Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 61 из 146)

В конце литургии я обратился с поучением. Я говорил о том, что в настоящее время во всем мире нет мира, но что может быть мир в нашей душе, в нашей совести от сознания каждым из нас честно исполненного долга через христиански-терпеливое и мужественное перенесение для блага Родины, для счастья наших близких разных трудов, лишений и страданий; что может быть мир в нашей душе от чистой совести перед Богом, перед Родиной, перед ближним своим. Затем коснулся я прошлого полка, когда он покрывал свои знамена славой, удивляя других мужеством и доблестью. Наконец заговорил о страшном несчастье, постигшем и опозорившем полк, о последней измене полка своему долгу. Я не могу воспроизвести слов, в которых я изображал ужас измены, позор перед миром, преступление перед Родиной. Помню, что во время моей речи послышались всхлипывания, потом рыдания. Опустились на колени сначала первые ряды, потом все. Все плакали, начиная от старых полковников, кончая молодыми солдатами. «Кайтесь!» - раздался чей-то голос. «Простите! Будем верны! Исправимся!» - отовсюду отвечали голоса. Картина была потрясающая».

А вот другой аналогичный пример из практики протопресвитера русской армии и флота Г.И.Шавельского, показывающий, как умелое управление вниманием, концентрация его на высоких нравственных и духовных предметах, понятиях, ценностях позволяет из преступников, изменников делать героев, достойных защитников Отечества. Вот вкратце как это происходило по словам самого протопресвитера:

«Из церкви я, в сопровождении командира корпуса, командира полка, священников и нескольких офицеров, отправился в изолированный батальон.

К нашему приезду солдаты без оружия, как я уже заметил, они были обезоружены, стояли, выстроившись, около небольшой походной церкви. Командир предупредил меня, что настроение в батальоне дурное. Я поздоровался с выстроенными и затем пригласил их войти в церковь, где, облачившись, начал служение молебна о ниспослании Божией помощи. В конце молебна, когда души воинов умиротворились молитвою, я обратился к ним со словом.

Я начал осторожно, с разъяснения высоты воинского долга, представил ряд примеров самоотверженного его исполнения, потом коснулся славной истории полка, принесшего в течение этой войны множество жертв, обязывающих всякого, кто остался в живых, продолжать подвиг павших, чтобы не обесценить пролитой ими крови. Когда я заметил, что внимание моих слушателей достаточно напряжено, а сознание виновности уже возбуждено – тогда я взял более решительный тон, заговорив об измене как тягчайшем преступлении. Я не жалел красок, чтобы ярче представить тяжесть и гнусность совершенного батальоном проступка.

– Вы послушали врагов Родины, немецких шпионов, наполняющих Ригу, и разных предателей, которые хотят погубить нашу державу. Вы, доверившись им, изменили присяге; вы не поддержали в бою братьев своих, которые за вашу измену заплатили лишними жертвами, лишней кровью. Вы опозорили свой родной славный полк. Чего достигли вы? Враги наши скажут о вас: «Какие-то изменники, негодяи пробовали своей изменой помочь нам, но другие, честные русские полки устояли и не позволили нам достичь успеха». Родина жестоко осудит вас. Ваши же родители, с благословением отпускавшие вас для честной службы, ваши близкие родные могут лишь проклятием ответить вам на вашу измену. Ваши павшие доблестные товарищи, когда вы там, на небе, встретитесь с ними, с отвращением отвернутся от вас. Ужель с изменой на лицах, с проклятием на головах вы сможете спокойно жить на земле? Ужель радости и счастье могут быть уделом изменника, проклятого? Поймите, что сделали вы! Кайтесь в своем тяжком грехе! Загладьте его!..

Речь моя задела моих слушателей за живое. Слезы их были ответом на мои резкие укоры и обвинения… Один за другим, тихо и молча, с серьезными лицами, иные с заплаканными глазами стали подходить воины ко кресту. У меня самого сердце разрывалось на части от такого покаянного зрелища. Вообще бесконечно тяжела обязанность пастыря звать других на подвиг смерти. В данном же случае мне приходилось звать к усиленному подвигу, которым провинившиеся должны были загладить преступление.

