Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 47 из 146)

Данное положение важно для понимания сути духовности, ее источника и направления совершенствования, а также того, какое важное место занимает в жизни человека вопрос необходимости «возрастания в духовности» и чем ему в этом призвана помочь правовая работа.

Уникальность человека, как отмечает архимандрит Платон (Игумнов) далее, состоит в сложности человеческого естества. При определении понятия духовности это обстоятельство имеет особенно важное значение. Человек является носителем двух природ – материальной и духовной. Своим телом, своей материальной природой человек принадлежит земле, но своим умом, своими духовными способностями человек преодолевает границы материального мира и выявляет себя как существо разумно- сознательное, духовное. По своему месту в общей структуре бытия человек принадлежит одновременно двум мирам – земному и небесному. Материальным средоточием жизни является плоть человека, его тело, духовным – его душа, дух.

Рассуждая далее на эту тему, архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что духовность человека определяется, во-первых, тем, что человек создан Богом как Абсолютной Личностью и что, следовательно, нет во всем мире ничего, что могло бы в метафизическом смысле обусловить самую возможность бытия человека как личности, кроме той, что человек создан Богом. Во-вторых, человек создан по образу Божию, т.е. является личностью, обладающей духовной, сознательно-разумной природой. В-третьих, духовность человека не есть какое-то неизменное свойство человеческой личности, но есть категория изменяющаяся, открытая для становления и формирования и делающая возможным процесс богоуподобления человека[245].

Приведенные положения обращают внимание на такое важное качество духовности человека как динамизм, т.е изменяемость (по-видимому, под воздействием каких-то факторов), текучесть. Это обстоятельство выдвигает необходимость установления источников повышения духовности и факторов (как позитивных, так и негативных) на нее влияющих. Учитывая связь духовности человека с его уровнем правосознания и состоянием осуществляемой им правовой работы, по-видимому, необходимо и в рамках правовой работы проводить исследования по выявлению источников духовности и факторов на нее влияющих, а также их воздействию на правосознание и правовую работу. Результаты такого исследования могут использоваться в рамках правовой работы для выработки комплекса правовых средств, призванных оказывать управляющее воздействие на состояние духовности личного состава, с целью его всемерного повышения, и тем самым укрепления правосознания и правовой культуры воинов, морально-психологического состояния войск, их боеготовности.

Примечательно и то, что за свой многовековой опыт борьбы за спасение человеческих душ Православная Церковь накопила обширные знания. Особое место среди них занимают и причины, факторы, влияющие на снижение или повышение духовности. Большое внимание среди них отводится греху, о котором уже ранее упоминалось. Призывая человека к борьбе с грехом, отмечает архимандрит Платон (Игумнов), христианство требует не умерщвление плоти, а умерщвление плотских страстей, поскольку именно страсти, живущие в человеке, влекут человека к духовной смерти.

Такое обнаружение источника духовной смерти выдвигает перед правовой работой задачу по изучению этого негативного явления, выявлению его причин и способов воздействия на человека, выработку правовых средств, направленных на снижение или нейтрализацию этого пагубного воздействия на людей.

Продолжая далее, архимандрит Платон (Игумнов) указывает, что восхождение к состоянию духовности представляет собой трудный и сложный путь, требующий внимательного отношения к себе, воздержания от всего недозволенного и порочного, нравственной чистоты, внутренней сосредоточенности и углубленной молитвы. При этом, молитва, как поясняет архимандрит Платон (Игумнов), есть одна из важнейших сфер человеческого духа, которая формирует духовность. Внимательная и постоянная молитва совершает в душе человека преображение уже здесь, на земле, делает человека причастным вечной жизни[246].

