Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 54 из 146)

Однако, как справедливо отмечает А.А.Тер-Акопов, волевое действие не сводится к принятию решения, надо еще заставить себя действовать[281]. И в этой связи актуальным является вопрос о том, что побуждает, заставляет действовать человека, что обусловливает (детерминирует) его волю? При ответе на этом вопрос наряду с другими факторами в качестве основного детерминанта, предопределителя воли А.А.Тер-Акоповым выделяется дух. Дух включен в волю, то, что движет саму волю человека, – это дух. Дух обладает всеми свойствами, которые относятся к воле человека, он может быть не только святым, от Бога, но и темным, нечистым[282].

Таким образом, А.А.Тер-Акопов также как и рассмотренные нами выше И.А.Ильин, В.Вейник, св. Иоанн Дамаскин указывает на духовную составляющую воли, которая имеет для нее (воли) определяющее значение.

Другой духовный детерминант воли христианина, по мнению А.А.Тер-Акопова, – опасность совершения греха. Христианское вероучение о грехе строится на идее свободы воли и ответственности человека за свои поступки. В отличие от духа, образующего саму волю, возможность совершения и опасность последствий греха ограничивают произвол человека, направляют волю в русло дозволенного поведения, они имеют поведенческое значение[283].

Данный вывод имеет чрезвычайно важное значение для понимания роли духовной воли в правосознании, правовой работе, поскольку указывает, во-первых, на тесную связь духа с волей, которую он и образует, и, во-вторых, посредством воли человека, на его (духа) регулятивное воздействие, имеющее огромное поведенческое значение.

В качестве исключительного духовного фактора, детерминирующего волю, как отмечает А.А.Тер-Акопов, следует признать веру. Она входит в содержание волевого поведения, формируя установку, участвует в мотивации поведения и имеет активную движущую силу, отождествляемую с волей. Разница лишь в том, что воля основывается на сознании фактической стороны дела, а вера – на сознании его духовной стороны. Содержащиеся в христианском вероучении постулаты о вере идентичны характеристике воли. Вера выступает в качестве источника силы воли. Кроме того, вера – это мировоззрение, это отношение к окружающему миру, другим людям, социальным ценностям, значит это фактор, в значительной мере определяющий установку. Отсюда важное значение приобретает механизм формирования веры. Вера не есть изначально, раз навсегда данное состояние души. Она формируется, укрепляется, либо ослабевает, подвергается изменениям. Следовательно, приходит к выводу А.А.Тер-Акопов, это качество, поддающееся воспитанию, в том числе и самовоспитанию[284].

В этой связи в рамках повышения уровня правосознания и правовой работы на повестку дня встает вопрос о необходимости формирования и укрепления веры, т.е. религиозного воспитания для привития личности духовной системы ценностей, препятствующей распространению антиобщественного поведения, преступности в обществе, и для формирования и укрепления духовной воли, направляющей деятельность человека к достижению высоких духовных целей, которые, по своей сути, совпадают с целями правовой работы.

Следующий важный вывод, который делает А.А.Тер-Акопов, заключается в том, что христианский норматив воли – духовный, он указывает на наиболее соответствующие условию свободы отношения между людьми в обществе, нормативность создает критерии оценки воли и возможность привлечения к ответственности того, кто отступает от императива[285].

Этот вывод, а также все выше изложенное, по сути, показывают глубокую связь права с христианством, а правовую работу с религиозной деятельностью, а также обусловливают взаимную потребность друг в друге, поддержку и подпитку друг друга. Особенно актуальными критерии оценки воли являются для Вооруженных Сил, где значение воли, особенно в критические моменты сражений, многократно возрастает. От состояния воли и ее проявления во многом зависит и исход боя. Поэтом важным является вопрос правильной оценки состояния и проявления в конкретных делах воли военнослужащего, которая должна проводиться с позиции универсальных, проверенных временем незыблемых духовных критериев. Более высоких, неизменных и универсальных критериев оценки поведения (состояния и проявления воли) человека, нежели предлагает Православная Церковь человечеству неизвестно.

Эти же критерии, кроме выполнения функции оценки воли, выступают, по сути, также и в качестве ориентиров, в направлении которых необходимо совершенствовать духовную волю (а вместе с ней посредством правосознания и правовую работу). В этой связи встает вопрос о выработке путей способов и средств (в том числе и правовых) для правильной постановки работы по такому совершенствованию.