Мне рассказывали, что через два дня этот батальон доблестно участвовал в атаке, во время которой многие, несомненно, смертью искупили свой грех»[314].

Выше приведенные примеры показывают какое огромное значение как в правовой работе, так и в духовной жизни людей играет управление вниманием, к каким тяжелым и опасным последствием может привести недооценка угроз, исходящих с этой стороны, как ловко управляя вниманием можно из человека сделать преступника, а можно – воспитать героя. В этой связи правовая работа должна уделять этому участку деятельности органов военного управления особое внимание, вырабатывая комплекс мероприятий, позволяющий удерживать внимание преимущественно на высоких нравственных, духовных предметах и исключая возможность увлечения внимания воинов на предметах вредных, духовно опасных и гибельных как для самого военнослужащего, так и для военного дела в целом.

В этом ряду особое место отводится религиозной системе воспитания, которая активно применялась в войсках в дореволюционной России и была закреплена в военном законодательстве вплоть до самой революции 1917 года. Большое место здесь отводилось духовному окормлению воинства, как эффективному средству концентрации внимания на системе высоких духовных ценностей, посредством чего повышался духовный уровень защитников Отечества, уровень правосознания, воинской дисциплины в войсках. Накопленный столетиями опыт в этой области требует своего осмысления как с практической, правовой, так и с научной, теоретической точки зрения.

Отдельно следует остановиться и на таком отмеченном выше важном способе управления вниманием и повышения духовного уровня личного состава, как привлечение к этому делу культурных сил общества путем создания специальных кружков. В такие кружки необходимо привлекать на общественных началах священнослужителей, лучших представителей из местной интеллигенции, ветеранов Великой Отечественной войны, выдающихся работников прокуратур, судов, бывшие офицеров, преподавателей истории и др. представителей общественности, проживающих в гарнизоне, предпочтительно преклонного возраста, имеющих богатый жизненный опыт за плечами, обладающих высокими духовными качествами, даром слова, интересных собеседников, способных увлечь внимание слушателей, сосредоточить его на важных духовных вопросах. Основным видом их деятельности должны являться лекции, вечера вопросов и ответов, творческие встречи, беседы и т.п. на различные исторические, правовые, духовные, актуальные жизненные темы.

Ядром этих кружков может выступить правовой актив[315] наиболее большой в гарнизоне воинской части, главным направлением деятельности которого должна являться профилактика правонарушений посредством повышения культурного, нравственного, духовного уровня личного состава, укрепления его правосознания и воинской дисциплины. Методика и содержание деятельности таких кружков может быть самая различная, в зависимости от творческих и других способностей его участников. Суть же состоит в том, чтобы расширять у личного состава духовный кругозор, познания в истории, культурных, нравственных, религиозных основах общества, в других наиболее важных областях (имеющих в т.ч. отношение и к военному делу) человеческой деятельности, а также – как можно чаще обращать внимание воинов на необходимость культурного роста, нравственного совершенствования, духовного становления и развития, вызывать у них тем самым желание вырабатывать в себе высокие личностные качества, стремление стать лучше.

Одной из главных задач правового актива должно быть оказание помощи командованию в организации надлежащего управления вниманием личного состава, обращении и удержании этого внимания на положительных образах, примерах, поведении, а также принятии мер к устранению негативных влияний на сознание воинов, их поведение, воинскую дисциплину. Помимо выше указанных грозных опасностей надлежащее управление вниманием позволяет предотвращать и другие, на первый взгляд малозначительные, однако по своим последствиям не менее опасные для военного организма угрозы. Например, лень, разлагающая военную организацию изнутри, враг усердия и старания, добросовестного и прилежного исполнения обязанностей военной службы, источник халатности (нередко и преступной), всяческих нарушений и упущений по службе на самых разных уровнях воинского служения.

Опасность военному делу, исходящая от лени, осознавалась на Руси с давних времен. Еще на заре возникновения и укрепления русского государства Владимир Мономах в своем Поучении указывал: «На войну выйдя не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает». А в другом месте предлагает и средства борьбы с ленью: «А вот вам основа всему: страх Божий имейте превыше всего… Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать»[316].