров, который справедливо отмечал, что военное воспитание ведает, главным образом, областью воли, образование – областью ума… Успех образования зависит от того, каково воспитание солдата, т. е. в какой мере он проникнут сознанием долга исполнительности[167]… Следовательно, обучение как таковое является вторичным, по отношению к воспитанию и полностью зависит от состояния этого воспитания, поэтому одним из главных направлений в работе по повышению правосознания, воинской дисциплины и правопорядка в войсках безусловно является правовое воспитание, непрестанное воздействие на сознание военнослужащего с целью пробудить в нем чувство воинского долга и привить основанную на нем высокую исполнительность.