Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 43 из 146)

Дух всюду сущий и Единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем – Бог!

Г.Р.Державин (из оды «Бог»)

Дарвинизм, особенно его социальный аспект, все больше теряет свои позиции, все меньше людей, в т.ч. ученых, которые хотят видеть себя потомками обезьян. Все больше утверждается тварная теория[221]. Теория творения стоит на четких детерминистских позициях: есть Творец – Бог, создавший мир и человека в нем, посылающий человеку Духа Святого, который животворит его и направляет поведение. При этом человек не лишается творчества и свободы воли, что делает его ответственным за свои поступки. Жизнь человека, таким образом, приходит к заключению А.А.Тер-Акопов, детерминирована, хотя и не жестко, и главным детерминантом выступает Дух, духовность[222].

Раскрывая эти сложные понятия простым, доступным для понимания языком, Святитель Феофан Затворник указывает, что «у нас внутри душа составляет низшую сторону тамошней внутренней жизни, а высшую составляет дух, иже от Бога, богоподобная, равноангельская сила, которая и составляет характеристическую черту человека… Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти… Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдохнул в него дух Свой, и из животного стал человек – ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отраждаются от родителей или влагаются путем естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть. – И не понимаю, чем тут смущаться?! Да вы, когда говорите, что человек есть животное, мясо ли одно разумеете, или всю животную жизнь? – Конечно, всю животную жизнь и с душою животною. А прибавляя к сему: разумное – что означаете? То, что хотя человек то же с одной стороны, что животное с душою животною, но с другой – он несравненно выше животного, ибо имеет разум… – что совершенно соответствует слову – дух. Сказать: животное разумное есть то же, что сказать: животное одухотворенное…

Отчего производят человека от животных – обезьяны? – Оттого, что не различают в человеке души и духа… А когда мы настоим на различии духа от души и характеристику человека перенесем в дух, тогда вся теория Дарвина падает сама собою. Ибо в происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, – но то паче, как происходит он яко духовное лице в животном теле с его животною жизнью и душою»[223].

Духовная сторона человека и ее влияние на человеческую деятельность, в т.ч. и правовую, занимает одно из центральных мест в правовой работе, поэтому рассмотрим эти вопросы более внимательно и последовательно.

Понять сущность духовности и механизм ее действия можно, по мнению А.А.Тер-Акопова, если рассмотреть ее с точки зрения причиняющей способности. Духовность представляет собой относительно самостоятельное причиняющее начало, стоящее в одном ряду с материей и религией. Она обладает активностью, направленностью действия, способностью создавать условия для наступления определенного следствия и непосредственно производить его. Особенность духовности как причины в том, что она, во-первых, имеет социальную природу, действует лишь в социальной среде, воздействуя на человека; во-вторых, механизм ее действия не материально-энергетический, но информационно-психологический, духовный фактор как информация воздействует на сознание и волю, определяя поведение человека; в-третьих, детерминация духовным не жесткая, не однозначная, но вероятностная, поскольку человек обладает свободой воли и может поступить вопреки тому, что диктуют ему духовные требования[224].

Данные выводы представляют большой интерес с точки зрения правовой работы как разновидности человеческой деятельности, связанной с правом, которое само по себе является категорией духовной (поскольку во многом оперирует нематериальными, духовными понятиями и критериями такими как, например, справедливость, равенство, жизнь, свобода, независимость, уважение, достоинство, насилие, защита, охрана, неприкосновенность, частная жизнь, правоотношения, норма, санкция, лишение свободы, умысел, неосторожность, вина, договор, ответственность и т.п.). Выявление сущности духовности и механизма ее действия на правосознание человека и его правовое поведение представляется достаточно важным в понимании сущности правосознания, глубинного внутреннего содержания самой правовой работы, которую в этом смысле можно также отнести к разновидности духовной деятельности в обществе, имеющей в своей основе большое творческое и волевое начало.

Нормотворческая деятельность, как важнейшая составляющая правовой работы, есть, по сути, разновидность творческой деятельности. Вместе с тем, имеется в нормотворческой деятельности и волевое начало (как целенаправленное усилие людей), без которого она немыслима, теряет свою направленность, стройность, соответствие незыблемым духовным критериям и ценностям, идеалам и целям общества.

