Свидетельством того, что нравственные и духовные начала лежат в основе воинской дисциплины являются 2-4 статьи ныне действующего Дисциплинарного устава ВС РФ. Так, ст. 2 прямо указывает, что воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Следовательно, для повышения воинской дисциплины необходимо укреплять в правосознании воинов глубокое понимание и всеобъемлющее содержание их воинского долга и ответственности за защиту своего Отечества, постоянно концентрировать их внимание на этих предметах. А для того, чтобы снижать уровень дисциплины необходимо внедрять в сознание воинов, постоянно удерживать внимание на прямо противоположных предметах – например, правах, льготах, бесчисленных надбавках, компенсациях, выплатах и т.п., их реализации, особенно если они нарушаются зачастую самим государством. Изданный в 1993 г. закон «О статусе военнослужащих», посвященный детальной регламентации прав и льгот военнослужащих, наглядно показывает, на что направлено данное правовое средство, – на укрепление или снижение воинской дисциплины.
Воинская дисциплина в силу ст. 3 Устава обязывает каждого военнослужащего быть верным Военной присяге, выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга, крепить войсковое товарищество, оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости, с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан. Анализ всех этих требований, относящихся к воинской дисциплине (без которых она немыслима), показывает, что все они имеют нравственные, духовные основы.
Примечательно и то, что среди мер, с помощью которых достигается высокая воинская дисциплина Дисциплинарный устав в ст. 4 на первое место ставит воспитание у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств.
Необходимость поддержания на высоком уровне и неуклонного укрепления духовных и нравственных начал воинского служения хорошо понимали в дореволюционной Росси. Среди прочих правовых мер нравственного свойства особого внимания заслуживает институт судов чести, широко применявшийся в войсках и штабах.
Устав Дисциплинарный 1913 года содержал отдельную главу 14 «О суде чести», в которой в 50-ти статьях (с 130 по 179) подробно регламентировались основания и порядок применения в отношении офицерского состава этого важного нравственно-правового средства укрепления воинской дисциплины.
В частности, ст. 130 устанавливала, что суды чести учреждаются для охранения достоинства военной службы и поддержания офицерского звания. На них возлагается: а) рассмотрение поступков, несовместных с понятиями о воинской чести, служебном достоинстве, нравственности и благородстве, и б) разбор ссор, случающихся в офицерской среде.
Достаточно серьезными были и правомочия этого органа. Так, в силу ст. 163 Устава суд чести мог постановить приговор: 1) об оправдании обвиняемого; 2) о том, чтобы ему сделать внушение, и 3) об удалении его со службы.
Исполнение решения суда чести возлагалось на командира, передавшего дело на рассмотрение суда чести. При этом, от уволенных от службы по приговору суда чести, как предписывал Устав, «не приемлются жалобы на неправильное решение, а также просьбы о предании уголовному суду для доказательства своей невиновности» (ст. 171). Что означало полное доверие этому органу в разрешении вопросов, отнесенных государством к его ведению.
При рассмотрении дела об оскорблении или столкновении в офицерской среде суд чести мог постановить: 1. если признает примирение согласным с достоинством офицера и с традициями части, - о примирении поссорившихся; 2. если находит, что поединок является единственным средством удовлетворить оскорбленную честь офицера, - о необходимости поединка (ст. 175).
Более того, согласно ст. 176 Устава Дисциплинарного если, по объявлении решения суда чести о необходимости поединка, кто-либо из поссорившихся офицеров отказывался от вызова на поединок, или не принимал никаких мер к получению удовлетворения путем поединка, то, в случае неподачи им самим прошения об отставке, начальник части, распорядившийся о передаче дела в суд чести, по истечении 2-х недельного срока, входил с представлением об увольнении такого офицера от службы без прошения.
