Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 60 из 146)

Вот какие тяжелые последствия вызывает неправильное управление вниманием при организации и проведении правовой работы в войсках на примере лишь системы дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.

Анализ положений Наставления по правовой работе в ВС РФ (утв. приказом МО РФ 2001 г. № 10) показывает, что и здесь упускаются из внимания важнейшие направления правовой работы, в результате чего оно концентрируется большей частью на вопросах второстепенной важности. В военном деле наряду с прочими большое место отводится поддержанию высокого боевого духа войск, укреплению морально-психологического состояния личного состава, воспитанию высоких боевых качеств, необходимых на войне, боевой подготовке войск и проведению всевозможных учений, правильной расстановке кадров, особенно командного состава, в соответствии с их духовным уровнем, морально-деловыми качествами, профессиональными знаниями и опытом (несоответствие командира занимаемой должности сильно бьет по показателям боевой готовности возглавляемого им подразделения, а назначение на высокую должность потенциального преступника в пагонах, может нанести тяжелые удары по обороноспособности страны). Казалось бы важность и первостепенность этих направлений деятельности органов военного управления не вызывает сомнений, необходимость совершенствования этих участков работы командиров с помощью правовых средств очевидна, однако в качестве направлений правовой работы в ВС РФ в указанном Наставлении они не устанавливаются, должного внимания им Наставление не уделяет, контроль за управлением правовой работой на этих направлениях отсутствует. Создается впечатление, что более важными участками деятельности командиров являются такие как обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил РФ (раздел 12 Наставления), обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих и гражданского персонала (раздел 13 Наставления), рассмотрение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, гражданского персонала и других граждан (раздел 14 Наставления), организация консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей, дача справок правового характера (раздел 15 Наставления). Опыт прошедших войн показывает, что это не так.

Поучительно то, что большое место отводило военное законодательство времен Петра Великого также и другому важному правовому средству управления вниманием военнослужащих – молитве. Ей в Уставе воинском, изданном Петром Великим 30 марта 1716 года, посвящена целая глава LXIV «О молитве, как и в которое время отправлять». В соответствии с указанной главой Устава : «Все, как офицеры так и солдаты в лагерях и на караулах, везде должны суть трижды молиться. Дважды по пробитии тапты и побудки (которыя краткия молитвы надлежит тайно говорить каждому офице­ру солдат учить, а ежели безграмотный, кто всех выучить не может, то хотя одно Отче наш, что конечно надлежит уметь); в третиеж в 9-м часу пред полуднем должен священник литургию отправлять при каж­дом полку. И понеже на всяк день того священнику невозможно ис­править, також каждому полку не всегда случается вкупе быть, также и на караулах стоящим, того ради установленныя в то время молитвы читать надлежит по баталионам или ротам, как случай подаст.

К кратким же утренним и вечерним молитвам в городах и в деревнях на квартирах стоящих солдат сбирать не надлежит, но только к единой о 9 часе бываемой молитве.

В воскресные же дни и великие праздники вечерни, а в Господские праздники вечерни и утрени отправлять надлежит, и пред каждым временем в барабан бить. Повседневные же часы, вечерни и заутрени священники дома да отправляют, понеже сие правило церковное ду­ховным и свободным людям узаконено, чего солдатам в таковых кро­вавых трудах и безпокойстве будучим снесть невозможно, но довлеет вышеописаннаго. К сей положенной службе все без отрицания ходить долженствуют, под штрафом определенным в воинских артикулах.

И понеже при войске некоторые иных законов обретаются, кото­рые такожде долженствуют по своим уставам, но в те же времена мо­лится, под таким же штрафом».

Как видно, путем такого правового закрепления молитва была включена в распорядок дня, в связи с чем воинам вменялось в обязанность под угрозой наказания уделять определенное время и внимание повышению своего духовного уровня. Вместе с тем, примечательно здесь и то, что в таком важном средстве как молитва управление вниманием также занимает одно из важнейших мест. Как отмечает Святитель Феофан Затворник: «Без внимания молитва не молитва. Следовательно, это главное»[310]. А в другом месте указывает, как следует управлять вниманием: «Делаете ли что, говорите ли с кем, идете, сидите, кушаете, – ум все с Господом да будет. Забудетесь, и опять воротитесь ко Господу, и себя побраните с сокрушением… и все так… в этом подвиг внимания[311].

