Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 56 из 146)

Вот как об этом писал еще в VII веке Преподобный авва Дорофей: «пока страсти наши еще молоды, мы можем отсекать их, но не заботимся (об этом) и позволяем им укрепиться против нас, чтобы прийти к худшему концу. Ибо иное дело, как я много раз говорил вам, вырвать с корнем малую былинку, потому что она легко исторгается, и иное – искоренить большое дерево»[297].

О духовных опасностях, их влиянии на здоровье и гибель людей, а также средствах борьбы с ними хорошо знали и постоянно предупреждали своих соотечественников первые лица нашего государства с древнейших времен, благодаря чему во многом им и удалось создать Святую Русь, великую державу Российскую. Так, Поучение Владимира Мономаха прямо призывает: «Научись, верующий человек, быть благочестию совершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языком воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех»… Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»[298].

В этой связи огромное значение приобретает содержание сообщений СМИ. Очень важно чтобы эти источники, возбудители мыслительной деятельности человека не допускали возникновения у него мыслей злых, но способствовали возникновению благих помыслов, возвышающих душу, повышающих духовный уровень как отдельного гражданина, так и всего общества. Подобное положение способствует оздоровлению и укреплению культуры и правосознания в стране, повышению уровня качества осуществляемой в ней правовой работы. Однако на деле в современной России можно встретить явления прямо противоположные – подавляющее большинство СМИ, пытаясь привлечь к себе внимание читателей и повысить свой рейтинг, уровень продаж и доходности, основной упор делают на освящение негативных, аморальных, преступных событий и социальных явлений, что в свою очередь способствует вливанию в сознание людей большим потоком «мыслей злых», со всеми вредными последствиям как для самих людей, снижая их духовный и культурный уровень, так и для общества, в котором в результате такого управления вниманием безнравственность и преступность постепенно становятся нормой и обыденностью.

Другим негативным социальным явлением (связанным с управлением вниманием), возникшим в результате недостатков правовой работы, следует указать на вышедшие из-под контроля государства СМИ, ставшие не столько средствами распространения информации, сколько своего рода орудием для зарабатывания денег любыми способами, в т. ч. и безнравственными. Паразитирование на разжигании у населения страстей, порочных наклонностей и привязанностей, а порой и зависимостей (чего стоит одна только реклама, не говоря о других специальных проектах в СМИ), оборачивается дорогой ценой как самим гражданам, деградирующим и морально разлагающимся, так и государству, переживающему социальный, экономический, политический, правовой и др. кризисы. Активное распространение аморальных образов, типов поведения, ложной, безнравственной системы духовных ценностей делает людей безвольными, беззащитными перед духовной агрессией навязывающих свою продукцию компаний. Разжигание через СМИ пристрастия, порочности и посредством этой порочной зависимости нещадная эксплуатация населения, превращение народа в общество потребителей, безвольных рабов комфортных условий жизни, находящихся в постоянной зависимости от алкоголя, табака, наркотиков, телепередач и т.п. Все это пагубно сказывается и на их правосознании, и правовой работе, и на развитии государства, которое в таких условиях разлагается и погибает вместе со своими гражданами.

Как отмечает Преподобный авва Дорофей: «чем более мы делаем доброго, тем больший преобретаем навык в добродетели, то есть возвращаем себе свое природное свойство и восходим к прежнему своему здравию, как от бельма к своему прежнему зрению или от какой-либо болезни к своему прежнему, природному здоровью. В отношении же порока бывает не так: но чрез упражнение в оном мы принимаем некоторый чуждый и противный естеству навык, то есть приходим в навык некоего губительного недуга, так что если даже пожелаем, не можем исцелиться без многой помощи, без многих молитв и многих слез, которые могли бы преклонить к нам милосердие Христово… Однако вы должны знать и то, что душа имеет иногда влечение к какой-либо страсти, если только один раз впадет в действие сей страсти, тотчас находится в опасности впасть и в навык… Итак, нужно большое внимание, и старание, и страх, чтобы кто-либо не впал в злой навык[299].

В этой связи актуальным становится вопрос о выработке комплекса организационно-правовых мероприятий по недопущению подобного рода криминализации сознания населения в результате такого бесконтрольного со стороны государства управления сознанием граждан через СМИ. Исследования в области изучения духовных закономерностей воздействия на духовный уровень общества через СМИ выдвигают потребность в выделение особого участка правовой работы, главным направлением которого являлась бы защита общества от вредного воздействия СМИ на сознание и поведение людей.

