Например, одним из первых дошедших до нас важнейших правовых документов древней Руси является Русская Правда Ярослава Мудрого (1016 г.), принятая вскоре после крещения Руси[19]. Обращает на себя внимание необычное название этого правового акта, отражающее его сущность и предназначение – как средства утверждения в русском народе правды, истины, высшей справедливости. Однако понятие правды и праведности (как жизни по правде) наиболее полно и глубоко разработано и введено в жизнь русского народа именно Православием[20], которое, по-видимому, и побудило законодателя к поиску правды и изданию этого акта именно под таким названием. Примечательно и то, что термин «правда» является однокоренным с терминами «право», «правый», «правильный», которые, возможно, появились позже и являются, в сущности, производными от него, несут тот же смысл и содержание. Если правое дело – это дело по утверждению правды, истины, справедливости в обществе или государстве, то правовая работа, при внимательном ее рассмотрении, в сущности, несет тот же смысл и туже целенаправленность. Таким вот удивительным образом Русская Правда, появившись на Руси вслед за Православием, по сути, предначертала на многие столетия вперед сущность, содержание и цель правовой работы еще на заре становления и развития государства Российского.
Другим наглядным примером является созданная на основе канонических норм Кормчая книга, которая, как известно, являясь рецепцией византийского права на русской почве, имеет свою многовековую историю функционирования, начавшуюся в XI столетии. Так, Митрополит Киевский Кирилл, занявший митрополичью кафедру в 1246 г., приобрел в 1272 г. у болгарского князя Святослава Кормчую книгу с изложением церковных канонов. Позднее эта книга стала основой для всех последующих русских Кормчих книг. По инициативе Митрополита Кирилла в 1274 г. во Владимире состоялся поместный церковный собор. На нем утвердили 12 правил о церковных делах. По этим правилам Русская Церковь жила 300 лет, они были положены в основу знаменитого Стоглавого собора 1551 года[21].
Исследуя симфонию[22] светской и церковной властей в Византийской империи, Архиепископ Серафим (Соболев) приходит к важному для правовой работы заключению: «Во исполнение идеи симфонии властей о почитании Церкви императоры считали такими же неприкосновенными и все установленные властью Вселенских Соборов св. каноны. Они смотрели на них как на священные законы, которым должны были подчиняться все члены Церкви, не исключая и их самих. Эти каноны были в их глазах неизмеримо выше гражданских законов, и они считали для себя священной обязанностью согласовывать последние с первыми, заботились о том, чтобы гражданские законы не противоречили церковным, и только тогда считали их имеющими силу».
Изучая далее эти вопросы применительно к русской истории Архиепископ Серафим (Соболев) указывает: «Так же, как и византийские императоры, наши русские великие князья и государи осуществляли симфонию по отношению к священным законам Церкви, святым канонам. Несомненно, постановление Соборов, которые они сами же созывали, имели значение руководства по церковным вопросам не только для всех верующих русских людей, но и для них самих. Царь Иоанн Грозный на обсуждение Стоглавого Собора, бывшего в 1551 г., представил ранее составленный «Судебник» и 69 письменных вопросов касательно разных сторон церковной жизни. По поводу всего представленного царем были вынесены определения Собора в ста главах, которые обнимали собою все стороны церковной жизни: учение, богослужение, управление, церковный суд, поведение духовенства, монашества и мирян и отношение церковной власти к гражданской».
Представляет интерес также и качество правовой работы в течение исторической хронологии в ее отношении к незыблемым канонам Церкви. Так, появление в 1649 г. «Уложения» царя Алексея Михайловича вызвало негативное отношение к нему церковной власти. Как отмечает Архиепископ Серафим (Соболев): «Вообще патриарх смотрел на «Уложение» как на противоканонические реформы, которые должны были вести Россию к гибели. Недаром Никон называл «Уложение» проклятою уложенною книгою. В монастырском же приказе он видел начало расцерковления Русского государства, которое совершилось при Петре. Идея оцерковления России через государственное законодательство, непротивное св. канонам и проникнутое духом Церкви или ее верою, была основным мотивом деятельности патриарха Никона и его борьбы с расцерковлением, которое осуществлялось через «Уложение» и Монастырский приказ…
Так как оцерковление Русского государства имело своим источником истинную самодержавную власть в ее отношении к Церкви на основе симфонии властей, а расцерковление его было ничем иным как нарушением этой симфонии царской властью, которая в таком случае уже теряла свой истинный характер, то можно сказать, что борьба Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии. Борьба патриарха была направлена к тому, чтобы Русское государство возглавлялось истинною царскою самодержавною властью, при которой только и возможно осуществление симфонии властей и, следовательно, – процветание Церкви и государства силою православной веры»[23].