Если в нормотворческой деятельности приоритетным является творческое начало, то в правоприменительной составляющей правовой работы, главное место уже принадлежит волевым усилиям людей и коллективов. Достижение в практической плоскости целей и задач, поставленных в правовых документах, есть результат в первую очередь целенаправленных волевых действий. Однако и здесь отводится немалое место творческому подходу в реализации правовых норм в повседневную жизнь. Сами нормы зачастую предоставляют командирам (начальником) и другим должностным лицам широкий диапазон действий в рамках соответствующей правовой нормы, полагаясь на их разумное усмотрение и целесообразность.

Правовое воспитание, в т.ч. и правовое обучение, которое принято рассматривать как важное направление правовой работы при внимательном рассмотрении также представляет собой ни что иное, как духовный процесс, способ информационно-психологического воздействия на сознание и волю людей с целью получить от них заданное правомерное поведение. При проведении правового обучения также требуется приложить немало творчества и воли, в большей степени это относится к области военного воспитания в целом, в которое составной частью включается и правовое воспитание.

Особенно остро творческое и волевое начало в правосознании и правовой работе проявляются в военных организациях. Объясняется это явление самой сущностью и предназначением вооруженных сил, условиями, в которых им предназначено действовать (бой, сражение, учения и т.п.), средства и способы ведения войны (поражение живой силы противника, уничтожение объектов и т.п.), целями (обеспечение вооруженной защиты Отечества, победа в бою, войне). Все это требует от военнослужащих быстрой оценки динамично меняющейся ситуации, принятия правильного решения и его неукоснительного исполнения, зачастую в чрезвычайной обстановке, вопреки обстоятельствам, и, в то же время, сопряжено с высокой моральной ответственностью за свои действия перед своим Отечеством, народом. Как справедливо замечает И.А.Ильин: «Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения… Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, – родина остается без обороны, государство распадется и нация сойдет с лица земли»[225].

В этой связи встают закономерные вопросы: что представляет собой духовность, каково ее значение в жизни человека и общества, каково ее воздействие на правосознание и поведение человека, каковы ее место и роль в правовой работе, как она может влиять на военное дело в целом.

Кук отмечает Ю.Г.Носков, «все очевиднее для нас всех в России становится та особая роль, которую в системном кризисе, поразившем сегодня нашу страну, играет духовный кризис. Отсутствие общероссийской объединительной национальной идеологии, без которой невозможна консолидация российского общества и его мобилизация на решение стоящих перед ним сложнейших задач, – только одно из проявлений этого кризиса. Без преодоления духовного кризиса, без духовного прогресса в его органическом единстве с экономическим, политическим и социальным прогрессом подъем России невозможен»[226]. Такой вывод дает наглядное представление об огромной роли духовности в жизни общества, государства, а значит и каждого человека его составляющего.

Духовности посвящено много исследований. В том или ином своем проявлении, аспекте она изучается уже на протяжении нескольких тысячелетий. Рассмотрим кратко воззрения тех исследователей, которые наиболее близко стоят к теме настоящей работы. В этом смысле неоценимый вклад в изучение сущности духовности, ее связи с правосознанием и правом был сделан в середине прошлого века И.А.Ильиным, который утверждал, что только духовная жизнь человечества нуждается в естественном и содержательно-совершенном праве. Человеку-животному можно совсем обойтись без права; он будет осуществлять торжество наивной силы. Человеку, как созидателю хозяйства, невозможно жить вне права, но зато возможно ограничиться одною поверхностною видимостью правоты, одною схемою права, культивируя и применяя дурные и несправедливые «положительные» нормы[227].

В этом смысле, правовую работу можно рассматривать как целенаправленную деятельность человеческого духа в его движении от схемы права, дурных и несправедливых «положительных» норм к естественному и содержательно-совершенному праву, т.е. правовая работа есть своего рода способ, инструмент, средство движения к более высокой, совершенной духовной жизни человечества.

Как справедливо отмечает И.А.Ильин, где-то, в глубине бессознательного, живет священная способность человека отличать лучшее от худшего, предпочитать именно лучшее, радоваться ему, желать его и любить его. С этого и начинается духовность человека, в этом и состоит жизнь духа. При этом, говоря о «лучшем», надо разуметь не субъективно-приятное или удобное, а объективно-совершеннейшее, в смысле художественном, нравственном, социальном и религиозном[228].