В Вооруженных Силах также в 70-80-х годах ХХ века правовой работе уделялось повышенное внимание. В частности, в 1977 г. в войска была направлена директива Генерального штаба № ДГШ-31, в которой Министр обороны приказывал принять необходимые меры по дальнейшему улучшению правовой работы в подчиненных воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, предприятиях и организациях и эффективному использованию правовых средств для повышения воинской и трудовой дисциплины, качества учебы и производственных показателей. Кроме того, указанной директивой предписывалось ввести курс «Правовая работа в Вооруженных Силах СССР» на военно-юридическом факультете Военного института и курс «Основы советского законодательства» во всех военно-учебных заведениях и курсах усовершенствования офицерского состава.
В соответствии с приказом Министра обороны 1986 года № 155, затрагивавшем вопросы о дальнейшем улучшении правовой работы в армии и на флоте и повышении роли юридической службы, принимались меры по упорядочению законодательства по вопросам обороны страны, повышению уровня правовых знаний офицерского состава, сокращению количества приказов и директив, насыщению войск и органов военного управления законодательным материалом и юридической литературой, пропаганде законов. В ряде округов были созданы нештатные юридические консультации.
Приказом Министра обороны 1987 года № 245 (о дальнейшем улучшении правового обслуживания личного состава армии и флота и других граждан) предписывалось руководителям всех степеней Вооруженных Сил считать одной из основных задач укрепление в армии и на флоте законности и правопорядка, усиление охраны прав личности, настойчиво продолжать работу по улучшению правового воспитания личного состава, прививать ему чувство уважения к закону, воспитывать военнослужащих в духе неукоснительного выполнения требований воинских уставов, приказов и директив Министра обороны и других должностных лиц. Приказ требовал обеспечить каждому военнослужащему, рабочему и служащему реальную возможность получения квалифицированной юридической помощи на местах и для этой цели создать в каждом гарнизоне постоянно действующие нештатные юридические консультации из числа работников юридической службы, органов военной прокуратуры, военных трибуналов и объявить личному составу гарнизонов время, место и порядок проведения консультаций. Кроме того, предписывалось также проявлять постоянную заботу о дальнейшем развитии юридической службы, укреплении ее квалифицированными специалистами, а при рассмотрении и решении командирами и начальниками различных вопросов, связанных с применением правовых норм – привлекать работников юридической службы.
Большим событием в деле укрепления в Вооруженных Силах законности, правопорядка и воинской дисциплины явился приказ Министра обороны 1987 года № 250, которым было введено в действие Наставление по правовой работе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. По сути, это был первый систематизированный нормативный правовой акт, который попытался дать ясное представление о том, что такое правовая работа, проводимая в Вооруженных Силах, какие виды деятельности она в себя включает, как организуется, кем проводится и контролируется, каковы важнейшие направления по дальнейшему ее улучшению и т. п. В п. 4 Наставления указывалось, что вся служебная деятельность командиров и начальников носит преимущественно правовой характер. Данное положение заставляло по-новому взглянуть на место и роль правовой работы в военном деле, а также в области обеспечения обороны государства в целом.
Вскоре после перехода к рыночным отношениям в экономике России (в начале 90-х годов прошлого столетия), произошедших в результате этого преобразованиях во всех сферах общественной жизни, практически полной переработки всей законодательной базы вопросы правовой работы выпали из внимания органов государственного управления и на общефедеральном уровне с конца восьмидесятых годов прошлого столетия по 2001 год никаких нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы правовой работы не издавалось.
На ведомственном уровне, в отдельных федеральных органах исполнительной власти правовая работа по инерции продолжала вестись, однако, в связи с отсутствием внимания сверху, недостаточно активно и масштабно. В ряде органов были приняты даже отдельные нормативные документы по вопросам правовой работы. В частности, приказ Рослесхоза от 11 августа 1997 г. № 102 "О мерах по совершенствованию правовой работы в лесном хозяйстве", приказ Госкомэкологии РФ от 10 июня 1999 г. № 319 "О совершенствовании правовой работы в территориальных органах Госкомэкологии России" или приказ Министра обороны РФ 2001 г. № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Следует отметить, что, несмотря на то, что в целом по стране в 90-х годах ХХ века интерес к правовой работе упал, в Вооруженных Силах в этот период шла активная работа по подготовке специалистов этого профиля и укреплению структуры юридической службы. Были введены юридические должности в штаты дивизий (с 1989 г.), полков (с 1994 г.), при Военном университете в середине 90-х годов был создан специальный факультет по подготовке специалистов в области правовой работы для войск и увеличивается объем преподавания дисциплины «Правовая работа в Вооруженных Силах РФ», в Уставе гарнизонной и караульной службы, утвержденном указом Президента России в 1993 году, впервые предусматривается среди руководства гарнизона должность помощника начальника гарнизона по правовой работе с перечислением обязанностей по этой должности, был издан ряд приказов и директив Министра обороны по отдельным вопросам правовой работы. В частности, приказом Министра обороны 1998 года № 100 утверждено новое Положение о юридической службе Вооруженных Сил РФ, в 1999 году изданы приказ Министра обороны № 333 о правовом обучении, директива Министра обороны № Д-6 о правовых минимумах и др.
Таким образом, несмотря на то, что государство на общефедеральном уровне уже около полутора десятка лет не осуществляет управления в сфере правовой работы, такая работа продолжает самостоятельно осуществляться и развиваться в отдельных государственных ведомствах и структурах, что свидетельствует о ее востребованности и жизненной необходимости для полноценного функционирования организаций в условиях постоянно меняющегося и расширяющегося правового пространства, динамично развивающихся правоотношений.
В начале нынешнего столетия был издан Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. № 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов", в соответствии с которым в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности ряда государственных органов, улучшения качества подготовки проектов нормативных правовых актов рекомендовалось руководителям этих органов или руководителям их аппаратов установить, что юридические службы входят в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов.
Во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 207 "Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти", в силу которого юридическая служба федерального органа исполнительной власти создана для правового обеспечения его деятельности (п. 1 Типового положения).
Таким образом, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 467 (которым было утверждено Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения) подразделения юридической службы создаются в министерстве (ведомстве) для проведения правовой работы в соответствующем министерстве (п. 1 Общего положения о юридическом отделе), а согласно названного постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 207 – для правового обеспечения его деятельности. В этой связи возникает вопрос, как соотносятся понятия правовая работа в организации и правовое обеспечение деятельности органов управления организации[40]? Если эти понятия не идентичны, то, следовательно, имеет место коллизия правовых норм.
Кроме того, в п. 11 названного Типового положения устанавливается, что возложение на юридическую службу функций, не относящихся к правовой работе, не допускается, однако, как выше отмечалось, в законодательстве общефедерального уровня не определяется понятие «правовая работа», отсутствует и перечень функций, выполнение которых входит в содержание правовой работы. По этой причине на практике зачастую сложно однозначно определить, относится ли та или иная функция (обязанность), возлагаемая на юридическую службу (помимо тех, которые прямо прописаны в Положении) к правовой работе.
Как видно из выше изложенного и отмечается в литературе, изданные в последнее время нормативные акты не изменили общего неблагоприятного положения юридической службы и правовой работы, имеется острая необходимость в издании современных законодательных актов по этим важнейшим вопросам. Например, Савченко С.А. предлагает принять закон об управлении правовой работой в хозяйственной сфере и организации деятельности юридического отдела, юридической группы, юрисконсульта в Российской Федерации, в котором считает целесообразным восстановить систему управления правовой работой[41].