2.6 Управление вниманием как средство влияния на уровень правосознания и правовой работы

В борьбе с негативным воздействием на правосознание человека или коллективов людей, осуществляемую ими правовую работу существенную роль играет внимание. В философии внимание представляется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии[286]. Однако на деле сущность внимания и его значение в человеческой жизнедеятельности намного сложнее и богаче.

Внимательное рассмотрение термина «внимание», его буквальный анализ дает основание предположить, что это нечто противоположное выниманию. Применительно к человеческой сущности внимание, по-видимому, следует рассматривать как некий духовный орган, напоминающий узкое «горлышко», посредством которого происходит проникновение, вхождение в человека (его душу) некоей потребной для его существования пищи, но не материальной, как происходит при вкушении (посредством органов рта), а духовной, которая, также как и материальная пища, необходима человеку, однако для поддержания сил не столько телесных, сколько душевных и духовных. Посредством внимания человек получает знания о внешнем мире, проникает в потаенные уголки своего внутреннего мира. Одним словом, внимание есть орган, средство духовного питания человека. В зависимости от того, от какого духовного источника человек получает питание, во многом и определяется состояние его духовности.

В этой связи библейское представление человека в образе сосуда, некоей духовной емкости, в которую от двух духовных источников (Светлых и темных сил) направляется духовная пища, средства к поддержанию духовных сил человека, позволяет более наглядно показать суть происходящих в духовной жизни человека процессов, а также понять место и роль в этом внимания.

В предыдущем параграфе кратко рассмотрены выводы В.Вейника по воздействию духовного мира на материальный, процесс проникновения в человека нематериального явления (мыслей, образов и т.п.) и его материализация посредством конкретных действий людей – в форме добродетелей или грехов, правомерных действий или беззакония (преступлений). Рассмотрим теперь вкратце наиболее важные (с точки зрения правосознания и правовой работы) познания, опыт, положения, рассуждения и выводы, накопленные по этому важному вопросу Православной Церковью за многовековой период своего существования и закрепленные в Священном Писании, трудах святых отцов Церкви и других великих многоопытных мужей.

Исследований по вопросам возникновения в человеческой жизни греха и беззакония, с одной стороны, а также добродетелей и подвигов, с другой, – огромное множество, все их охватить невозможно, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.

Большой вклад в изучение и разработку этого вопроса внес святитель Феофан Затворник, который, в частности, отмечал: «Что есть грех? Грешное дело есть преступление повелевающей или запрещающей заповеди Божией, или, как говорит Апостол: грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Две особенно черты тотчас отражаются в грехе от слов: преступление и заповедь. Там он есть злоупотребление, здесь презрение закона. Как указывал святитель Феофан Затворник, грех собственно в развращении воли, по коему и знаем, что должно делать, но не делаем, потому что не хотим. Ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак. 4, 17). Грех всегда есть самовольное уклонение от Бога и святого Его закона в угодность себе[287].

Проводя аналогию между грехом и правонарушением, бросается в глаза их общность, близость механизма их нарушения, в основе которого лежит развращение воли, преступление человеком заповеди, правовой нормы, т.е. уклонение от Бога, государства (интересов общества, народа) в угоду себе.

Способ образования греха из мысли в дело у святых отцов определен с точностью, и с точностью тоже определена виновность каждого в сем ходе дела момента. Весь ход дела изображается святителем Феофаном Затворником так: сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, за ним желание, из него решимость, и наконец дело.

«Прилог есть простое представление вещи, от действия ли чувств или от действия памяти и воображения представшей нашему сознанию. Здесь нет греха, когда рождение образов не в нашей власти…

Внимание есть установление сознания или ока ума на родившемся образе с тем, чтоб осмотреть его, как бы побеседовать с ним. Это есть медление в помысле единичном или многосложном. Сие действие более во власти человека, ибо родившейся против воли образ можно тотчас изгнать. Потому оно более виновно…

Услаждение есть приложение к предмету вслед за умом и сердца. Оно приходит, когда вследствие внимания к предмету, он начинает нам нравиться, и мы находим удовольствие в умном смотрении на него, лелеем его в мысли. Услаждение греховными предметами есть уже прямо грех…