Немногие выше указанные выдержки из Устава Дисциплинарного 1913 г. наглядно показывают, каким важным и действенным правовым средством укрепления нравственных основ в войсках являлись суды чести. Помимо гл. 14 Устава Дисциплинарного существовали также и отдельные утвержденные военным министром положения о судах чести в различных военных ведомствах: Положение о судах чести чинов интендантского ведомства (утверждено Военным Министром 7 мая 1914 г. и объявлено в приказе по военному ведомству 1914 г. № 306), Положение о судах чести в главном управлении военно-судебных заведений и в подведомственных ему заведений (1912 г. № 622), Положение о суде чести главного артиллерийского управления (1914 г. № 98), Положение о судах чести офицерской артиллерийской школы (1914 г. № 98), Положение о суде чести главного штаба (1914 г. № 59), Положение о суде чести для офицеров корпуса военных топографов (1914 г. №136), Положение о суде чести в казачьих войсках (1914 г. № 167), которые по мере их издания помещались в приложении IХ к Уставу Дисциплинарному.
После революции вместе со всем законодательством Российской Империи суды чести были упразднены. Однако после Великой Отечественной войны, когда патриотическое движение против «тлетворного влияния Запада, раболепия и низкопоклонства перед иностранщиной» охватило всю страну, потребность в создании этого правового института стала ощущаться достаточно остро. В связи с этим по поручению Сталина был разработан специальный Устав, в основу которого легли положения об офицерских судах, существовавших в Русской Императорской армии, цель которых заключалась в сохранении корпоративной чести офицерского сословия, для чего суды наделялись правом исключать из своей среды недостойных. Устав советских Судов чести ставил такую же задачу в целях «содействия делу воспитания работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам Советского государства и общественного долга, для борьбы с проступками, роняющими честь и достоинство советского работника». На суды чести возлагалось рассмотрение антипатриотических, антигосударственных и антиобщественных поступков и действий, совершенных руководящими, оперативными и научными работниками министерств СССР и центральных ведомств, если за эти проступки и действия они не подлежали наказанию в уголовном порядке. Суды чести имели право объявить обвиняемому общественное порицание или общественный выговор. Это решение суда приобщалось к личному делу работника и имело большое значение в его дальнейшей судьбе. В 1947-1948 годах Суды чести были избраны в 82 министерствах и центральных ведомствах, а также при Совете Министров СССР и ЦК ВКП(б)[204].
Примечательно и то, что на этой волне законодатели продвинулись еще далее чем в дореволюционное время и распространили действие этого правового средства помимо офицеров также и на более низкие категории военнослужащих (см., например, приказ Министра обороны СССР 1973 г. № 157 "С объявлением Положения о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в Вооруженных Силах СССР").
Однако с началом перестройки и переходом страны на рыночные отношения офицерская честь руководством страны оказалась невостребованной и приказом Министра обороны РФ от 29 ноября 2001 г. № 472 (пунктом 1) был признан не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации приказ Министра обороны СССР 1980 года № 275 "Об утверждении Положения о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах СССР".
Таким образом, тихо и незаметно был ликвидирован организационно-правовой механизм укрепления боевого духа и морально-психологического состояния главной действующей силы военной организации государства, его ядра – офицерского корпуса. Возможно после третьей мировой войны на волне патриотизма государство вновь обратит внимание на честь и достоинство высокого воинского служения и к этому правовому институту опять вынуждены будут вернуться, однако в настоящее время, в преддверии этой войны (по крайней мере исключать этого нельзя), данное важное правовое средства укрепления нравственных основ военной службы оказалось фактически ликвидировано, без каких-либо на то оснований.
Непонимание военнослужащими высоких духовных и нравственных начал военной службы и воинского долга по защите Отечества, зачастую приводит к тому, что тяжелый ратный труд для них становится невыносимым, а это в свою очередь способствует распространению в армейской среде неуставных взаимоотношений, дезертирства, самоубийств и других негативные социальные явлений, свидетельствующих о низком уровне воинской дисциплины, правосознания и правовой работы в целом.