Обращает на себя внимание глубокое понимание еще с тех далеких времен сущности лени, других человеческих пороков и необходимости непрестанно бороться с этими негативными явлениями, постоянно исправлять свою жизнь, главнейшие средства к тому полагая в Боге – управляя своим вниманием таким образом, чтобы оно как можно больше времени удерживалось на Боге, его непрестанном хвалении при всяком деле. Вглядываясь в духовный облик первых русских князей и царей, становится понятным, какими силами и средствами им удалось совершить невозможное – создать самую большую в мире (по территории) державу, высочайшую культуру, непобедимую армию. Становятся ясными также и причины современных падений, разделений и крушений (экономических, политических, правовых, демографических и др.) некогда могучей и великой нашей державы.
Вот как пишет о лени, предлагая средства борьбы с этим злом (состоящие также в должном управлении вниманием), Святитель Феофан Затворник: «Поминаете про леность. Где есть ревность о спасении и страх Божий, там нельзя быть лености: места ей нет. Скажите, кто видит, что в хате пожар, тот будет лежать, развалившись на печи?!. Так и тот, кто страх Божий и страх смерти имеет, не может лениться в беспечности. – Этим прогоняйте леность»[317].
Старец Никодим Святогорец в качестве средства борьбы с нерадением и ленью предлагает иметь «главным своим намерением и главною своею целью – всегда и во всех делах своих быть лишь благоугождающим Богу, в жизни ли то, или в смерти, как говороит апостол: Темже и потщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти (2 Кор. 5, 9). Сего ради, возлюбленне, будь всегда к себе внимателен и сам в себе сосредоточен и старайся всячески направлять дела свои исключительно к сей цели». И далее, продолжая эту мысль, Старец указывает: «Это побуждение или цель – благоугождать Богу – и познать никому невозможно вполне, какую имеет силу и мощь в духовной жизни нашей. Ибо пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целию». А в другом месте поучает: «Слушай, что написано: Проклят человек творяй дело Господне с небрежением… (Иер. 48, 10). И такой беде подвергаешь ты себя, потому что ленишься подумать о достоинстве и цели предлежащего тебе дела, чтобы побудить себя сделать его в свое время и с такою решимостью, которая развевала бы всякие навеваемые леностию помыслы о сопряженных с ним трудностях, чтоб отклонить тебя от него»[318].
Подобных примеров того, как управляя вниманием можно эффективно бороться с различными негативными социальными явлениями (имеющими в основе своей духовную основу) укреплять правосознание и воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и боеготовность войск собрано в учении Православной Церкви, ее святых отцов огромное множество, поэтому ограничимся лишь приведенными выше.
Все изложенное наглядно показывает, что беззаконие, преступное поведение, также как и правомерная деятельность, подвиг возникают не вдруг, а зарождаются, вызревают в правосознании человека, в его духовной сфере. Одними из главных факторов, в значительной степени влияющих на формирование и содержание духовности человека является его духовная воля и внимание, оказывающие друг на друга большое влияние. В зависимости от того, куда будет склоняться духовная воля, туда, как правило, и стремиться человек обратить свое внимание, и наоборот, на чем сосредоточено внимание человека, тот предмет, проникая в сознание, и начинает постепенно (по мере продолжительности удержания на нем внимания) все более и более влиять на волю человека, на принимаемые им решения, на его поведение. В этой связи огромное значение приобретает духовное содержание того предмета, на котором останавливается внимание человека.
Духовная причинность, как отмечает А.А.Тер-Акопов, имеет информационно-психологический характер. Психологический аспект духовной детерминации выражается в том, что духовность действует на психику, сознание и волю субъекта, формируя у него соответствующее отношение к окружающей среде и самому себе. Информационный характер духовной детерминации проявляется в информационном способе воздействия духовных факторов на человека[319].