Указанные примеры борьбы за качество правовой работы и светского законодательства, содержащиеся в истории России, показывают, что в средние века это качество было неразрывно связано с каноническим правом, с оцерковлением России и ее правовой системы, с созданием и укреплением духовного единства (на основе православной церкви) народа, которое в значительной мере обеспечивало его благосостояние и процветание.
Как указывает А.А.Тер-Акопов христианская религия, являясь нравственно-нормативной системой, оказывает влияние на формирование и реализацию светских правовых норм, в связи с чем происходит своеобразная имплементация ее в право, в результате чего мы пользуемся правом, по сути, прибегаем к помощи христианства. По мнению А.А.Тер-Акопова основная форма влияния – идейно-нравственная. Право – это не только правило поведения, закрепленное в законе, но и сама жизнь, претворение правила в повседневной реальности. И здесь многое зависит от нравственных устоев человека: соответствуют ли они праву, и готов ли он отстоять свои убеждения[24]. Таким образом, приходит к заключению А.А.Тер-Акопов, имеется ряд убедительных, научно обоснованных доводов о том, что христианство представляет собой основу подлинной нравственности и справедливости, на которой строится здание современного цивилизованного права[25]. Данные положения являются особенно актуальными для правовой работы, поскольку показывают, с одной стороны, связь ее с правом и, с другой, роль при этом христианского учения как в системе права, так и в правовой работе, что нами и будет рассматриваться более детально в последующих параграфах и главах.
Что касается правовой работы в области военного строительства, то до половины XVII столетия военные узаконения были, в случае надобности, каждый раз объявляемы особыми царскими указами, в дополнение к которым иногда издавались по распоряжению Правительства рукописные уставы, переводимые с иностранных языков. И только в царствование Алексея Михайловича издан был (в 1647 году) первый печатный устав под заглавием: «учение и хитрость ратного строя воинских людей». В изданном же (2 года спустя) «Соборном уложении» некоторые главы также посвящены были военному делу, так например, в XVII главе говорится о службе всяких ратных людей Московского Государства, в двух других главах трактуется о казаках и стрельцах[26].
Большой вклад в правовую работу и использование правовых средств в управлении государственными делами, в строительстве вооруженных сил внес Петр Великий. В период его правления было издано более 3300 указов, регламентов и уставов; в составлении и редактировании многих из них Петр I принимал личное участие[27].
В отечественной истории более позднего периода одним из ярких примеров того, какое высокое внимание уделялось качеству правовой работы является Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения, в котором несколько глав посвящены правилам издания и необходимым условиям для их надлежащего проведения в жизнь. В частности, главы VI «О законах вообще», VII «О законах в частности», XIX «О составлении и слоге законов» и др. Так, например, в ст. 41 одной из этих глав указывается, что «ничего не должно запрещать законами кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу»[28].
Примеров того, как проявлялись в истории России, на протяжении всего ее существования те или иные стороны правовой работы и какие прилагались усилия по повышению ее качества, можно привести огромное множество. Анализ всего этого материала дает основание полагать, что по своей сути правовая работа, как деятельность по формированию правовых предписаний и обеспечению их претворения в жизнь, существует столько, сколько существует государство и право, только выделилась она официально (юридическим порядком) в самостоятельное направление деятельности органов управления относительно недавно.
Первоначальным актом о правовой работе являлось принятое 30 июля 1970 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов», в котором впервые употребляются термины «правовая работа» и «методическое руководство правовой работой». Более того, в целях осуществления методического руководства правовой работой в народном хозяйстве в соответствии с п. 2 названного постановления были образованы Министерство юстиции СССР, а также министерства юстиции союзных и автономных республик[29].