Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 44 из 146)

Такой подход позволяет выявить направленность правовой работы, ее ориентиры. Она должна быть направлена на поиски, выявление и всемерное утверждение в сознании людей того «лучшего», «объективно-совершеннейшего», в чем «состоит жизнь духа», что является безусловной ценностью человечества. Другими словами, подобное понимание духовности указывает на место правосознания в правовой работе, его важнейшие составляющие, а также пути и средства его укрепления.

Анализируя содержание духовной жизни далее, И.А.Ильин приходит к очень важному для военного дела и правовой работы, в целом, выводу. Одинаковость духовной жизни ведет незаметно к интенсивному общению и взаимодействию, а это, в свою очередь, порождает и новые творческие усилия, и новые достижения, и новое употребление. Духовное подобие родит духовное единение; и обратно. И весь этот процесс духовного «симбиоза» покоится на общности духовного предмета. Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога; но именно такое единение людей лежит в основе истинного патриотизма[229].

Вывод о том, что в основе истинного патриотизма лежит одинаковость духовной жизни людей (духовное подобие), приводящее к духовному единению, а также общность духовного предмета, основанная на одинаковом созерцании единого Бога, – есть ключ к пониманию истоков патриотизма, являющегося важной качественной характеристикой состояния правосознания и оказывающего существенное влияние на содержание правовой работы в целом (в особенности на волевую ее составляющую) и военного дела в частности. Общность духовного предмета, духовное единение – есть та животворящая сила, которая делает военный организм жизнеспособным, сплоченным, повышает его морально-психологическое состояние, дух войск, способствует преодолению тягот и лишений военной службы, вдохновляет на героические подвиги, крепкое войсковое товарищество, взаимовыручку – без чего военное дело немыслимо.

Душа гражданина, по утверждению И.А.Ильина, должна быть достаточно сильна в любви к духу и тверда волею для того, чтобы поднять и снести бремя государственной ответственности; ей необходимо и бескорыстное воленаправление, и верность убеждениям, и жизненная неустрашимость. Но такой характер политического адаманта возможен только на некой безусловной основе, на основе непоколебимого духовного самосознания и достоинства. Такую основу огромное большинство людей может найти только в религии, которая открывает доступ к духу даже самой элементарной душе. Вот почему живая религия всегда была самым могучим и верным источником достойного правосознания; и история не раз показывала, как народ, забывший Бога, разрушал свое государство[230].

Применительно к вооруженным силам государства И.А.Ильин отмечает, что армия, как элемент государственного бытия, есть организованное множество людей, систематически воспитывающих себя к победе и ради нее – к смерти и к убиению во имя государственной цели. Именно этим определяется ее достоинство и ее трагическая судьба. Каждый член армии, каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное приятие. Армия может существовать только в ту меру, в какую ее одушевляет государственно-патриотическое правосознание. Воин, оторвавшийся от государственной цели, становится авантюристом; солдат, лишенный патриотизма, уподобляется безвольному орудию казни или профессиональному убийце. Достоинство армии определяется достоинством духа и духовной культуры; воинское звание есть духовное звание и дело воина есть подвиг в духе и во имя духа. Именно поэтому ратная победа остается или эфемерной случайностью или порождением духовного подъема; и только духовный подъем может сообщить душе силу, необходимую для практического разрешения основного нравственного противоречия войны и для обороны родины.

Развивая эту мысль далее И.А.Ильин указывает, что военное воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству; но это уже не воспитание души, а ее нравственное умерщвление и духовное извращение. Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека. Техническое умение воина должно иметь неприступаемую грань в предметно-духовных мотивах и побуждениях: внутреннее и внешнее умение убивать, умирая, и умирать, убивая, нуждается не только в формально волевой дисциплине, но и способности мотивировать свое поведение подлинным, предметным отношением к духовным содержаниям и целям. Воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своей родины и своего государства[231].

