IV. Непонятно также и то, по какой причине с принятием последней, ныне действующей Конституции России долг по защите Отечества перестал быть священным, а обязанность по защите Отечества перестала быть почетной, как это предусматривалось ранее действовавшими конституциями и воспитывалось в сознании русского народа на протяжении многих поколений.
Таких примеров можно привести множество. Все они свидетельствуют о том, что ценностные ориентиры законодателей удаляются все далее и далее от ценностей, выработанных русским народом на протяжении своей тысячелетней, богатой ратными подвигами истории, тех ценностей, благодаря которым одолевало врагов, выживало в лихолетьях и процветало государство Российское. Подобные негативные явления в правосознании законодателей приводят к подрыву авторитета закона, его понимания как высшей справедливости, в результате этого выхолащивается его социальная ценность, падает уважение к таким законам, а также и уважение к власти их принимающей и исполняющей. Все это создает серьезные препятствия в проведении правового воспитания, негативно сказывается на укреплении правосознания воинов и воинских коллективов, ведет к ухудшению состояния правовой работы в войсках.
Выход из создавшейся ситуации видится лишь в создании и официальном закреплении единой системы ценностей, выступающей ориентиром и критерием для нормотворческих и правоприменительных органов, а также правового воспитания всех должностных лиц и рядовых граждан. Пересмотр и корректировка законодательства в соответствии с этой официальной ценностной системой координат. Примечательно то, что такая система ценностей в России давно выработана на основе богатого исторического опыта государственного строительства и существует глубоко в сознании русского народа (независимо от смены политических лидеров и партий) необходимо только ее официально оформить и строго ее придерживаться.
Что касается другого направления правового воспитания – формирования внутренних качеств личности, необходимых для обеспечения высокого уровня правосознания и правовой культуры, – то здесь помимо вышеуказанной причины (отсутствие официальной системы ценностей и ориентиров, что зачастую приводит к недопониманию того, какие качества личности социально полезны и востребованы государством), существует и ряд других причин, наиболее важной из которых является растлевающее воздействие средств массовой информации на сознание и ценностные ориентации молодежи. Коммерциализация СМИ в начале 90-х прошлого столетия привела к пагубным явлениям практически во всех отраслях социальной сферы государственного строительства. Объясняется это несовпадением государственных интересов с интересами тех коммерческих структур, которые владеют теми или иными СМИ. Нередко эти интересы прямо противоположны, поскольку главной целью многих коммерческих организаций является прибыль, материальная выгода, корысть, для получения которой все средства хороши, в т. ч. и эксплуатация низменных человеческих качеств и пороков общества, пропаганда нездорового образа жизни, распущенности и невоздержанности, что достигается изображением этого в СМИ в самых привлекательных формах (реклама спиртных напитков, сигарет и т.п., соответствующие публикации, шоу, художественные и документальные фильмы, спектакли и концерты, соответствующие сайты в Интернет и т.п.). Все это приводит к тому, что молодежь поступает в армию с пышным букетом негативных личностных качеств, привычек и наклонностей, перевоспитать которые в короткий период времени крайне сложно, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессе правового воспитания, а также на правосознании и правовой культуре воинов. Отрицательно сказываются эти явления и на морально-психологическом состоянии, боеготовности частей и подразделений.
Выход из создавшегося положения видится только один – национализация всех средств массовой информации и жесткий контроль уполномоченных государством органов за их деятельностью по воспитанию граждан. Необходимо также восстановление организационно-правовых механизмов, исключающих пропаганду в СМИ аморальности, пьянства, культа жестокости и насилия и им подобных антисоциальных явлений, оказывающих вредное воздействие на духовное и физическое здоровье нации, а также возрождение цензуры, для чего потребуется внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и другие законодательные и подзаконные акты. Необходимо возродить также и строгую уголовную ответственность за наиболее опасные для общества виды пропаганды, как это было ранее, до перестройки, поскольку зачастую они являются источниками духовных болезней общества, приводящих к погибели как государство, общество, в целом, так и его гражданина, человека, в частности.