По поводу управления вниманием во время выполнения какой-либо работы Святитель также указывает надежный способ: «Без дел и занятий нам быть нельзя. Бог дал нам деятельные силы, которые и требуют упражнения. У всякого потому есть свои дела и занятия. Они требуют внимания; но, с другой стороны, нравственное преспеяние, важнейшее всего другого, требует, чтоб внимание всегда было в Боге. Как согласить то и другое? Надо все дела и занятия делать как дела Божии, Богом на нас наложенные, и посвящать их Богу. Тогда делая их, не будем упускать из внимания Бога; ибо при сем неизбежна забота, как бы все делаемое сделать благоугодно Богу»[312].

Указывает также Святитель и на связь такого способа управления вниманием с правовой работой, ее высокими результатами: «Бог же не имеет вида или образа, потому истину любящие всеми мерами стараются возводить себя в состояние зреть Господа пред собою без образа, мыслию простою, чистою. Это верх совершенства в хождении пред Богом. Плоды сего хождения бесчисленны; но, главное – от него естественно переходит в жизнь нашу чистота и непорочность слов, мыслей, желаний, дел»[313].

Таким образом, внимание есть мощное средство воздействия на духовное состояние человека, его культуру, правосознание и поведение в целом. Управление вниманием есть, по своей сути, ключ к сознанию и поведению людей, поэтому в зависимости от того, в чьих руках этот ключ находится, как им пользоваться, во многом зависит благополучие людей, благосостояние народов, судьбы государств.

Правильное управление вниманием может в значительной степени обеспечить успех в военном деле, победу в войне, как это было продемонстрировано во время Великой Отечественной войны и осталось запечатлено во многих лозунгах и призывах («Все для фронта, все для победы», «Родина мать зовет», «Ты записался добровольцем?» и т.п.) того времени.

Можно привести из истории и другой прямо противоположный пример, когда недооценка, недостаточная работа с личным составом по управлению вниманием приводила к трагическим последствиям – измене целых полков и дивизий. Вот как сообщает об этом непосредственный свидетель таких событий во время Первой мировой войны последний протопресвитер русской армии и флота Г.И.Шавельский в своих воспоминаниях:

«Недостаточность наличных духовных сил для воспитания в запасных батальонах в особенности сильно ощущалась во второй половине 1916 г., когда усталость от войны дала себя чувствовать сильнее и когда одновременно с этим сильнее выявились симптомы разлагающей пропаганды. Последняя отчасти касалась и флота, главным же образом, она разрасталась в тылу: в запасных госпиталях, в санитарных поездах и больше всего в запасных батальонах. Во фронтовой полосе работали неприятельские шпионы-агитаторы, в тылу же пропаганда шла и еще из двух центров: из пораженческого лагеря наших политиков и сектантов.

Для усиления, в противовес таким влияниям, здорового духовного воспитания войск была сделана попытка в помощь офицерам и священникам запасных батальонов привлечь другие культурные силы. Первый опыт был сделан протоиереем В.Грифцовым в Жмеринке, где стояла чуть ли ни целая запасная бригада. Там был составлен кружок из местных священников, учителей гимназии, судебных деятелей и других интеллигентов, организовавших для солдат лекции по разным отраслям знаний. Опыт очень удался...

На фронте, как я уже сказал, пропаганда была менее чувствительной и заметной. Более всего страдал от нее Рижский фронт. Немцы избрали город Ригу базой для своих шпионов и пропагандистов. Город кишел теми и другими.

Пропаганда велась осторожно, но ловко и действенно, высшему командованию приходилось то и дело перемещать с этого фронта воинские части и заменять их новыми, не тронутыми пропагандой, которых вскоре ожидала участь первых. Между тем близость этого фронта к Петрограду делала его особенно ответственным.

В декабре 1916 года на Рижском фронте начались бои. В начале их мы имели некоторый успех, а потом произошла заминка. Начальник штаба посоветовал мне проехать туда, чтобы подбодрить нуждающиеся в моральной поддержке войска, и просил при посещении воинских частей обратить особое внимание на 5-ю Сибирскую стрелковую дивизию и главным образом на 17-й Сибирский стрелковый полк, отказавшийся несколько дней тому назад идти в наступление и теперь, как больной, изолированный от других. Я попросил генерала известить кого надо, что завтра в день Рождества Христова, я совершу литургию в церкви этого полка…