Дает важный совет Святитель Феофан Затворник также и правоведам о том, в чем должна состоять сущность правовой работы, каково должно быть ее главное направление в деле спасения человечества от надвигающейся гибели, а также как правовая работа связана с правосознанием: «Грехи вовне – плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится на эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо в закон себе взять такие порядки, какими подавляется эгоизм, а эгоизм сильнее всего подавляется недаванием себе воли. Не давай себе воли и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла. А между тем, таков дух нынешнего времени – и зло растет… Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем расплождается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели»[300].

Таким образом, Святитель указывает на серьезную для общества опасность, которая является актуальной и для правовой работы. Анализ изменения законодательства за три предшествующих столетия, особенно последних двух десятилетий, показывает, что правовая работа пошла именно по этом опасному пути – акцентирования внимания на правах и свободах граждан (что в результате и повлекло их бесконечное расширение), а значит и по пути расширения эгоизма и греховности человека.

Углубляясь в этот важный, в т.ч. и с позиции правосознания и правовой работы, вопрос Святитель Феофан Затворник указывает: «Желание льгот – первый враг трудов во спасение: оно охватывает и душу и тело. Только склонись на него, как тысячу голосов подымутся из души и тела с предъявлениями прав и льгот и послабления: что поставляет человека-труженика в состояние искушения, из которого не выйдет он без борьбы. – И надо бороться и поборать: иначе расстроются все заведенные порядки в содеянии спасения, внесется смятение в мысли и чувства, придет охлаждение, – и течение духовной жизни остановится. Затем пойдут позывы страстные, от которых и до дел недалеко»[301].

Указанный духовный закон, на который указывал Святитель Феофан Затворник еще в XIX веке имеет огромное значение и в наши дни, когда права и свободы достигли невероятных для граждан России размеров, а благосостояние народа, тем не менее, неуклонно ухудшается, численность катастрофически падает, уровень образования, культуры, здоровья неуклонно снижается, преступность растет, а обороноспособность и независимость государства и народа все больше превращаются в иллюзию.

Вместе с тем, анализ исторических событий убедительно показывает, что чем больше давалось свободы человеческой воле, тем более шатким, болезненным, зыбким и опасным становилось положение государства, а вместе с ним и составляющих его граждан. Взять, хотя бы для примера, правовые режимы времен правления Иоанна Грозного, Петра Великого, Николая II, Александра III, И.Сталина – как известно, при этих правителях, отличающихся твердой волей, права и свободы граждан были в значительной степени ограничены и подчинены воле государства, интересам всего народа в целом, и именно в эти периоды происходил подъем духовных сил народа, расцвет культуры, искусства, правосознания и правовой работы, совершались великие открытия в науке и технике, повышалось благосостояние граждан, резко возрастала рождаемость, численность населения, боевая мощь страны росла, одерживались великие победы, территория России расширялась. И наоборот, во времена правлений Александра I, Александра II, Николая II, М.Горбачева, Б.Ельцина, когда брался курс на либерализацию, расширение гражданских свобод, – социальные кризисы обострялись, недовольство в массах нарастало, благосостояние государства падало, а вместе с ним снижался и уровень жизни граждан. Воинская дисциплина, боеготовность войск и обороноспособность государства в эти периоды также заметно снижалась, что нередко подтверждалось неудачными военными компаниями, утратой территорий и т.п.

Ни у кого не вызывает сомнения, что если бы к началу сороковых годов прошлого столетия в СССР был взят курс на либерализацию и установлен такой же правовой режим как при Б.Ельцине во второй половине 90-х годов, то Великая Отечественная война была бы проиграна. Это легко доказывает анализ военных действий в Чечне.

Из всего выше изложенного необходимо сделать важный для правовой работы вывод, состоящий в том, что укрепление правосознания, законности, правопорядка, воинской дисциплины, боеготовности войск и обороноспособности государства, а также его независимости, несовместимы с бесконечным расширением прав и свобод граждан. Это две взаимоисключающие величины. Чем больше свобод у граждан, тем больше в них эгоизма, греховности, склонности к совершению разного рода правонарушений и преступлений, а значит меньше порядка в государстве, ниже правосознание, воинская дисциплина, обороноспособность страны и независимость народа. И наоборот, правовое закрепление и проведение в жизнь жесткого ограничения свобод граждан, подчинение их воль единой воле государства, концентрация сил народа на решение общих социально значимых вопросов, а внимания на высоких нравственных образах, примерах, идеях, мыслях и т.п. укрепляет жизненные силы народа, делает его более могучим, более сильным и независимым, повышает его духовность, культуру, правосознание, дисциплину, правопорядок.