По свидетельству Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, жизнь всякого народа, всякого человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависят от того, что признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что — за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая, вечная, непреходящая цель. На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем нравственно-организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы вокруг идеалов, придавало крепость национальным государствам и единообразие национальному характеру. Различия в быте, психологии, семейном укладе и исторической судьбе народов и стран коренятся прежде всего в области религиозной, духовной. Понятно, что столкновения противоречивых, порой взаимоисключающих религиозных вероучений, содержащих «разноименный» духовный заряд, не могли обойтись без потрясений. Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков[252].
Приведенное положение, сделанное на основе анализа обширного исторического материала, показывает место духовности в жизнеустройстве, судьбе человеческих сообществ, ее объединяющее и направляющее начало. Кроме того, внимательное рассмотрение этого важного положения позволяет сделать вывод о том, что основным, главным источником духовных основ общества является религиозное вероучение. Следовательно, духовность и религиозность, проникая во все слои общества, не может не получить своего отражения на правосознании и правовой культуре общества, являющегося, по сути, живым социальным организмом. Отсюда следует другой важный вывод о том, что правовая работа при ее организации и проведении должна изучать и учитывать такие важные факторы как духовность и религиозное вероучение того общества, государства, в котором она осуществляется. Это в определенной степени будет способствовать мобилизации усилий при ее осуществлении, а также позволит избежать возможных социальных напряженностей и конфликтов, которые могут произойти при проведении этой работы вразрез с требованиями духовного и религиозного развития общества, коллектива, личности.
Другим ученым с большой буквы, внесшим неоценимый вклад в изучение духовности и ее роли в государственном строительстве и жизнедеятельности людей, по праву является А.А.Тер-Акопов, который рассматривал духовность как производную от понятия духа. При анализе этого явления А.А.Тер-Акопов приходит к заключению, что дух можно охарактеризовать как некоторый феномен, стоящий над душой и телом, находящийся вне их, но творящий и проникающий их, дающий человеку свободу, истину и разум, силу творчества. Эти качества и должны быть определяющими при объяснении причинных свойств духовности. Характеризуя далее духовность, ученый выделяет другие ее важные качества: «Духовное же это то, что стоит над душевным, что выше психического, управляет последним, придает ему силу»[253].
Указанные свойства духовности показывают неразрывную ее связь с правосознанием и правовой работой. Правовая работа это в определенном смысле свободная творческая деятельность, осуществляемая людьми исходя из их правосознания, посредством его управляющего воздействия на их поведение. Это воздействие происходит на основе разумности, достоверных данных (истинного положения дел) об окружающем мире. Такое же качество духовности как управление психическим и придание ему силы позволяет сделать важный вывод о ее тесной связи с правосознанием и управляющим воздействием на него, а посредством этого и на поведение людей, на правовую работу.
Сопоставляя духовность с нравственностью А.А.Тер-Акопов отмечает, что духовность – это отношение более высокого уровня по сравнению с нравственностью, которая является составной частью духовности и одним из ее проявлений. Различие между ними в основаниях отношения. Если нравственность основывается на традициях, формирующих взаимоотношения людей, то духовность, это отношения, формирующиеся на основе не только традиций, но и других социальных ценностей. При этом самостоятельную ценность, по мнению А.А.Тер-Акопова, представляет Бог. Отношение к Богу – центральное звено духовности, по нему определяется отношение к другим ценностям[254].
В этой связи данные выводы важны и для правосознания, в котором система социальных ценностей личности оказывает существенное значение на правомерность ее поведения в зависимости от того, насколько ценности, устанавливаемые правовыми нормами, соответствуют этой системе. Оптимальной ситуацией является полное такое соответствие. При столкновении же этих систем ценностей (в праве и правосознании индивида) выбор может быть сделан не в пользу права, что и приводит к тому или иному правонарушению. Поэтому ориентация государства и общества, а вместе с ними и правовой работы на универсальную систему ценностей, основанную на незыблемых духовных законах, проверенную временем и отражающую глубинную суть народа, его истоки, исторические корни, преемственность поколений – есть важное условие повышения духовности, а вместе с ней и правосознания и правовой работы.