Понимание возрастания исходящей с этой стороны угрозы обществу, государству и личности постепенно приходит и к высоким государственным деятелям в области средств массовой информации. Так по сообщению «Финансовых известий» сторонников введения цензуры в интернете становится все больше. За введение информационных фильтров в российской сети высказался зам. руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Андрей Романченко. Агентство стало первой госорганизацией, профинансировавшей исследования на тему фильтрации содержимого сети. В своем выступлении на конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества" А.Романченко заявил о необходимости введения фильтров контента в российском сегменте интернета. "Государственная политика в вопросе контентной фильтрации интернета заключается в том, чтобы предоставить обществу и личности услугу по защите от вредного и незаконного контента". Заявление А.Романченко можно толковать как достаточно мягкое по сравнению, например, с фильтрацией контента, действующей в Китае. Примечательно, что в своем выступлении Романченко развил мысль своего руководителя Михаила Сеславинского, высказанную на пресс-конференции по поводу празднования 10-летнего юбилея рунета в декабре 2004 года. Сеславинский тогда заявил, что интернет в последнее время стал одним из основных информационных ресурсов, однако, как любая информационная среда, оказался подвержен "загрязнению". Поэтому, заметил он, государство должно поддерживать создание "специальных программ по ограничению доступа к сайтам, несущим в себе основу подрыва нравственных ценностей".
Политика Роспечати - далеко не первый знак того, что интернет в России хотят ограничить. "Интернет - это стоглавая гидра, которая выходит из-под контроля, это и помойка, но это и мощнейший коммуникационный ресурс", - заявил в прошлом году министр культуры Александр Соколов. Проблемой содержимого интернета озабочен и министр образования и науки Андрей Фурсенко, который уверен, что из-за легкого доступа к виртуальной информации "возникает серьезная проблема, связанная со взаимоотношениями человека и общества"[174].
Подобные угрозы исходят также и из других видов СМИ, что создает серьезную опасность подрыва основ правосознания личности, разрушения системы его нравственных, духовных ценностей, дезориентации, морального разложение граждан, а, следовательно, и личного состава Вооруженных Сил, его боевого духа, морально-психологического состояния. Поэтому необходимо принимать жесткие меры правового характера (вплоть до внесения соответствующих изменений в Конституцию России, уголовное законодательство) для предотвращения этих опасных социальных явлений в обществе, не только подрывающих оборону страны, но и несущих разложение, гибель самой личности, народа и государства.
Необходимость таких крайних мер обусловлена также и постоянно возрастающей угрозой применения информационно-психологического оружия, опасные последствия применения которого мы рассмотрим ниже.
Исследуя проблемы правового воспитания, Чефранов В.А. делает ряд важных выводов, имеющих существенное значение для совершенствования правовой работы в войсках. Поскольку правовое сознание тесно взаимодействует с иными видами социального отражения, правовое воспитание личности, по его мнению, не может быть в достаточной степени эффективным, если рассматривать его в «чистом виде» – в отрыве от задач идейно-политического, нравственного, художественного, философского развития. Чафранов В.А. особо подчеркивает, что большинство «неправовых» форм социального отражения вступает в воспитательный процесс задолго до того, как возникает потребность в усвоении личностью правовых понятий, в связи с чем отмечает, что чем более богатыми и разносторонними будут представления человека в других областях духовной жизнедеятельности, тем более благоприятны возможности усвоения идей и понятий, относящихся к правовому отражению. Более того, при известных обстоятельствах политическая, нравственная или художественная воспитанность личности в определенной мере может компенсировать недостаточность правового развития и брать на себя бремя ориентира правомерного (законопослушного) поведения. Но это означает, что к соблюдению норм права личность идет через всю систему имеющихся у нее духовных ценностей[175].
Таким образом, формирование духовных ценностей есть универсальный путь повышения правосознания воинов и правовой работы в войсках, поскольку способствует всестороннему развитию личности, повышению ее духовных знаний, правовой культуры, формированию правомерного поведения, устойчивых духовных ориентиров правомерного поведения и способности к трезвым самостоятельным оценкам своей деятельности, а также воспитанию положительных качеств, полезных для укрепления воинской дисциплины, законности, правовой работы и военного дела в целом.