Важность такого средства формирования духовности как молитва очень хорошо понимали в дореволюционное время, закрепив ее обязательность в ряде нормативных правовых актов. В частности, как уже отмечалось, молитва была обязательной для всего личного состава по Воинскому уставу Петра I (глава LXIV «О молитве, как и в которое время отправлять»). Более того, законодательством того времени предусматривалась достаточно строгая ответственность за уклонение от участия в молитве. Например, в Морском уставе Петра Великого (книга IV, глава 1 «О благом поведении на кораблях», ст. 9) устанавливалось, что «если офицер без важной причины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность офицерам, за первую 25 копеек, за другую 50 копеек, за третию 1 рубль, и далее умножать вдвое, унтер-офицерам вполы, из которых 10 доля профосу, а прочее в шпиталь во флоте, а рядовые кошками будут наказаны».

По сути, данные нормы можно рассматривать как правовые средства укрепления духовности в войсках. Современное законодательство, в том числе общевоинские уставы, таких правовых средств формирования и повышения духовности защитников Отечества не содержат, тем самым, государство не учитывает имеющийся в истории как церкви, так и права опыт укрепления духовности воинов, их правосознания, что не способствует в целом укреплению законности и воинской дисциплины в войсках, повышению их боеготовности.

Вместе с тем, этот позитивный опыт чрезвычайно богат различными историческими примерами. Так, например, убежденный, что молитва, привлекая к себе помощь Божию, укрепляет человека и сильно поднимает его дух, А. В. Суворов ни одной битвы не начинал и не оканчивал без молитвы. Перед битвой, помолясь Богу и "благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности перед Богом, Царем и Отечеством"[247]. Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. "Каждую победу, каждую удачу приписывал он Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими и читал Апостол"[248].

Знаменитый генерал А.П.Ермолов, покоритель Кавказа, в своих «Записках» об обороне Смоленска, которой он руководил в 1812 г., писал: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие»[249].

Накануне Бородинской битвы 25 августа (7 сентября) Смоленскую икону носили по всему военному лагерю. Вечером перед иконой в присутствии М.И.Кутузова был отслужен молебен. Ф.Н.Глинка писал: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Само собою, по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли»[250].

Как указывает епископ Читинский и Забайкальский Евстафий: «Главной, основной целью, которую ставит перед собой Церковь в деле духовного окормления военнослужащих, является спасение их душ. И для этого мало построить часовню на территории части, мало приглашать регулярно священника. Необходимо, чтобы вся жизнь в армии была проникнута христианским духом. Необходимо участие военнослужащих в церковных таинствах, необходимо постоянное христианское воспитание бойцов. «Кто жаждет, иди ко мне и пей», – зовет всех Христос Бог. Нельзя напиться один раз на всю жизнь. Так и духовно надо постоянно расти, иначе мы будем духовно деградировать. Надо помнить, что православие – это не свод этических норм. Православие – это жизнь со Христом и во Христе. Духовный труд не легок. Но он необходим, и никакой замены ему нет и в принципе быть не может. Именно он является важнейшей основой боеспособности нашей армии»[251].

Таким образом, повышая духовный уровень воинов, Русская Православная Церковь, как главная действующая в этой области социальная сила, решает, по сути, триединую задачу: спасает души воинов; укрепляет боеспособность войск; повышает уровень правосознания, а значит и воинской дисциплины, законности, правовой работы в военных организациях. Неразрывно связаны с этой триединой задачей и две другие задачи, которые исконно решало военное духовенство в войсках. Это прежде всего то, что благодаря православной вере русское воинство выступало не источником зла (как, например, наполеоновская, гитлеровская армии или натовская армия в Югославии или на Ближнем Востоке), а действенным орудием, средством борьбы с мировым злом. Ну и пятая задача, которую решает военное духовенство, духовно окормляя воинов, – гуманитарная. Поскольку страх Божией кары за причинение вреда или смерти безоружным людям, военнопленным, местному населению, действует сильнее норм международного гуманитарного права, которые как показывают, например, события в Югославии, Ираке не действуют в отношении победителей, а потому по своей сути и игнорируются на всех уровнях военного управления (подробнее об этом см. в параграфе 3.5. настоящего исследования).