Такое понимание духовной детерминации поведения человека и роль при этом информационного способа воздействия на эту сферу открывают перед СМИ широкие возможности по управлению человеческой деятельностью посредством управления его вниманием, а посредством этого воздействия на его духовность, волю, правосознание. В зависимости от духовного содержания сообщений, способов их подачи СМИ может выступать мощным средством –
формирования, оздоровления, укрепления духовности, нравственности, волевых качеств, правосознания (при сообщении через СМИ позитивной духовной информации, возбуждающей в сознании человека высокие чувства, воспитывающие у него положительные качества), что во многом и предопределяет поведение человека, общества, государства;
разрушения, ослабления, снижения уровня духовности и правосознания человека (общества, государства), его (их) деморализации, деградации и духовной, а затем и физической, гибели (в случае захвата внимания и насаждение через него в сознание человека эгоизма, безответственности, грубости, страстности, порочности, беспечности, жестокости, насилия, безнравственности, преступности и т.п. как нормы поведения или как преподнесение этого как своего рода героизм, идеал).
Поскольку третьего не дано (т.к. кроме Светлых и темных сил в духовном мире других сил, действующих посредством информации на дух человека нет), то СМИ выступает, по сути, либо лекарством, оздоравливающим духовную жизнь человека (общества, государства), средством, укрепляющим его (их) духовные силы; либо коварным, скрытым оружием, поражающим духовные основы человеческой жизни и деятельности, насаждающим порочность, преступность, смерть.
Такие огромные возможности как созидательного, так и разрушительного свойства, обнаруживающиеся у СМИ, их способность управлять вниманием человека и общества, влиять на принимаемые решения, совершаемые действия (в т.ч. и в правовой плоскости), правомерное или преступное поведение выдвигают необходимость вернуть СМИ в прежнее доперестроечное положение, поставить это мощное духовное оружие под жесткий контроль государства, восстановить цензуру, прежде всего духовную.
Кроме того, государство, в целях своего сохранения и процветания своего народа должно создать такую организационно-правовую систему управления вниманием как на уровне отдельной личности, так и общественным, которая в максимально возможной степени удерживалось бы на различных самых высоких духовных образах, повышая их духовный потенциал. Должны изучаться и внедряться наиболее эффективные способы воздействия положительных духовных факторов на сознание, волю и поведение граждан.
На деле же происходит практически прямо противоположное этому. Понимание опасности исходящей в настоящее время от СМИ начинает ощущаться уже и на уровне Правительства России. Так, на одном из заседаний Правительства РФ (16.12.04 г.) премьер-министр Михаил Фрадков сообщил, что в области культуры его больше всего раздражают СМИ, в которых "позитива мало, а негатива навязываемого - много", а этот негатив "уводит молодежь в сторону". Министр обороны Сергей Иванов сообщил, что последней книгой, которую читали два солдата, сбежавшие из воинской части и убившие милиционеров, была "Убить мента". "Вот они дочитали и пошли", - пришел к заключению министр обороны. В связи с этим он отдал приказ "посмотреть, что хранится в воинских библиотеках". "Мы должны прекратить дебилизацию населения!" - потребовал С.Иванов. Министра обороны особенно возмутило, что телевидение заполнено "пошлятиной типа "Аншлага". Представитель правительства в судебных органах Михаил Барщевский добавил, что 70% голливудских фильмов спонсируется Пентагоном, и напомнил в связи с этим, что культура неотделима от идеологии[320].
Указанные факты показывают, как посредством СМИ снижается духовный уровень человека, разрушается его внутренний мир, а вместе с ним это разрушение приходит в конкретные дела этого человека, во внешнюю жизнедеятельность общества и государства. В Евангелии от Луки (6, 43-45) этот духовный закон (который по праву можно назвать и основным законом правовой работы), раскрывающий глубокую связь внутреннего мира (правосознания) человека с его делами (правовой работой) разъясняется следующим образом:
«Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Таким образом, посредством управления вниманием, его захватом и удержанием на конкретных сообщениях, образах, передачах и т.п., в зависимости от их духовного содержания, СМИ посредством этого, по сути, наполняют «сокровища сердца» человека, делая его внутренний мир (в т.ч. и правосознание) либо злым, либо добрым. А поскольку «от избытка сердца говорят уста его», а вслед за ними и совершаются конкретные соответствующие этому дела, то таким образом и происходит управление общественным сознанием и поведением граждан. Одним словом, сея зло в сердца людей (удерживая внимания на злом содержании передач), СМИ тем самым в значительной степени способствует произрастанию худых деревьев (правосознания) и худых плодов (дел, правовой работы). И наоборот. Поэтому такое мощное оружие должно находиться только в руках государства и проводить свою деятельность только в интересах государства и общества, а не в интересах лиц и групп, обладающих такими СМИ.