Поведение человека определяет его индивидуальная сущность, выраженная в индивидуальной духовности, от которой зависит способ его существования. Отсюда следует, что декларируемые нормы общественной духовности, в какой бы форме они не провозглашались и какое бы содержание не имели, не являются обязательным руководством к действию людей, которые в своих поступках исходят из своих собственных представлений о должном отношении, из своей индивидуальной духовности. Если общество заинтересовано в высокодуховных отношениях людей, оно должно не просто провозглашать духовные ценности, но и заботиться о том, чтобы они стали ценностями индивидуальными, личностными. Этот вывод, как указывает А.А.Тер-Акопов, имеет принципиальное значение для понимания поведения человека, в том числе преступного. В преступлении отражается индивидуальная духовность виновного, его личностное отношение к тем ценностям, на которые он посягает, поэтому формирование позитивных духовных качеств является важнейшим, если не самым главным направлением профилактики преступлений[255].
Тесная взаимосвязь между формированием позитивных духовных качеств личности и профилактикой преступного поведения, выявленная ученым, заставляет по-новому взглянуть на принципы формирования и укрепления правосознания, улучшения правовой работы, а также переосмыслить подходы, средства и способы при осуществлении этой деятельности с позиции того, насколько они способствуют воспитанию у личности позитивных духовных качеств, а посредством этого обусловливают его правомерное поведение.
Помимо детерминирующих функций духовность, по мнению А.А.Тер-Акопова, выполняет и функцию интеграции общества, она консолидирует общество, объединяет граждан в единый социальный организм. Духовность формирует в гражданах единую социально-психологическую установку, всеобщую социально-психологическую направленность, определяющие готовность поступать в соответствии с социальными нормами и требованиями, действовать в соответствии с потребностями общества в соответствующей критической обстановке, поступиться личными интересами во имя общих благ, пожертвовать, если потребуется, собою для сохранения общества. Кроме того, духовная общность народа способствует развитию преданности человека своему государству, к которому он «привязывается» не законом, а более крепкими узами – своими чувствами. Она облегчает государству управление обществом за счет исполнения наряду с правовыми также и иных, духовных средств[256].
Перечисленные качества (духовное единство, жертвенность, преданность своему государству), которые позволяют развить в обществе и личности наряду с правовыми также и духовные средства, имеют огромное значение для обеспечения вооруженной защиты Отечества, дают силы выстоять в тяжелой критической обстановке, победить в бою. В этой связи встает вопрос о выявлении таких духовных средств и их правовом закреплении, с целью упорядочения и оптимизации их правильного, наиболее эффективного применения.
Таким образом, основываясь на выше изложенном, А.А.Тер-Акопов приходит к важному выводу – приведенная характеристика духовности достаточна для осознания ее высокой социальной значимости, что делает духовность предметом права, в т.ч. и уголовного, и обязывает оценивать правовые системы с точки зрения отражения ими духовной составляющей жизни общества[257].
Данный вывод также как и предыдущие еще раз указывает на глубокую связь правовой работы с духовностью, и на необходимость в связи с этим сделать духовность предметом правовой работы ввиду высокого содержания в ней позитивных социальных свойств, а также влияния духовности на необходимые на войне воинские качества, на морально-психологическое состояние личного состава, состояние боеготовности войск и обороноспособности государства в целом. Все это выдвигает необходимость глубоко и тщательно исследовать способы повышения духовности у воинов и наиболее эффективные и действенные из них закреплять в законодательстве в качестве правовых средств. Представляется важным также проанализировать все действующие и вновь принимаемые правовые нормы на предмет соответствия их духовным законам, их позитивного или негативного воздействия на духовность личного состава, а значит и его правосознание, осуществляемую им правовую работу, которая, в свою очередь, отражает уровень боеготовности войск.