Ярким подтверждением вышеизложенных выводов являются последние события в связи с войной на Ближнем Востоке. В частности, в последнее время в Пентагоне серьезно обеспокоены падением морально-психологического состояния американских военнослужащих, вызванным войной в Ираке. Среди личного состава оккупационных войск уже зарегистрированы случаи неподчинения командирам и отказа выполнить боевой приказ. Важным фактором роста небоевых потерь стали психические расстройства военнослужащих. Например, военными психиатрами были освидетельствованы более шести тысяч военнослужащих США перед их отправкой и после возвращения из зон боевых действий в Ираке. Результаты обследования показали, что депрессии подвержены более 17 процентов военнослужащих, вернувшихся из Ирака. И большинство военнослужащих США не хотели бы повторно отправиться в эту страну[232].

Подобные факты заставляют вновь глубоко задуматься о роли и месте духовного воспитания, причем не только в войсках, но и в народе, который на примере Ирака демонстрирует несгибаемую твердость и волю к победе, заставляющую коалиционную группировку войск сильнейших стран мира (в общей сложности представители около 50-ти стран) во главе с США нести большие потери и постепенно выводить войска с оккупированной ими иракской территории, несмотря на то, что иракские вооружены силы в основе своей потерпели поражение и были разбиты еще в марте-апреле 2003 г. (о победоносном окончании войны США объявило 1 мая 2003 г.), т.е. более двух лет назад.

Происходящие события во многом напоминают нападение на СССР фашистской Германии со своими европейскими союзниками по коалиции, а также нашествие ведущих европейских государств во главе с Наполеоном на Россию. В обоих случаях именно огромный духовный подъем народных масс, широкое партизанское движение, несокрушимая духовная воля к победе во многом предопределил победу над противником, его деморализацию, позорное бегство и уничтожение.

Примечательно и то, что сами США имеют богатый опыт ведения подобных действий в различных странах, который, похоже, их ничему не научил. Так, к примеру, многолетняя вьетнамская война имела во многом схожие последствия. Твердость духа вьетнамского народа американским солдатам так и не удалось сломить, в результате чего они вынуждены были уйти из Вьетнама, несмотря на огромное военное превосходство как в живой силе, так и в вооружении и технике, тем самым признав свое поражение в этом вооруженном противоборстве.

Высоко оценивал «влияние боевого духа на успех боя» и военного противостояния в целом великий русский военачальник вице-адмирал С.О.Макаров, который в частности указывал: «Дело духовной жизни корабля есть дело самой первостепенной важности, и каждый из служащих, начиная от адмирала и кончая матросом, имеет в нем долю участия. Принятие того или другого оружия, того или другого боевого материального средства зависит от высшего начальства, но бодрость духа на кораблях по преимуществу находится в руках строевых чинов, а потому изучение способов, как достигнуть успеха в этом направлении, составляет их прямую обязанность». Исследуя творчество и деятельность выдающегося флотоводца, В.Русских приходит к заключению – вице-адмирал Макаров убедительно доказал, что на войне побеждает прежде всего тот, кто сильнее духом, понимает, за что и во имя чего сражается. Он широко раскрыл содержание понятия «боевой дух»[233].

Правовая работа в Вооруженных Силах должна исследовать и выявлять все факторы, условия, явления и обстоятельства, оказывающие существенное влияние на повышение уровня вооруженной защиты Отечества, с тем, чтобы на основании этих данных вырабатывать и внедрять различные организационно-правовые механизмы, способы и средства, способствующие всемерному их (факторов, условий, явлений и обстоятельств) укреплению и улучшению, а посредством этого повышению уровня обороноспособности страны. Важное место, как отмечают выдающиеся военачальники, в системе таких факторов, условий, явлений и обстоятельств занимает духовная жизнь воинов, воинских коллективов, их боевой дух. В этой связи особое, важное место в правовой работе, проводимой в войсках должно отводится воспитанию боевого духа, развитию духовной жизни армии и флота.

Для наглядности, сравнения и более глубокого понимания высокого значения духовной составляющей в военном деле уместно привести воспоминания о героической защите блокадного Ленинграда и размышления о ее источниках, оставленные маршалом Жуковым Г.К., который, в частности, отмечал: «Победа в оборонительных сражениях на ближних подступах к Ленинграду была достигнута совместными усилиями всех видов вооруженных сил и родов войск, опиравшихся в своей борьбе на героическую помощь населения города. В основе этих общих усилий лежали – высокий моральный дух советских войск, непреклонная вера в победу, глубокий патриотизм и ненависть к фашистским захватчикам. История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда»[234].